Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2675

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

День белого цветка проводился по всей России, в т.ч. и в Нарве.

В марте 1910 года на Всероссийском съезде деятелей по призрению сообщалось, что по самым приблизительным подсчетам в России раздается более 27 миллионов рублей «Христа ради». При этом в средней полосе фунт пшеничного хлеба (0,454кг) стоил 3,5-4 копейки, тонна угля -- 10 рублей, а фунт мяса лучшего сорта -- 16-17 копеек, женская домашняя прислуга получала 6-8 рублей в месяц, а арендовать большую квартиру (6 и более комнат) стоило около 700 рублей в год. Несмотря на то что львиная доля благотворительности в России была частной, это не означало, что государство за ней не присматривало. Солидным купцам и благонадежным гражданам доверялось построение приютов и содержание богаделен. А, например, простые шарманщики, чтобы получить разрешение ходить по улицам, должны были перевести небольшую сумму на устройство воспитательных домов. Государство держало под контролем и частные производства сомнительного характера. Например, в стране была всего одна фабрика, выпускающая игральные карты, и она была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета -- таким образом, карточное производство было монополизировано в благотворительных целях.

В вопросах благотворительности связь государства и частного капитала была совершенно естественной: богатые и влиятельные люди часто занимали крупные административные или общественные должности. Ярким примером таких отношений были необычайно популярные в начале ХХ века «Дни цветков», в которых для сбора пожертвований объединились чиновники и благотворительные общества.

Идея проведения «Дней цветков» принадлежит правительству Португалии и Лиге борьбы с чахоткой при Красном Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты цветов. Акция продажи ромашек как эмблемы борьбы с туберкулезом была весьма успешной. Вскоре идея «Белой ромашки» дошла до России, где туберкулез был одним из самых распространенных заболеваний. По указу императора Николая II, тратившего большие личные суммы на благотворительность, в 1910 году в Санкт-Петербурге была создана Российская лига по борьбе с чахоткой. И уже весной 1911 года в Санкт-Петербурге был проведен первый «День белого цветка». За ходом акции следили Комитеты, которые возглавляли члены правления Лиги или кто-либо из видных лиц города. Участвовали в Комитетах и представители местной аристократии или купечества


Царские дети в День белого цветка

Перед началом акции в районные комитеты развозили заготовленные букеты из искусственных ромашек, листовки и памятные жетоны. Курсистки -- слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института -- забирали букеты и расходились по городу. Цветы они укладывали в небольшие бело-желтые корзины. Ленты и заколки продавщиц тоже должны были быть ярких тонов. Лучше всего сборы шли на трамвайных остановках -- такие результаты принесла расклейка рекламных плакатов в трамвайных вагонах. Организаторы особенно подчеркивали то, что ценен каждый пятачок. Прейскуранта на букеты не было -- каждый давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Жертвователям, дававшим 5 и более рублей, вручали памятный значок. Деньги опускали в жестяную запломбированную коробку, пломбу снимали только при подсчете денег в районном комитете. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах.


Чтобы привлечь внимание к сбору, в провинциальных городах устраивались автопробеги (увидеть автомобиль в провинции в те годы было большим событием). На фото День белого цветка в Нарве. Агитационный автомобиль у здания немецкого общества "Гармония", ул. Вышгородская (ул. Суур) дом 8. Фотография из фондов эстонского госархива, вероятно 1911 года. (По моему, слева стоит Адольф Ган. Кто остальные? Возможно кто-то ещё из крупных городских чиновников и деловых людей выходцев из немецкого населения Нарвы)

В том же 1911 году «Дни белого цветка» прошли по всей России. В Москве для нуждающихся собрали 132 тысячи рублей. В Казани, например, было заготовлено 125 тысяч заводских и 75 тысяч самодельных цветов, отпечатано 80 тысяч листовок, призывавших к борьбе с чахоткой, и все это было распродано еще до полудня. Сборы составили более 18 тысяч рублей. На эти деньги в деревне Тогашево под Казанью построили туберкулезный диспансер для детей. Более 40 детей ремесленников и чернорабочих были отправлены туда на отдых с полноценным питанием и лечением. Чтобы привлечь внимание к сбору, в провинциальных городах устраивались автопробеги (увидеть автомобиль в провинции в те годы было большим событием).

