Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2665

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

О самой первой в Нарве каменной православной церкви из дошведской эпохи с экскурсом в историю города. Лекция архитектора А.П. Аплаксина.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9-Окончание соответственно 12.05, 19.05, 14.06, 20.07, 25.08, 14.09.2013 года, 18.01, 18.05, 22.11.2014 года.

Часть седьмая.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окошки
пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»

Архитектор А.П. Аплаксин.

В брошюре Вагнера, изданной в 1890-х годах, наименованной «Домовладельцы старой Нарвы до 1684 года», имеется следующее сообщение: «Дом, расположенный по северо-восточному углу Вышегородской улицы, имеет на своей северной стороне, против входа в дом протоиерея собора, явные признаки прежде здесь находившихся аркообразных входа и окна, как таковые бывают при церквах, что согласуется со сведениями, что здесь во время русской оккупации (1558-1581 гг.) и, быть может, несколько времени после того, находилась русская церковь. После того это здание по очереди принадлежало: сыну Мэнс Мартена, Дидриху Варнеке, Петру Леслиэ, потом сыну последнего, затем вдове Дидриха Варнеке, бургомистру Конраду Поппельману и Бальтадару Шрамм, затем он был разделен между Бальтадаром Шрамм и наследником Германа Герберс, и, в конце концов, была здесь богадельня. Другая же часть принадлежала кондитеру Гавриилу Эльснеру, а затем Бальтадару Шрамм. Через двор последнего в 1684 году был вход в богадельню». Приведя все вышеуказанные исторические справки, мы имеем право нарисовать нижеследующую картину: при взятии Нарвы был грандиозный пожар, в пепле нашли две иконы Пресвятой Богородицы и св. Николая, от огня не пострадавшими. Чуду этому удивились. (Здесь интересно заметить, что в 1579 году при взятии Казани, после пожара тоже найдена в пепле икона Пресвятой Богородицы, нареченная Казанской.) Иконы вернули в Нарву и построили для них две церкви: одну каменную Богородичную, а другую Никольскую, допустим, деревянную. В 1581 году Нарву взяли шведы, Никольскую разобрали, а Богородичную оставили, как православный храм, а потом упразднили, отдавши ее для жительства частных людей. Иконы были выданы на руки русским, которые их поместили в Успенском храме, находившемся в Ивангороде. Когда Иоанно-Иерусалимский храм был обращен в Спасо-Преображенский собор (1704 г.), то к нему пристроили придел для помещения чудотворной иконы Николая Угодника, а Богородичная икона осталась в Ивангороде до наших дней. Между тем, Богородицкий храм, как неудачный для жилья, был в восточной части сломан, и отчасти на месте алтаря был построен в 1668 г. Бальтадаром Шраммом жилой дом, ныне существующий,


Дом Бальтцера (Бальтадара) Шрамма. Западная оконечность дома (по предположению Аплаксина) частично расположена на месте разрушенной, как непригодной для жилья, алтарной части Богородицкого храма и, может быть, с использованием остатков его стен. Ограда с воротами вдоль улицы Вахе, возможно, тоже часть стены исчезнувшего православного храма.


Цифрой один обозначен дом Бальтацара (Бальтадара) Шрамма, цифрой два
Дом Ушера (в 1930–х Ушарова), северная часть которого, собственно говоря,
и включала в себя остатки стен и сводов здания Богородицкого храма, его за-
падной части.

а западная часть храма осталась жилой, доставшись во владение фамилии Герберсов. От них это здание перешло во ведение Магистрата, который в период от 1668 г. до 1684 года сделал к паперти с западной стороны еще пристройку и поднял все новое здание, состоящее из паперти и новой пристройки, еще на один этаж. Так получилось двухэтажное здание, существующее до наших дней.

Паперть или внешний притвор (греч. άτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta, открытая часть (что-то открытое, как правило, сверху); др.слав. – па-перть, «предпомещение»;) — обычно непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. Может также быть в виде помещения, имеющего характер галереи и примыкающего к одному или нескольким (кроме восточного) фасадам церковного здания. Особое распространение получила в русской каменной и деревянной архитектуре, являясь почти необходимым атрибутом приходского храма.
Притвор (др.-русск. притворъ, от при и творить, строить; вор — забор, ограда;) — в русской архитектуре — передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью; пристройка, как правило, с западной стороны церкви. Аналогичные пристройки с северной и южной стороны правильнее называть приделами, с восточной — апсидой. Греческий аналог термина — стоя. Латинский термин "преторий" (место для полководца в военном римском лагере, позднее дом, дворец правителя) в древне-русском языке преобразовался в слово "притории", которое также, по "народной этимологии", сблизили с "притвором".

