Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 902

Форма входа

Нарва вчера

Статистика

Фотоальбом

Главная » Фотоальбом » Старая Нарва » 1930-1939 » Нарвские подземелья?
Потерна между бастионами? Фото: Алекс Каскнем/Александр Кабанов/(Aleks Kaskneem), Нарва 1912 - 1965 Таллин.
Просмотров: 985 | Размеры: 1548x1600px/549.7Kb | Рейтинг: / | Дата: 23.01.2012 | misha
Просмотреть фотографию в реальном размере


Всего комментариев: 26 1 2 »
avatar
0
1
Нарвские подземелья, вероятно, представляли собой
не только казематы и галереи в бастионах, но вот и,
возможно, такие потерны, где-то пролегавшие под
средневековой застройкой Нарвы, и которые должны
были по идее соединять между собой какие-то объекты
внутри крепости (обычно все бастионы) для оператив-
ного перемещения (на конной тяге) между ними различ-
ных подразделений гарнизона обороняющихся, боезапа-
са и артиллерии. Подобные тоннели-потерны, как пра-
вило, были в обязательном порядке предусмотрены в
крепостях подобного бастионного типа. Судя по фото-
графиям современных нарвских диггеров, скорее всего,
они до сих пор существуют под Старым городом. Но вот
на современных фото нарвских подземелий тоннели та-
кого вида почему-то не встречаются.
avatar
0
2
может это канал под Кренгольмскими фабриками?
avatar
0
3
Если есть какая-то информация, может быть, даже
изображение, поделитесь. Первый раз слышу про
такой объект.
avatar
0
4
Мне кажется знакома изображенная потерна, она находится приблизительно  восточнее территории бывшей территории Российского консульства и шла в сторону баст.Виктория, размеры  солидные ,можно легко проехать на русской тройке...
avatar
0
5
sab, Вам знакома потерна по каким-либо виденным
изображениям или как? Неплохо бы иметь подтверж-
дение, что это именно нарвские подземелья.
Заменил на лучшего качества изображение больше-
го разрешения.
avatar
0
6
misha словам sab нужно верить . Я тоже "гулял " по этой потерне
Спускались  и поднимались туда по веревке . В последствии этот
проем , просто засыпали .
avatar
0
7
Антипожар, да, я ж, как обычно, подробностей
хочу. smile
Если трактор провалился колесом, то получает-
ся, что не очень глубоко залегает? На фото ви-
ден довольно резкий поворот,  откуда и куда
она ведет?
Может быть такая широкая потерна, действитель-
но, соединяла западные бастионы с воточными?
Или, что было бы еще разумнее, потерн было нес-
колько и кроме расположенных по диаметру, была
еще и кольцевая, соединявшая все бастионы? Не
ходили по ней далеко?
avatar
0
8
см. про потерну в разделе 40-49гг фото 150 (где труба лимонадного завода)...
avatar
0
9
misha , что трактор , это 100% . С начало проем был не большой ,
но в последствии увеличивался . Размер потерны соответствует .
А вот повороты , извините не помню .Да и протяженность была
не большой , завалы с обеих сторон . То , что участок сохранившейся
потерны располагался с востока на запад это точно . Как освещали
пространство ? Фонарики не очень , а вот факел это то , что нужно .
ГСМ клянчили у шоферов .И еще , спустится это одно , а вот выбраться
на верх это я Вам скажу было совсем не просто .
avatar
0
10
Вот, спасибо за подробности. up 
Только про глубину не отметили.
avatar
0
11
sab, если Вы не против, расскажу, как ссылку
активную на необходимый материал сделать
в тексте комментария. Заранее прошу извинить
за, возможно, излишне подробное изложение. Мо-
жет быть, и еще кому-нибудь будет полезно. От-
крываете страницу сайта с материалом, на кото-
рый хотите сделать ссылку в своем комментарии
и копируете адрес в адресной строке браузера.
Переходите на страницу сайта к материалу, где
хотите написать комментарий. После того как на-
писали текст, выбираете слово или часть текста,
которые хотите сделать активной ссылкой. Выделя-
ете то, что выбрали, курсором. Теперь ищите в ко-
мандной строке окошка комментария кнопку с изо-
бражением звеньев цепи (над текстом комментария),
затем нажимаете эту кнопочку, должно открыться
окошко "Вставить ссылку". В первой строке окошка
будет выделенный текст "http://", наводите на не-
го курсор и выбираете в контекстном меню, открывае-
мом правой клавишей мыши, строку "Вставить", встав-
ляете ранее скопированный адрес.
Нажимаете кнопку "Сохранить" внизу окошка "Вставить
ссылку". В тексте комментария в выбранном месте по-
является активная ссылка. Нажимаете кнопку под окош-
ком комментария "Отправить" - все комментарий с актив-
ной ссылкой на необходимый Вам материал готов.
Пример: "см. про потерну в разделе 40-49гг"
avatar
0
12


