Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2675

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Дополнение к статье «Бронепоезд "За Родину" и его участие в обороне Нарвы в августе 1941 года.»
Статья «Бронепоезд "За Родину" и его участие в обороне Нарвы в августе 1941 года.» опубликована на сайте 31.01.2015

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.


Бронепоезд № 1 латышской армии, в последующем бронепоезд № 302, а с 7 июля 1942 года бронепоезд № 8 «За Родину». Снимок 1930-х гг.

В предыдущей публикации по теме мы узнали об участии бронепоезда «За Родину», принявшему первый бой в Латвии, в обороне Нарвы в августе 1941 года. Но тогда кроме этой информации и того, что бронепоезд участвовал еще в гражданской войне, никаких других сведений об этой крепости на колесах мы не получили. Кстати, на момент его участия в обороне Нарвы он еще не носил названия «За Родину», а назывался просто БЕПО № 302.
О том, что же из себя представлял этот бронепоезд, и некоторые факты его "биографии" можно будет узнать из этой статьи…
Справка:
БРОНЕПОЕЗД (сокращенно «БП», БЕПО) - бронированный поезд; в организационном отношении— воинская часть, имеющая на своем вооружении подвижной состав, который делится на боевую часть и базу. Боевая часть представляет собой собственно Б., состоящий из бронированного паровоза, одной или нескольких бронеплощадок (специальные 4-осные платформы с броневыми кузовами) и двух или четырех спаренных контрольных платформ с запасом восстановительных материалов. База Б.—обычный подвижной жел.-дор. состав, предназначенный для обслуживания Б. и для размещения его личного состава.
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.


Бронепоезд БЕПО № 302 не просто так оказался в Латвии. В Латвии до ее присоединения к СССР с 1920 года по февраль 1940 года существовал Латвийский полк бронепоездов (латыш. Bruņoto Vilcienu Pulks) — группировка бронепоездов Латвийской армии, штаб которой находился в Риге. В разное время она включала от 4 до 5 бронепоездов. К 1940 году полк насчитывал 4 бронепоезда. В 1936 году был создан бронепоездной дивизион латышской армии (вероятно, в составе полка) из бронепоездов № 1 и № 2. Причем эта часть считалась территориальной и должна была развертываться только в случае начала боевых действий, поэтому составы находились на консервации. Два других полковых бронепоезда были переданы в гарнизоны Даугавпилса и Лиепаи для их усиления, но и они в виду нехватки средств также фактически находились на консервации. После ликвидации полка из 4 имевшихся составов было решено сформировать два боеспособных и отправить их на патрулирование морского побережья. Правда, к тому времени побережье уже контролировалось частями РККА, стоявшими там в базах-гарнизонах, размещенных в соответствии с условиями договора между Латвией и СССР 1939 года. После вхождения Латвии в состав СССР в течение лета 1940 года всё вооружение и матчасть латвийской армии были переданы Красной Армии и после инвентаризации два поезда были включены в её состав. Два действующих бронепоезда № 1 и № 2 включили в состав 10-го отдельного железнодорожного артиллерийского дивизиона Балтийского флота. Каждый состав состоял из бронепаровоза, четырех 2-осных и одной 4-осной бронеплощадок. Причем 4-осные (изготовления завода «Красное Сормово») были захвачены латышами еще в 1919 году в ходе боев с частями Красной Армии.

Историческая справка:
Бронепоезд № 1 латышской армии отсчитывал свою историю с 1919 года, когда с 3 января по 21 мая в Шкиротавских ж/д мастерских (Рига) он был построен для Латвийской Красной армии. Собирался бронепоезд из подручных материалов полукустарным способом. Бронепаровоз предположительно прибыл из России, первые площадки собрали на месте. Однако из-за акта саботажа латышская Красная Армия, отступая из Риги, не смогла увести поезд с собой, и он попал в руки немецкого ландесвера (ополчение балтийских немцев, воевавших за создание в Прибалтике Балтийского герцогства под протекторатом Германии). Введён в строй 22 мая 1919.
Состав бронепоезда № 1 на тот момент: — 1 частично бронированный паровоз— 4 двухосных броневагона — 9 двухосных товарных вагонов — 2 двухосных пассажирских вагона — вагон-кухня — 2 двухосные платформы. Вооружение: 77-мм полевое и 88-мм морское орудия, 37-мм митральеза* Гочкиса**,



37-мм митральеза бронепоезда № 1. Снимок 1930-х гг.

* Митралье́за (фр. mitrailleuse, от фр. mitraille — картечь; в России картечница) — изначально, употреблявшееся во второй половине XIX века французское название скорострельного многоствольного артиллерийского орудия, которое вело залповый огонь патронами винтовочного калибра и имело полностью ручную перезарядку. Митральеза создавалась как особый тип залповой пушки, способной вести плотный заградительный огонь.
** 37-мм пятиствольные (револьверные) пушки закупались у фирмы Гочкиса в 1884 - 1886годах, затем в 1886-1896 годах производились на Тульском оружейном заводе (до 100 штук закуплено и 290 изготовлено в Туле). Эти орудия поступали на вооружение кораблей Российского флота. Митральеза Бенджамина Гочкиса была сконструирована в 1870—1871 годах имела пять стволов и могла стрелять со скоростью 80 снарядов в минуту на дистанцию свыше 1500 м.


