Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2665

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Династия мастеров-строителей органов Крииса. Глава вторая. Часть 2. (Приложение к загадкам Старой Нарвы № 10)
Совместный труд по строительству органов мастеров первого поколения династии. Часть 2.
Первый, совместно построенный братьями Крииса, церковный орган был изготовлен в 1900 году для Рыугеской вспомогательной церкви в Ванна-Рооза. Вот что писал об этом органе Хардо Крииса (сын Эдуарда, внук Таннила): «Этот орган построен так основательно, что не подлежит ремонту. Детали крепко склеены, из-за этого их нельзя разъединить. В дальнейшем при строительстве всех следующих органов такой ошибки уже более не встречается – необходимые места соединены шурупами».

Затем последовали органы в Пинди, Рану, Ярва-Пээтри и церкви Карма на Сааремаа. Церкви Вастселийна и Выру получили органы уже намного более крупных размеров – в первом было 24, во втором уже 28 регистров.
Чем больше регистров в органе, тем богаче тембровая палитра его звучания, и, тем более сложна работа мастеров при создании этих инструментов. Увеличение количества регистров в инструментах, создаваемых братьями, которые имели только
опыт профессионального самообразования, говорит об их незаурядных способностях и огромном труде, который они вкладывали в постижение секретов органостроения. Для того, чтобы понять, что такое регистр в органе, и, хотя бы примерно представить всю сложность создания богатой палитры звучания органа и соответственно сложность труда братьев Крииса и достигнутый ими высокий уровень профессионализма в этой области, необходимо сделать небольшой экскурс в основы музыкальной грамоты. Те, кто с ней знаком (или кому это неинтересно) могут эту часть текста пропустить:
Звучание любого инструмента характеризуется набором звуков, которые можно из него извлекать, т.е. своим звукорядом. Звукоряд - последовательность всех звуков, употребляемых в музыке (музыкальные звуки - звуки, частоты колебаний которых находятся в пределах от 16 до 4500 гц ), или звуков какого-либо музыкального инструмента, расположенных в постепенном восходящем или нисходящем порядке.
Европейская музыка и соответственно инструменты, на которых она исполняется, используют хроматический звукоряд (то же, что и хроматическая гамма), Что же это такое?
Хроматический звукоряд - это звукоряд, в котором вся совокупность музыкальных звуков, используемых и композиторами при написании музыки, и создателями музыкальных инструментов, равномерно делится на восемь групп, так называемых октав. Существуют и октавы, не входящие в частотный диапазон музыкальных звуков. Например октавы ниже этого диапазона состоят из звуков, не воспринимаемых человеческим ухом. Октавы выше указанного диапазона практически не используются в музыке из-за того, что звуки, их составляющие, трудно распознаваемы по высоте. Каждая октава также равномерно делится на 12 различных звуков, 7 из которых называются основными или тонами (звуки определённой частоты, например звук «ля» первой октавы 440 гц, "ля" второй октавы 880 гц ). Им даны самостоятельные слоговые названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Остальные 5 звуков не имеют слоговых названий и находятся между парами основных звуков - это производные от них. Таким образом октава представляет из себя следующую структуру: 12 указанных звуков и 12 равных частотных интервалов между ними: это 11 промежутков между 7 основными, 5 производными звуками и 12-й промежуток между последним звуком любой октавы звуком "си" и звуком "до" следующей октавы. Нижняя граница каждого из этих частотных промежутков это предыдущий звук: или основной, или производный. Верхняя его граница то же самое: это или последующий основной звук, если предыдущий звук был производный, или один из производных звуков, если предыдущий звук был основным. Частотные интервалы между любыми звуками октавы абсолютно равны и принимаются за полтона, а интервалы между основными звуками, имеющими слоговые названия, приняты за один тон или два полутона. Есть один нюанс: между двумя парами основных звуков нет целого тона это между ми и фа, а также си и до. Таким образом, как "отче наш", запоминаем, что октава, включающая в себя 7 основных и 5 производных звуков, состоит из 12 равных полутонов. Такое равномерное деление октав на 12 частей с одинаковым высотным соотношением между ними, так называемый равномерно темперированный музыкальный звукоряд, был впервые введен в европейскую музыку И.-С. Бахом вместе с А. Веркмейстером. В этой гамме каждый звук отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон - наименьшее возможное расстояние между звуками. Именно этот звукоряд и отражают клавиатуры органа, фортепиано или аккордеона.
Теперь о том, что же такое регистр органа. Регистр - ряд труб различной высоты звучания, каждая из которых по высоте извлекаемого из неё звука соответствует одному из 12 полутонов хроматического (равномерного) звукоряда какой-либо октавы. Трубы одного регистра, располагаясь последовательно, образуют хроматический звукоряд, но при этом количество труб в регистре не обязательно будет соответствовать количеству звуков только одной октавы, т.е 12-ти. Регистры в зависимости от своей конструкции (сейчас речь о только количестве труб), определяемой желанием заказчика или идеями самого органостроителя могут воспроизводить своими трубами и большее количество звуков, которое будет перекрывать диапазон звуков одной или, возможно, даже нескольких октав, т.е. число труб в одном регистре может быть значительно больше 12, но все эти трубы должны быть строго единого тембра. Тембр трубы – это окраска её звучания (т.е. издаваемый звук может быть сухой, звонкий, глухой, ворчащий и т.д. и т.п.) Тембр определяется конструкцией трубы, материалом, из которого её изготовили, и ещё некоторыми другими дополнительными параметрами. Таким образом, понятно: трубы, собранные в какой-либо регистр, имеют один признак, по которому их в регистр и объединяют – единый тембр звучания. Т.е. трубы, входящие в регистр, всегда одной конструкции, изготовлены из одного материала и имеют другие абсолютно одинаковые параметры, а различаются трубы в регистре только размером, который и определяет высоту звучания трубы. Размер труб может быть от нескольких мм до 20 метров, в зависимости от октавы, к которой принадлежит тон(полутон) звучания трубы.
Мало того, что орган воспроизводит музыкальные звуки в диапазоне 4-5 октав, так ещё этот диапазон звуков может быть воспроизведён органом с отличающейся музыкальной окраской - разными тембрами, т.е весь диапазон воспроизводимых инструментом звуков может быть несколько раз в разном звучании повторён органистом с помощью регистров с различными тембрами. Это качество органа обеспечивается большИм количеством регистров. Каждой трубе любого регистра соответствует клавиша на клавиатуре-мануале или в педали. Мануал – ручная
клавиатура. Педаль – клавиатура, на которой играют ногами, несмотря на своё название, состоит не из одной педали, а из нескольких педалей-клавиш. Как правило, регистр включает столько труб, сколько клавиш в одном мануале. Чем больше в органе регистров, тем больше в
инструменте труб и тем больше требуется клавиш, а соответственно и мануалов для управления ими. Для того, чтобы с ограниченного физически количества мануалов управлять как можно большим количеством регистров существуют еще и дополнительные переключатели, позволяющие с одной и той же клавиатуры управлять разными
регистрами.