«День цветка» вызвал такой отклик среди населения, что стал проводиться не менее четырех раз в год. Цветы были разные, каждый символизировал какую-то одну проблему. Букеты из белой ромашки раздавали в день борьбы с чахоткой, букетики из колосьев ржи -- при сборе в пользу голодающих крестьян, люди, которые покупали розовые цветы, помогали сиротам.

Продажей букетов собирали деньги и для солдат русской армии. Весной 1913 года (конец Балканской войны 1912-1913 гг.) тысяча двести сборщиков-добровольцев, студентов и курсисток должны были раздать петербуржцам несколько тысяч букетов и 160 тысяч памятных жетонов для тех, чьи пожертвования составили более 10 рублей. «Благая цель праздника, интеллигентный состав сборщиц и сборщиков общества, преимущественно из учащейся молодежи, сделали свое дело, и уже с 11 часов утра начал чувствоваться недостаток в жетонах, -- сообщал репортер «Петербургского листка». -- Оргкомитет мероприятия вынужден был спешно затребовать с завода все остатки от заказа на жетоны, но и это помогло не более чем на час. Тогда в районных комитетах дамы сами приступили к изготовлению букетов, но после обеда и их не хватило, и публике, опускавшей в кружки свои пожертвования, пришлось довольствоваться скромными листками, посвященными деятельности общества»...

Дело табак


Вещевые сборы не пользовались такой популярностью - люди предпочитали отдавать благотворительным обществам деньги, на которые закупят все необходимое. Возможно, поэтому «День табака», организованный артистами петербургских театров, не принес ожидаемых результатов. В 1914 году артисты провели акцию по сбору табака и махорки для солдат действующей армии: билет в театр на благотворительный спектакль можно было купить за кисет с махоркой. Ходили артисты и по улице, продавая жетоны и букеты за табак и махорку. Но артисты собрали вещи на меньшую сумму, чем курсистки с букетами. Дело с табаком оказалось слишком хлопотным: ведь тот, кто хотел получить билет в обмен на табак, должен был вернуться домой или сходить в лавку за табаком.

Были широко распространены и другие формы сбора пожертвований: благотворительные аукционы и базары, балы, спектакли, концерты, а также сборы по подписным листам. Сборщики денег по подписным листам привлекали благотворителей именами известных людей, артистов, писателей. В подписной лист вписывалось имя благотворителя и сумма пожертвования. Нередко денежные суммы были небольшими, зато жертвователей было много. Успех достигался либо за счет того, что первые жертвователи -- известные, уважаемые люди, вносили крупные суммы денег, а другие следовала их примеру, либо за счет массовости. Например, таким образом «в складчину» по инициативе Крестовоздвиженского братства в Тамбове построили училище для слепых детей.

Великая княгиня Мария Павловна (1854-1920), вдова великого князя Владимира Александровича (старшего дяди императора Николая II), часто устраивала благотворительные аукционы, которые неизменно собирали большие суммы. В помощь голодающим крестьянам Мария Павловна организовала благотворительный базар в Дворянском собрании. На базаре продавали крестьянскую пищу и предметы быта. В жизнь обывателей даже стало входить понятие «модный благотворительный базар». Это осуждалось многими жертвователями, полагавшими, что невозможно совместить понятия «мода» и «благотворительность», равно как и помещать на одной афише слово «милосердие» и «голые ноги балерин» на афише какого-нибудь благотворительного выступления с балетной программой.
Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели снаружи на стенах приютов, богаделен, сиротских домов. Любой прохожий мог стать благотворителем. Собранные деньги шли на нужды насельников. Например, богадельня в Москве на кружечные сборы могла себе позволить ежегодный ремонт.


Знак добровольных сборов. Нарвский отдел Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом.
 

Категория: Это было давно | Добавил: misha (17.11.2012)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]