10 пулемётов. Бронепоезд в составе немецкой «Железной дивизии» участвовал в боях под Цесисом, 11 июня подчинён белогвардейскому корпусу полковника Вирголича. 22 июля 1919 поезд захватили латышские отряды, воевавшие за независимость., и он вошёл в состав латышской армии, получив название «Бронепоезд № 1», после чего был направлен в Латгалию. Осенью того же года участвовал в боях против бермонтовцев. В декабре на Латгальском фронте. По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу. В независимой Латвии его перебрали и несколько раз переукомплектовали, с марта 1920 к 10 имевшимся пулеметам было добавлено ещё 6, с марта 1920-го же года добавили трофейную 4-осную бронеплощадку с двумя зенитными 76,2 -мм пушками Лендера* производства "Красное Сормово",
*76-мм зенитная пушка обр. 1914/15 гг. (3″ зенитная пушка Лендера или Тарновского — Лендера, также 8-К) — первое в России специальное орудие, предназначенное для ведения огня по воздушным целям, способное также вести эффективный огонь и по наземным и надводным целям.



76,2-мм зенитное орудие Лендера бронепоезда № 1. Снимок 1930-х гг.

позже построили несколько бронированных платформ, например две площадки с 83- мм британскими пушками.


Площадки латышской постройки с 83-мм британскими пушками, далее возможно 4-осная бронеплощадка с двумя 76,2-мм зенитными пушками Лендера производства завода «Красное Сормово». Снимок 1930-х гг.

Также в марте 1920 был добавлен ещё один паровоз.


Возможно, на снимке бронепоезд № 1. Предположительная датировка 1920-е-1930-е гг.

На этом история латвийских бронепоездов не закончилась. Наоборот, она как в зеркале , отразила историю всей бывшей латвийской армии, часть которой вступила в бой на стороне РККА, а вторая часть присоединилась к вермахту.
25 мая 1941 года бронепоезд № 1 вышел со своей базы на учения. И....сошёл с рельсов под откос. Вероятно, ему помогли... В таком состоянии бепо-1 пробыл почти три недели - до 18 июня 1941 года. Не было подъёмной техники. 18 - 20 июня с помощью железнодорожного крана удалось поднять состав, который доставили для ремонта в депо станции Виндава


Бронепоезд № 1, сошедший с рельсов во время учений в мае 1941 года. Снимки 1941 года.

К утру 22 июня привели в боеспособное состояние четыре двухосных бронеплощадки: две с 83-мм английской полевой пушкой и четырьмя - пятью пулеметами Максима на каждой, еще одну с 40-мм зениткой «Бофорс» и четырьмя Максимами и последнюю с 37-мм пятиствольной пушкой Гочкиса* и двумя Максимами. Был приведен в порядок и бронепаровоз Ов № 478. Четырехосную сормовскую бронеплощадку восстановить не удалось - у нее заклинило башни и перекосило бронекорпус.
Тем не менее в боях приняли участие все бронепоезда. Вернее, то, что от них осталось. Составы, стоявшие в Елгаве, захватили немцы
24 - 26 июня 1941 года бронепоезд № 1 (в начале июля он получил номер 302) под командованием капитана Белоусова безуспешно пытался пробиться к Лиепае, а затем в июне - августе с боями отходил через Елгаву, Ригу, Валмиеру, Тарту, Тапу, Нарву, Веймарн, Котлы на Ораниенбаум.
13 августа 1941 г. бепо № 302 (бывший № 1 армии Латвии) прибыл в Ораниенбаум. В течение двух недель был проведен ремонт и перевооружение этого состава, который 7 сентября 1941 г. был включен в состав Ижорского укрепленного сектора береговой обороны главной военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота, как бронепоезд № 8.
Он состоял из четырех двухосных (бывших латышских) и двух четырехосных бронеплатформ. Его вооружение включало два 102-мм морских орудия, две 76-мм зенитки обр. 1931 г., две пушки Лендера, две 45-мм универсальных 21К и один 37-мм зенитный автомат. В качестве бронепаровоза использовался Ов № 478 латышской бронировки. 7 июля 1942 г. приказом командования КБФ переименован в № 8 "За Родину".


Бронепоезд № 8 «За Родину» (бывший № 1 армии Латвии, бывший бепо № 302) на ст. Лебяжье, 1942 год.

Действовал на Ленинградском фронте до конца сентября 1944 г. А 6 октября 1944 г. был расформирован.
Вот такой бронепоезд, бепо № 302 (бывший латвийский № 1, а с 7 июля 1942 бронепоезд № 8 «За Родину»), в первой половине августа 1941 неделю участвовал в обороне Нарвы.

Источники:
https://vk.com/topic-67960505_30741697
Фото по латвийским бронепоездам:
http://vk.com/album-67960505_204106752
http://waronline.org/fora/index.php?threads/Бронепоезда-и-железнодорожная-артиллерия.1108/page-5
https://books.google.ru/books?id=iaRpAAAAQBAJ&pg=PA113&lpg=PA113&dq=бепо++За+Родину+Прибалтика&source=bl&ots=qhopC2sv6z&sig=EappQg6AX0xGv4i1Rtryi2WWxA8&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjEjYeyia3dAhVDiCwKHZcTDPAQ6AEwAHoECAgQAQ#v=onepage&q=бепо%20За Родину Прибалтик&f=false
https://tierramejor.com/images/map_railroad/tierramejor_com_map_75.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/Митральеза
https://ru.wikipedia.org/wiki/76-мм_зенитная_пушка_образца_1914/15_годов
Категория: Это было давно | Добавил: misha (13.09.2018)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]