Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

О самой первой в Нарве каменной православной церкви из дошведской эпохи с экскурсом в историю города. Лекция архитектора А.П. Аплаксина.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9-Окончание соответственно 12.05, 19.05, 14.06, 20.07, 25.08, 14.09.2013 года, 18.01, 18.05, 22.11.2014 года.

Часть третья.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окошки
пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»

Архитектор А.П. Аплаксин.

19 февраля 1590 года царь Феодор Иоаннович подступил с великой ратью к Нарве, шведы вступили в переговоры и отдали царю Ивангород, Ям и Копорье, чем и окончился поход Феодора Иоанновича. Между тем, шведский король Густав Адольф побуждал Понтуса де ла Гарди к дальнейшим наступательным действиям против России и распространил свое завоевательное движение до пределов Новгорода, чему способствовало полнейшее бессилие Руси, вызванное смутной эпохой.
Между тем, шведский король Густав Адольф побуждал Понтуса де ла Гарди к дальнейшим наступательным действиям против России и распространил свое завоевательное движение до пределов Новгорода, чему способствовало полнейшее бессилие Руси, вызванное смутной эпохой. Действия шведов во вновь завоеванном краю отнюдь нельзя признать корректными, тем более что виды их были не только политические, но и религиозные: «посеять лютерову веру», что они и делали со свойственными тому времени жестокостями. Митрополит Новгородский Исидор так изображает бедствия, причиненные походом Делагарди: «На правежи (правеж - в древнерусском праве исполнение судебного решения, принуждение к уплате долгов, пошлин и т. п. битьем батогами; "править" означало на древнерусском языке "взыскивать". Примеч. misha) от приказных шведских людей, в налозех (налоги. Примеч. misha) без сыску (сыск - в древнерусском праве: особый порядок расследования уголовных дел. Примеч. misha), иные на смерть побиты, а иные обесилися и в воду металися, а иные обезвечены (обезвечен - причастие страдательное прошедшего времени - увечный, изувеченный. Примеч. misha) и посямест (наречие - до сих пор, доселе, доныне. Примеч. misha) лежат. Честныя (честныя - почтенные, уважаемые. Прим. misha) обители и св. церкви Божии разорены и разграблены, и мощи многия Святых из гробов выметаны и поруганы, и колокола многих церквей вывезены в Свейское государство, и около Новгорода и в Новгородском государстве литовские люди, которые служат здесь его королевскому величеству, уездных людей крестьян жгут и мучат».
Когда Русь сплотилась под эгидой дома Романовых и в состоянии была оказать хотя самое слабое сопротивление шведам, удерживая их дальнейшее наступление, то в 1617 году 21 февраля был заключен известный Столбовской договор, по которому Россия уступила Швеции всю Ингерманландию с Ивангородом, Ямбургом, Копорьем, Орешком и прилежащими к ним уездами, но удержала Ладогу и Гдов. Казалось, что Нарва – центр шведского владычества в Ингерманландии – навсегда останется в шведских руках, тем более что весь семнадцатый век для Нарвы был «золотым» веком, когда она разрослась и украсилась лучшими своими зданиями, причем кульминационным пунктом такого развития приходится считать восьмидесятые годы семнадцатого столетия. Но вот, наконец, наступило новое время: 9 августа 1704 года северный великан дошел до Нарвы, несмотря на то, что четыре года до того он потерпел там же сильнейшее фиаско.



Петр I усмиряет своих солдат при взятии Нарвы. 1704 г. Худ. Н.А. Зауервейд (1782-1844)

Жестоким штурмом взята была Нарва и по Нейштадтскому трактату навсегда оставлена за Россией. Тогда же две городские кирхи – немецкая и шведская – отданы были, распоряжением царя, православным – новым хозяевам города Нарвы. Это распоряжение явилось единственным наказанием Петра побежденным, во всем же остальном он, всегдашний поклонник западной культуры, тщательно оберегал Нарву во всей неприкосновенности. Так что вступление Петра, к тому же полюбившего Нарву и устроившего себе приют в домике сапожника на берегу Наровы, отнюдь не отразилось



Дворец Петра I. Перестроенное после завоевания Нарвы из двух соседних домов здание. Один принадлежал мастеру строителю Георгу Хехту, а второй с эркером с 1697 года принадлежал столяру Йоханну Луде, которому он достался после мастера-сапожника Якоба Ниманна. Фото предположительно 1870-х годов.