На снимке пульт органа Пыльтсамааской церкви, изготовленного братьями Крииса в 1928 году. В верхней части пульта видно два мануала. Обратите внимание, что каждая клавиатура содержит 34 клавиши, т.е. управляемые с неё регистры своими звуками перекрывают почти 3 октавы. Сверху, справа и слева от них находятся дополнительные переключатели. В нижней части изображения хорошо видна педаль органа, состоящая из 12-ти клавиш, т.е. звуки, извлекаемые из труб регистров, управляемых с помощью этой педали, составляют одну октаву.

Диапазон звучания - определяется расстоянием (интервалом) между самым низким и самым высоким звуком инструмента. Из всех музыкальных инструментов только орган имеет максимально возможный диапазон, охватывая наибольшее количество из всех, имеющихся музыкальных звуков, да и ещё может этот диапазон, как
говорилось выше, воспроизводить с разными тембровыми оттенками, поэтому его и называют «королём музыкальных инструментов».

Надо отметить, что орган, как нечто грандиозное, гудящее на всех частотах, начиная с инфразвуков, стал таким только за последние 150 лет. В начале 18-го века, во
времена Баха, органы были небольшими по своим размерам и имели не более 25 регистров.
А ведь ещё для того, чтобы передавать усилия нажатия клавиш на мануале к устройствам, пропускающим нагнетаемый мехами воздух в трубы регистров, братьям надо было создавать сложные системы управлении – трактуры органов.
Теперь, после музыкального "ликбеза", можно в полной мере представить, какой сложности работу делали органные мастера, в том числе и братья Крииса, когда создавали свои органы. Об одном из главных произведений семейной фирмы братьев Крииса органе нарвской Петровской церкви, имевшим уже 38 регистров, речь пойдёт в четвёртой части третьей главы.
Категория: Люди | Добавил: misha (11.09.2012)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]