С момента появления способа запечатлевать без карандаша и красок
с поразительной точностью сиюминутно увиденное и удивившее наблю-
дателя фотография прочно вошла в нашу повседневную жизнь.
Творческие люди, которые могут увидеть красоту даже в обыденных
для всех остальных вещах окружающего мира, владевшие искусством
фотографии, были и в Нарве. Именно они, зачастую безвестные, оста-
вили сделанные с любовью к истории и архитектуре Старой Нарвы
снимки города. На представленных здесь фото очень популярное для
съёмок у нарвских, и не только, фотографов место в Старом городе,
на мой взгляд, одно из колоритнейших в его самой древней средне-
вековой части - вид из створа улицы Виру(Вирская ул.) на первую
Рыночную площадь и на здание немецкой Иоанновской церкви (бывший
шведский Домский собор) увенчанное стройной башней-колокольней с
барочным завершением. Уголок Старой Нарвы с характерным средневе-
ковым архитектурным пейзажем не мог оставить равнодушными многих
мастеров фотографии
разных лет. Своими работами они хотели побудить
современников ощутить красоту и благородную патину богатой нарв-
ской истории лёгшей на камни этих узких улиц и зданий с островер-
хими черепичными крышами, на которых то тут, то там можно было
увидеть затейливой ковки флюгеры.
И, вряд ли, и те, и другие могли догадываться о том, что, по большей
части, лишь эти и ещё множество других фотографий, к счастью (как-то
фальшиво звучит здесь это слово, - "счастье", учитывая ту незавидную
участь уготованную Старому городу временем и людьми), сохранившиеся
до наших дней, будут напоминать о современной им Нарве потомкам. По-
томкам, иногда совершенно бездумно и безответственно не ощущающим ве-
ликих утрат, и не имеющих права на такие потери, потому что с утерей
таких историко-культурных сокровищ, как Старая Нарва, рвутся связую-
щие нити времён, и превращаемся мы, по русской поговорке, в "иванов,
не помнящих родства", способных творить уже любые безобразия где бы
то ни было и в чём бы то ни было.
Неизвестный фотограф
Неизвестный фотограф
Фотография Карла Сарапа
Полный позитив с фотопластинки авторства Карла Сарапа. Изображение
использовано для издания вышеприведённой открытки и для многих дру-
гих открыток с таким же изображением разного кадрирования издатель-
ства Иоханны Трийфельдт.