Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 1626

Форма входа

Нарва вчера

Статистика

Фотоальбом

Главная » Фотоальбом » Старая Нарва » До 1900 » Старая Нарва 1870 год
Обратите внимание на стену над бастионом Пакс и куртину, идущую от него к бастиону Юстиция. Поверху этих сооружений ещё виден вал, существовавший до 1872-73 года точно, закрывающий первые этажи зданий. Возможно, этот вал полностью исчез только к середине-концу 1880-х гг. Из фондов Эстонского исторического музея.
Просмотров: 3393 | Размеры: 1600x1215px/246.4Kb || Дата: 04.10.2011 | misha
Просмотреть фотографию в реальном размере


Всего комментариев: 32 1 2 »
0
1 misha  
Интересно,-это открытка издана в период 1866-1876 гг.
или только фотография, которая была использована для
её издания относится к 1866-76 гг., а сама открытка
выпущена позже? В известных мне печатных изданиях это
изображение (открытка?) Старой Нарвы нигде не встре-
чается. Может быть, кто-то знаком с изданиями, к при-
меру, нарвского музея (или с другими изданиями) по
Старой Нарве, где это изображение (открытка) приведе-
но? Возможно в черно-белом варианте.

0
2 tellis  
Я дал бы изображению 1874 год.
Лестница Гана еще не достроена, а башня Биржи не снесена.

0
3 misha  
Мне кажется, что этот панорамный снимок сделан не позднее 1873
года, если не раньше. Дело в том, что поверх укреплений, кур-
тин и бастионов видны земляные валы, которые существовали на
восточных укреплениях до начала 1870-х годов. Особенно четко
это видно на стене над бастионом Пакс, где земляной вал явно
закрывает первый этаж дворца Петра I. Вот как это выглядело в
натуре 1860-е годы. Фрагмент гравюры по стали из Альбома ви-
дов Лифляндии художника В.С. Ставенхагена, изданного в 1867
году в Миттаве.



В книге О. Коченовского приведён план Нарвы, составленный зем-
лемером Иваном Лазуком в 1871 году. Целостность крепостных со-
оружений еще никак не нарушена. Единственное место, где к тому
времени эта целостность была нарушена-это западная часть бас-
тиона Гонор, через которую уже к этому времени была проложена
улица соединяющая ул. Сепа в Старом городе с центральной ули-
цей Нарвского пригорода - Кладбищенской. Улица Тулевику, про-
ходящая по северной части бастиона Триумф, была проложена в
начале 1880 годов, продолжения улиц Рыцарской(Рюютли), Госпи-
тальной(Вэестемяэ) через южную и северную часть бастиона Фама
были проложены позднее, а дополнительные улицы, связывающие
Нарвский пригород со Старым городом, были проложены через се-
верные укрепления еще позже, т.е. до того, как началось благо-
устройство города, больших работ, затрагивающих укрепления, не
проводилось. В 1870 году в Российской империи было принято Го-
родское положение, которое в Нарве было введено в 1873 году,
раньше чем в других городах Эстляндии. В соответствии с этим
положением тогда же в городе был создан орган местного самоуп-
равления - городская управа во главе с А. Ганом, которая и за-
нялась активно благоустройством города. В книге приведены дан-
ные, что, к примеру, в 1873 году на снос крепостных валов (ду-
маю речь, как раз, и идет о земляных валах на крепостных со-
оружениях с учётом всего вышесказанного) было выделено 2000
рублей. К сожалению, тогда к памятникам старины относились
примерно так же, как и сейчас, и благоустройство города начали
с разборки и перестройки некоторых ценных историко-архитектур-
ных объектов нарвской крепости. В частности, на первом этапе
благоустройства с восточной стороны в 1875 году была перестро-
ена в Каменную лестницу крепостная стена, идущая от бастиона
Юстиция по склону оврага к Водяным воротам. А сами Водяные во-
рота и Темные ворота около бастиона Пакс были разобраны. Ско-
рее всего, и валы в первую очередь начали сносить тоже с вос-
точных укреплений. А раз валы на восточных куртинах и бастио-
нах на этой панораме целы, то соответственно и изображение со-
здано не позднее 1873 года. Вероятно, снос земляных валов на
укреплениях с восточной стороны продолжался, как минимум, до
1876 года. Тогда, наверное, был срыт вал напротив дворца
Петра I, потому что в этом году по данным О. Коченовского была
убрана подъёмная лестница, которая опускалась со второго эта-
жа здания на земляной вал. Эта лестница хорошо видна на выше-
приведённой здесь гравюре Ставенхагена.
Вот еще одно изображение примерно того периода. На этом фото
видны остатки не до конца срытого земляного вала напротив
дворца Петра I.



А лестница Гана соответственно тогда, в момент создания
панорамы, не "не достроена", а там ещё вообще "конь не
валялся". smile Это просто еще не перестроенная крепостная
стена, идущая по склону оврага к Водяным воротам крепости,
которые, кстати, частично видны (напротив моста) в крайне
левой части этой панорамы.

0
4 tellis  
Где-то читал, что в 1873 году, за два года до сноса башни Биржи,
сильный ветер сдул флюгер со шпиля, который так и не поставили обратно.
Была бы картинка покрупнее, увидели бы есть флюгер или нет.


