Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

О самой первой в Нарве каменной православной церкви из дошведской эпохи с экскурсом в историю города. Лекция архитектора А.П. Аплаксина.
Хронология публикаций частей статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9-Окончание соответственно 12.05, 19.05, 14.06, 20.07, 25.08, 14.09.2013 года, 18.01, 18.05, 22.11.2014 года.

Часть восьмая.

«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окошки
пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»

Архитектор А.П. Аплаксин.

Исследование, проведенное нами, привело нас к следующим заключениям: дом Ушера каменный двухэтажный, с высоким фронтоном, выходящим на Раздельную улицу.


Дом Ушера с северо-востока. Хорошо видны высокая крыша и фронтон, выходящий на Раздельную (Вахе) улицу. Фрагмент открытки издательства "Photogr.u.Verlag Christin", запечатлевшей панораму Нарвы начала XX века.

Покрыт дом черепицей. В нижнем этаже по фасаду, выходящему на Вышгородскую улицу, помещаются три входные двери в торговые помещения, кроме трех дверей там имеются четыре окна. Во втором этаже над первой и третьей входной дверью находятся окна, и, кроме того, там же есть четыре крашенных окна, однако имеющие с внутренней стороны ниши. На фасаде, выходящем на Раздельную улицу, находятся на линии оси симметрии четыре оконных проема, из коих самое верхнее меньше трех нижних, направо и налево от главной оси помещаются по два маленьких оконных проема. Внизу, в левой части этого фасада находятся три продолговатые впадины, средняя из них шире, чем боковые и выше, заканчивается она конической формой, боковые же впадины заканчиваются полуконусами, обращенными щековыми сторонами к центровой впадине. Конфигурация всех трех впадин весьма подобна тем, которые, как нам известно, находятся на фасаде древних новгородских храмов, причем там три деления являются отражением внутреннего плана храма, обычно состоящего их трех нефов, а лопатки между впадинами размером и положением соответствуют внутренним пилонам, делящим храм на три части.
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. В древнеримской архитектуре из ряда параллельных нефов состояли интерьеры гражданских зданий — базилик. Начиная с IV в. тип базилики был заимствован для христианских храмов, и неф становится распространённым элементом христианской архитектуры.
Лопа́тка (ли́зена) — вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены).


Церковь Прокопия в Великом Новгороде 1529 год. На фасаде мы видим характерные для новгородской церковной архитектуры впадины на фасаде, разделённые широкими лопатками. Именно подобные впадины имеет в виду А.П. Аплаксин, упоминая их в статье.

Обычно таковые храмы покрывались пофронтонно. Наружный край дома неровный, т.к. там имеется перелом на высоте приблизительно двух третей высоты всего ребра.


Вид на дом Бальтазара Шрама-Корндорфа. Справа видно ребро фасада по Раздельной улице дома Ушера с уступом. Возможно, этот уступ и есть тот самый перелом, упоминаемый в тексте лекции. Фрагмент рисунка немецкого художника Сенка Ниссена, проходившего военную службу в Нарве в 1943 году.

Зрительное впечатление от этого перелома получается такое, что в точке перелома хочется протянуть линию, параллельную скату крыши, и образовать второй маленький фронтон только над тремя этими впадинами. Действительно же с внутренней стороны можно найти неясные следы этого фронтона. Уступ стены, который заметен на ребре ее, тянется неровной линией вдоль стены, выходящей во двор.


Участки домов Ушера (№ 51) и Корндорфа-Бальтазара Шрама (№ 50) на плане Нарвы конца 1920-х годов. Улица Вахе (Vahe tn.) – Раздельная улица. Фрагмент плана из оцифрованной картографической коллекции из собрания госархива Эстонии.

По фасаду Раздельной улицы к дому Ушера примыкает каменный забор с воротами, переходящий затем в наружную стену дома, принадлежащего Корндорфу, т.е. дому, построенному Бальтадаром Шраммом в 1668 году, о чем свидетельствует четкая дата на фасаде.


Дата на фасаде дома Корндорфа-Бальтазара Шрама, сообщающая о времени постройки дома. Фото из коллекции Немецкого института в городе Марбург, Германия.

Уступ в стене, выходящей во двор, тянется ровно настолько, чтобы покрыть им три впадины, совершенно аналогичные фасадным, которые здесь только верхушками выглядывают из-за крыши сарая, к стене Ушерского дома примкнутого. Там, где оканчивается выступ стены, внизу на уровне крыши сарая заметен остаток стены, перпендикулярно упирающийся в стену Ушерского дома. Продолжение этой стены ясно видно и ниже крыши, если войти в сарай. Идя далее по стене Ушерского дома, мы видим высокую стену, упирающуюся в Ушерский дом. Эта стена в верхней своей части как бы состоит из зря сложенных без раствора каменных плит, но в нижней ее части кладка этой стены вполне прочная и ровная. Эта высокая стена тянется до Корндорфова дома, упирается в край лестничного выступа его и служит ему наружной стеной. Из этого видно, что со стороны двора в Ушеров дом упираются две стены, из которых одна сохранилась, а другая сломана. Центральная впадина на фасаде Раздельной улицы имеет дверной проем, но при рассмотрении его, очевидно, что этот проем случайный, его или не было совсем, или, если и был он, то другой формы, т.к. перекрыт он не перемычкой, а горизонтальными рядами кирпичей, положенных на деревянный брус. Здесь надо вспомнить, что у Вагнера упоминается не дверь во впадине, а окно, следовательно, дверь совсем недавнего происхождения. Вся же кладка сделана из неровной слоистой плиты песчано-известкового происхождения.

О находках А.П. Аплаксина, сделанных им во внутренних помещениях здания, которые связанны с архитектурно-строительными особенностями Богородицкого храма в последней части статьи.

Продолжение следует
Категория: Это было давно | Добавил: misha (18.05.2014)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]