Как же проходит трасса потерны? Попытался нанести
два варианта расположения отрезка потерны на фраг-
менте плана Нарвы с наложением современной сущест-
вующей застройки на застройку, существовавшую к
1940 году. Наверное, в этом месте, как мне представля-
ется, логичнее её расположение будет таким как помнит-
ся sab
. Т.е. от бастиона Пакс в направлении к бастиону
Виктория с поворотом вправо непосредственно к бастио-
ну. Впрочем, может быть не лишено оснований и утверж-
дение Антипожар'а, ведь должна(-ы) была(-и) быть и
потерна(-ы), соединявшие западную и восточную сторо-
ны крепости.
Чёрный квадратик - примерное место расположения трубы
завода прохладительных напитков
.
У кого какое мнение?
avatar
0
13
Misha выражу мнение многих большое Вам спасибо  за Вашу огромную работу и преданность истории нашего города !!!
 Боюсь нарушить ход Ваших мыслей, но вход в провал был не севернее трубы, а восточнее, синий цвет приблизительно отражает и направление ...
avatar
0
14
misha , синий цвет ,но ниже завода. Как раз где пустырь, это
согласно этого плана .Провал был восточнее трубы а глубина
метра 3-4 точно .
avatar
0
15
Да это Вам всем спасибо за то, что, делясь своими
мнениями, воспоминаниями и уточнениями удовлет-
воряете моё любопытство. smile
Не скрою, есть у меня корысть: за счет выуживаемых
подробностей наподобие того, как художник с помощью,
казалось бы, разрозненных мазков кистью создает пока
еще не существующую цельную картину, попытаться пред-
ставить себе (есть у меня подозрения, что это будет инте-
ресно не только мне) зримый и осязаемый насколько это
возможно образ, хоть и когда-то уже существовавшего, да
исчезнувшего в результате человеческой глупости и без-
различия, Города. Города, который был венцом и плодом
трудов и усилий многих поколений его жителей: простых
работящих обывателей, талантливых мастеровых, людей
интернационального купеческого сословия и власть иму-
щих аристократов. Города, который был и дальше мог бы
оставаться музеем под открытым небом. И, к величайшему
сожалению, Города, которому не дают на протяжении столь-
ких лет после гибели восстать из пепла и тлена, но который
своей богатейшей историей, разнообразием архитектуры су-
ществовавшей застройки без сомнения заслуживает реинкар-
нации.
Попробую продолжить и предложить компромиссный
вариант пролегания потерны, который, может быть, в ка-
кой-то степени учитывает и Ваши sab и Ваши Антипожар,
высказанные замечания и, возможно, максимально соот-
ветствует тому, что Вы видели. Правда, такое расположе-
ние мне не кажется рядом с трубой.