0
5 misha  
По-моему, явно, просматривается флюгер на шпиле башни. Чем же
еще кроме флюгера может быть тёмное пятно на верхушке шпиля?
Если это флюгер, то тогда вообще подвергается сомнению версия
с установкой памятика Петру I в 1874 году. Кстати, и в воспо-
минаниях Рацевича говорится, что памятник Петру I был уста-
новлен именно в 1872 году. Сведения о том, что в 1873 году
ураган сорвал флюгер и городская управа отказалась его возвра-
щать обратно, есть у О. Коченовского.
Жалко, что эта фотография не поможет датировке панорамы. Уж
там-то при любом качестве изображения мы флюгер (или его от-
сутствие) вряд ли разглядим. smile

0
6 tellis  
Я панораму и имел в виду. Фотографию Биржи привел для наглядного примера.
Над шпилем должно быть четыре темных точки: два шара, указатель направления и сам флюгер.
Флюгер, я думаю, крепился примерно как дверь на петлях. Подняло ветром вверх и в сторону, так, что остальная конструкция не пострадала. Без флюгера будет три точки.
Думаю разглядеть можно было бы.
В мемуары С.Рачевича события из Старой Нарвы были добавлены уже после написания его воспоминаний.
Как он сам писал, что исторический источник (предполагаю книга Петрова) попал к нему поздно и многое пришлось дописывать.

0
7 misha  
Извините, я думал вы о фотографии биржи! А если бы в момент
съёмки ветер был восточный? smile
Как же, все-таки, по памятнику Петру I. Ведь не стыкуется с
1874 годом! Глядя на фото биржи с флюгером и с памятником,
ничего уже ни добавить, ни прибавить!

0
8 tellis  
Возможно 1874 год взяли из довольно "вольного" описания города
в "Путеводителе по северу России" 1886 года под редакцией Р.С.Попова


0
9 misha  
Если трезво рассудить, было бы верхом безответственности обо-
сновывать научным работникам и серьёзным историкам свои выво-
ды, опираясь на такие описания с явными фактологическими ошиб-
ками. И как-то, честно говоря, к учёным я отношусь более ува-
жительно. Наверное, есть все-таки какие-то более серьёзные
фактологические материалы в обоснование их ошибочной(?) пози-
ции. Неплохо бы было, каким-то образом, получить комментарии
по памятнику от самих научных работников-авторов справочника,
если это, конечно, возможно.

0
10 tellis  
Посмотрел библиографию в нарвском справочнике.
"Путеводитель по России. Север" не указан.

0
11 misha  
Вот оказывается "откуда ноги растут" у этой раритетной фотографии с
уникальной панорамой Нарвы, с запечатленными архитектурные объек-
тами и крепостными сооружениями, которые буквально через 2-3 года,
... 5 лет после даты съёмки канут в лету навсегда. Их исчезновение
очень сильно изменит облик города, города, сохранявшего почти 200
лет - с конца XVII века и до момента съёмок в почти неизменном виде
свои памятники средневековой архитектуры и древнюю застройку.
Практически такой же вид открывался с Горки на ивангородском бере-
гу на Нарву в конце шведского периода в эпоху её наивысшего рас-
цвета.
А снимок сделан для выпуска очень известным московским издатель-
ством "Шерер, Набгольц и Ко" в 1870 году иллюстрированного изда-
ния "Альбом видов Балтийской железной дороги от Тосны до Балтийс-
кого порта"

0
12 misha  
Так выглядит фотоальбом


0
13 misha  
Интересно, вал, существовавший на месте нынешнего бульвара
поверх крепостных сооружений и убранный в первой половине
1870-х годов, был просто земляной или внутри него были ка-
зематы?
На гравюре Ставенхагена справа в углу по краю вала видна
какая-то кладка. Опорная стенка или вход в возможно сущест-
вовавшие внутри вала казематы?

0
14 misha  
Наконец-то на сайте мы имеем возможность рассмотреть снимок с видом города
в 1870 году из альбома в приличном разрешении!!! А это лист альбома в полном
виде.


0
15 misha  
Что за сооружение на бастионе Юстиция?

0
16 Ameli  
А что на куртине между Паксом и Викторией?

0
17 tellis  
Может сооружение не на Юстиции, а чуть дальше и здесь его останки.
На рисунке Ставенхагена ничего нет.

0
18 misha  


Вероятно между Паксом и Викторией деревья, которые на фото
плохо были видны и их просто закрасили одним цветом без про-
рисовки. На рисунке Е.Эйка растительность 10-ю годами позже
гравюры практически как на фото.



Сооружение на Юстиции, получается, построили после гравюры
Ставенхагена начала 1860-х гг. На рисунке Е.Эйка это сооруже-
ние есть.

0
19 relvur  
Такое ощущение, что куртина между Паксом (Врангелем) за Водяными воротами и Викторией, а также правый фланк Виктории заретушированы по каким то причинам. Может это косвенное указание на то, что изображение всё-таки сделано было до упразднения Нарвской крепости и возможное ретуширование связано с цензурными соображениями?
Любопытно было бы увидеть, как выглядел в 60 -х (?) годах 19 века стык между правым фланком Виктории и куртиной, оставались ли в то время какие-нибудь следы более старых нарвских укреплений, т. е. бастиона Песчаный вал или нет.

0
20 misha  
relvur, интересная версия. Но ретуширование в цензурных целях, мне
кажется, маловероятным. Остальные же крепостные сооружения: курти-
на от б. Юстиции к б. Пакс, сам б. Пакс и вал над ним, Темные ворота
все довольно хорошо видно и только куртину далее и правый фланк Вик-
тории заретушировали? Наличие сооружения на Юстиции с учетом дати-
ровки рисунка Эйка и отсутствие этого сооружения на гравюре Ставенха-
гена начала 1860-х гг., вероятно, до упразднения крепости в 1863 году,
говорят о том, что фото все-таки не раньше конца 1860-х гг.

1-20 21-32
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]