вредно на жизни города, который как бы замер, удивленный милостью царя, да так удачно замер, что и посейчас стоит, боясь шевельнуться.
Главной достопримечательностью города является Спасо-Преображенский собор, который освящен в 1708 году 29 июня в присутствии Императора Петра I. Собор этот переделан из древнейшего лютеранского собора Иоанна Иерусалимского, это была одна из двух кирх, обращенных в православные храмы.



Спасо-Преображенский собор переделан и обращён в православный из древнейшего лютеранского собора Иоанна Иерусалимского. Ещё ранее, с момента постройки в XIV в., это была католическая церковь в честь девы Марии.

В 1704 году была составлена опись города, в которой между прочим сказано: «Кирка немецкая, а вновь строение в олтаре, местная икона с затвором. Иконостас в два пояса золоченый, Распятие, рамы золоченое ж. По большой улице около той кирки ограда каменная, лавки каменныя, приделаны к церковной ограде». Трансформация собора, произведенная в 1708 году, обратившая лютеранский храм в православный, не явилась первичной, так как в шестнадцатом столетии, вероятно вскоре после 1581 года шведы сделали ее лютеранской из католического храма, принадлежавшего тевтонским рыцарям. (по сведениям, приведённым в издании «Нарва. Культурно-исторический справочник», это случилось раньше, - в протестантскую католическая церковь в честь девы Марии превратилась до 1581 года, в I-й половине XVI века во время Реформации. Прим. misha).
Время построения этого собора относится даже к 14-му веку, т.к. пол собора был замощен надмогильными плитами, на одной из которых была дата 1314 года. Теперь эти плиты закрыты досчатым полом. В истории Ганзена есть такое указание: «В августе месяце 1502 года под городом Псковом случилось кровопролитное сражение; тела некоторых убитых знатных лиц из немецкого войска были отправлены через Чудское озеро в Ливонию для предания земле. Сие рассказывает Дерптский бургомистр Ниенштет в составленной им летописи, и он к тому присовокупляет, что между убитыми в том сражении находился и его родственник, некий рыцарь Аренд Волькенхар, тело коего привезено в Нарву и там погребено в церкви за алтарем». Так как летопись Ниенштета написана была в 1604 году, то следовательно можно утвердительно сказать, что Иоанновский, а позднее - Преображенский, собор существовал в 1604 году, а если оно так, то он существовал и в 1558 году, т.е. до пожара в Нарве, что дает полное право отнести время его построения еще ранее 1502 года, т.е. к XV веку. Надгробная же плита с датой 1314 года дает право думать и о XIV веке. Лишь только собор был обращен в православный храм, начались его органические изменения: прежде всего, пристроили алтари. Эта пристройка не особенно значительно изменила архитектурные его достоинства, тем более что благодаря устройству православных алтарей в соборе появились иконостасы, чудные по своей красоте, оригинальные по замыслу и великолепные по исполнению. Особенно прекрасен иконостас главного придела, здесь мы видим прототип иконостаса еще ... (нрзб.) достоинств, а именно иконостаса Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Идея построения одна и та же: колоссальные царские врата являются главным элементом этого сооружения, поглощая собой все внимание зрителя.



Царские врата в алтарной части главного придела Спасо-Преображенского собора.

Сохранилось предание, что иконостасы были заказаны Петром I в Италии, где исполнены были также и иконы всех трех иконостасов. Из рассмотрения этих иконостасов, принимая во внимание их высокие художественные достоинства, остается только радоваться как их появлению, так и относительной сохранности. Конечно, нельзя не пожалеть, что выкрашен он белой краской поверх типичного голубого колера, а также что на иконы великолепного письма одеты никчемные серебряные ризы. Но сооружением иконостасов окончилось благодеятельное отношение к собору со стороны христиан православных, пощадивших, однако, в нарушение указов Синодских чудное Распятие, точеное из дерева.



Сохранённое вопреки православным традициям и в нарушение указов Синода Распятие

Тело Христово окрашено в натуральный цвет, равно как и власы, но раскраска статуи, вероятно, сохранилась традиционной, т.е. еще со шведских времен. Затем уже пошло иное отношение к сохранению памятника.

Продолжение следует
Категория: Это было давно | Добавил: misha (14.06.2013)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]