Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2675

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Бронепоезд "За Родину" и его участие в обороне Нарвы в августе 1941 года.
Крепость на колесах
Еще одно грозное оружие войны - бронепоезд, оснащенный пушками, что были сняты с кораблей Балтфлота.
...На листке, сложенном пополам, схема путей у станции Калище. Ветка уходит от вокзала в глубь леса. Несколько торопливых строк, написанных неровным почерком. Видимо, тот, кто писал, очень волновался... «Осенью 1941 года бронепоезд «За Родину!» сражался против фашистов в вашем районе. Вел он огонь с позиции, что была расположена на ветке за станцией Калище (см. Примечание). Неоднократно подвергался и сам обстрелу врага. Станция Калище, мост через реку Коваш и весь поселок были подготовлены к уничтожению на случай прорыва противника. Но личный состав бронепоезда не дал этого сделать, таким образом сохранив все эти объекты от разрушения. Мы считали, что дальше отступать нельзя, и решили защищать этот рубеж до последнего патрона!..»

Эти строки написал бывший командир бронепоезда «За Родину!» ленинградец В. Кропачев. «Крепость на колесах», которой он командовал, участвовала под номером 6 еще в Гражданской войне. А первый бой в 1941-м экипаж принял в Латвии, прикрывая с суши Виндавскую военно-морскую базу.

Позже целую неделю бронепоезд охранял железнодорожный мост через реку Нарову. Гитлеровцы усиливали натиск. Нашим войскам приходилось отступать. Мост во что бы то ни стало надо было сохранить до того момента, когда последние части переправятся на другой берег.
Немцы не жалели бомб и снарядов. Фашисты даже сбросили десант, чтобы захватить бронепоезд. Они уже взобрались на платформы, когда разом открылись все люки, и бойцы ринулись в рукопашный бой. Поезд получил тогда серьезные повреждения, однако сумел дойти до Ижорского укрепрайона береговой обороны.

К новым сражениям, так же как и «Балтийца», бронепоезд «За Родину!» подготовили артиллеристы «Красной Горки» под руководством военного инженера Жигало и воентехника Нерезина. Ремонт паровозной брони произвели ижорцы. Они одели в непробиваемый «наряд» и орудийные площадки. А ремонтом ходовой части занимался 186-й железнодорожный батальон.

Сентябрьские бои надолго запомнились экипажу. За один только день 15 сентября первая батарея старшего лейтенанта Н. Второва выпустила по фашистам 70 снарядов. Но и бронепоезд попал под массированный огонь противника. Смертью храбрых погибли политрук Старосельский, старшина Токарь, тяжело ранило Второва, воентехника Леонова, политрука Бусарова...

Ещё один бронепоезд, участвовавший в боях на нарвском направлении "Балтиец" под командованием С.А. Пермского. Паровоз для него ОВ № 431 по прозвищу "Челлита" был угнан сержантом М. Ф. Смушко из Риги под носом наступающего противника и уходил из Латвии в сторону Ленинграда, вероятно, вместе с бронепоездом "За Родину". Бронепоезд "Балтиец" был оборудован в июле 1941 года и первый бой принял на ст. Веймарн 8 августа 1941 года.

...Шел тридцатый год с той поры, как закончилась война. В Сосновом Бору сооружалась Ленинградская АЭС. И монтажники МСУ-90, работавшие на строительстве, случайно обнаружили в старом окопе пачку пожелтевших от времени и обгоревших по краям газет. Газеты были разные. Только дата у всех номеров газет была одна – 30 августа 1941 года.

Снаряд ли, бомба ли угодили в окопчик, но больше уже не встал, не смог раздать газеты тот, кто доставил их для бойцов. И некому было тогда прочитать информацию с переднего края, снабженную фотографией: «Действующая армия. Батарея тов. Пермского, поддерживая стрелковые части, метко бьет по позициям, танкам и скоплениям войск противника. Слева направо: заряжающий К. И. Попов, командир батареи лейтенант С. Пермский и младший сержант М. Ф. Смушко».
По условиям военного времени цензура не разрешала писать о бронепоездах, просто – батареи. Но легко увидеть, что у корабельных пушек стоят моряки, и понять, что локомотив, из будки которого выглядывает машинист Михаил Смушко, – это та самая «Челита».
Газеты-реликвии монтажники передали в музей боевой славы 1-й средней школы Соснового Бора. Примечательно, что первый камень в основание молодого города положил тот самый Сергей Александрович Пермский, ленинградский архитектор, а его сын Александр эту школу проектировал.


Примечание: Ст. Калище - это фактически район современного города Сосновый Бор и считается его железнодорожной станцией. В настоящее время электропоезда до города Сосновый Бор идут до станции Калище.

Источник
Категория: Это было давно | Добавил: misha (31.01.2015)
| Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]