avatar
0
16
misha Браво ! Но работы еще очень много .  smile  
Место отмеченное Вами в последнем комментарии соответствует 
моим воспоминаниям
avatar
0
17
Все может быть, очень похоже нанесли, ну может желательно чуть севернее, а вот что из этого следует?.... Кстати современными приборами я думаю не сложно "увидеть" под землей такую объемную потерну...
avatar
0
18
Из этого следует немногое. Мы совместными усилиями,
с учетом авторства снимка, скорее всего, правильно
идентифицировали изображение в его принадлежнос-
ти к Нарвским подземельям. И еще, если мы на основа-
нии Ваших sab и Антипожар свидетельств правильно
определились с месторасположением этого отрезка тон-
неля, его направлением и размерами, то можно с осто-
рожностью, но уже не с нулевой вероятностью предпо-
ложить существование в шведской новой части Старого
Города хотя бы одной потерны, вероятно, соединявшей
западные и восточные укрепления нарвской крепости.
Не знаю, может быть, кому-то и были известны подобные
факты, мне свидетельств о них ни в каких материалах о
Нарве не встречалось.
По поводу "просветить" - наверное все это реализуемо,
но только при наличии чьей-либо заинтересованности,
возможностей у этого кого-то и желания.
Мне кажется, то, что этот тоннель находился на террито-
рии пиво-медоваренного завода и располагался относи-
тельно неглубоко, и то, что один из торцов этого отрезка
тоннеля был замурован кирпичной стеной, может свиде-
тельствовать о его использовании в качестве какого-то
функционального заводского помещения. Да и трудно
предположить, что при строительстве производственных
корпусов его могли не обнаружить.
И еще из этого следует желание докопаться куда же
он выходил, по крайней мере,  в восточной части кре-
пости. smile Можно сделать предположение: восточная
часть тоннеля изначально вряд ли заканчивалась тупи-
ком, тоннель в любом случае должен был куда-то выхо-
дить. Возможно, заложенная потерна выходила в подоб-
ный же тоннель-потерну, проходящий вдоль куртины и
соединяющий бастионы Пакс и Виктория.
avatar
0
19
а может всё проще? оставим в покое варягов.Завод по производству напитков-напитков разных, в том числе бродячих и ходячих. консервантов не было. и это производственные помещения ,а так же складские. смотрите план, всё вписывается в периметр забора. А если от галерей и казематов и шли проходы то гораздо меньшего сечения и цель их -отвод грунтовых вод.и Принебрежение мы обсудили на Гоноре , а так же вентиляция помещений после залпов...
avatar
0
20
narvast, полностью исключить Вашу версию, конечно
же, нельзя, но...
По какой причине одна из сохранившихся торцовых
стен и остальные стены-своды этого помещения(тон-
неля) были сложены из, судя по всему, разных мате-
риалов, ведь явное отличие в их фактуре бросилось
sab'у в глаза при осмотре им этого помещения и на-
долго запало в его памяти.
Зачем надо было строить это помещение под некото-
рым углом, как я понял, к производственному корпусу,
ориентированному с запада на восток, а не параллель-
но ему, да еще и с поворотом вправо(15 м - прямо, по-
ворот и еще 10- м)?
Т.е. с учетом неправильного случайного расположения
этого тоннеля по отношению к остальным зданиями пи-
во-медоваренного завода, его не строго прямоугольной
конфигурации и различия в материалах двух кладок -
торцовой стены и остальных стен-сводов, как мне кажет-
ся, вполне логично напрашивается вывод о том, что тон-
нель, вероятно, существовал до постройки завода. Ну а
его использование в производственном процессе завода,
на территории которого он оказался, в указанных Вами
целях у меня также практически не вызывает сомнения.
С учетом всего, изложенного в комментариях, можно ут-
верждать, с какой-то долей вероятности, что это не замк-
нутое отдельное независимо существовавшее помещение,
а отрезок тоннеля. Далее сделанные мной выводы, толь-
ко логически предполагаемые на основе существующих
и вновь полученных фактов. Вот тут бы "просветка" тер-
риторий (комментарий № 17) над трассами предполагаемых
потерн могла бы или подтвердить, или опровергнуть эти
выводы.
Не претендую в своей версии на истину в последней ин-
станции, но мне именно в таком свете видятся обсуждае-
мые здесь фактические материалы.
1-20 21-26
avatar