В этом здании Магистрат устроил богадельню, которая, очевидно, существовала до 1704 года, т.е. до взятия Нарвы Петром Великим. С этого года, надо полагать, богадельня прекратила свое существование, и дом остался необитаемым, хотя снова перешел в частное владение уже русских подданных. Историк Ганзен в 1858 году называет это здание нежилым и говорит, что оно имеет вид большого, недостроенного пакгауза без окон и дверей. Здесь надо помнить, что средневековые традиции или, вернее, условия жизни не допускали устройства окон и дверей на улицу, разве лишь в ограниченных размерах, так что окна богадельни обращены были во двор. Когда это здание во второй половине прошлого столетия перешло во владение русского купца Семенова, то он пробил двери и окна в нижней части здания, выходящей на Вышгородскую улицу, и устроил там лавки, а в верхнем этаже, собственно говоря – громадном чердаке, делал попытку для устройства жилья, но эту попытку не довел до конца. Вся эта длинная история была, конечно, хорошо известна аборигенам Нарвы, особенно, разумеется, помнили о том, что «а у нас здесь была раньше церковь». Была, так была! Но вот в прошлом году этот дом поступил от наследников купца Семенова во владение еврея Мейше Вульфова Ушера. Неожиданно быстро возрастает интерес нарвского общества к этому зданию. Ушер подает в Нарвскую Городскую Управу проект переустройства этого дома в том намерении, чтобы устроить во втором этаже жилое помещение.


Дом Мейше Ушера (слева видна часть фасада) примерно в то, время, когда
с ним знакомился архитектор А.П. Аплаксин, 1910-е гг.


Дом Ушарова, 1943 г., в 1930-е окон в доме Ушера (Ушарова) прибавилось.


Дом Ушарова в 1944 году.

Членам Нарвской Управы известна история этого здания, а, самое главное, памятно, что в этом доме была раньше церковь; прежде чем допустить дом до переделки утверждением проекта на его переустройство, они приглашают старшего в городе представителя Духовного Ведомства – настоятеля Преображенского собора – и предлагают ему принять на себя заботу об изъятии дома этого от Ушера: путем ли добровольной покупки или путем принудительного отчуждения. Ушер продать дом согласен, но так как, на его счастье, дом интересен для покупателей, то он не желает на этом деле более 50% и согласен продать его за 7000 рублей купленный всего и со всем за 10000 рублей.
У собора, конечно, денег нет. Тогда у настоятеля зарождается мысль купить его для епархиальных нужд с тем, чтобы внизу устроить книжную и иконную лавку, а в верхнем устроить церковный музей. Санкт-Петербургское Епархиальное начальство поручило местному о. благочинному получить подробные сведения от Нарвской Городской Управы об истории сего здания, а также узнать, не согласен ли будет город субсидировать покупку дома для указанных о. настоятелем целей, если бы Епархиальное ведомство пошло бы на приобретение этого дома от Ушера. Вместе с тем, нам было поручено осмотреть дом и указать, имеется ли в самом строении данные, свидетельствующие о древности строения и о существовании в нем когда-то церкви, и, второе, могут ли быть приспособлены для указанных протоиереем Алабовым целей 1-й и 2-й этажи этого дома, и какая потребуются на это приспособление сумма.
Горожане ответили о. благочинному подробной, весьма обоснованной исторической справкой по сему вопросу, а в заключение этой справки поместили одну фразу нижеследующего содержания: «Ограничиваясь сообщением этих сведений по вопросу о существовании в городе Нарве в конце 16-го и начале 17-го столетия православной церкви, Нарвская Городская Управа в заключение относительно другого затронутого Вашим Высокопреподобием в отношении от 30 октября за № 473 вопроса об оказании Городским Управлением материальной помощи на покупку дома Ушера – не может не указать на крайне затруднительное положение, в котором теперь уже в течение нескольких лет находится городская казна, ввиду чего, за отсутствием свободных средств, из года в год должны оставаться без удовлетворения разные справедливые требования местного населения относительно упорядочения благоустройства города, так что ассигнование каких-либо сумм из городских средств на указанный Вашим Высокопреподобием предмет едва ли окажется возможным, принимая при этом во внимание и то обстоятельство, что восстановление старинных церковных памятников скорее относится к обязанностям Духовного Ведомства, чем к обязанностям Городского Управления».

Продолжение следует ...
Категория: Это было давно | Добавил: misha (19.01.2014)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]