Меню сайта

Категории каталога

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Источники » Публикации

Родом из Принаровья
Принаровье – это довоенный край с русским православным населением в 25 тысяч человек. В его состав входили деревни, разбросанные по обоим берегам реки Наровы. Жили здесь хлебопашцы и рыболовы. Много трудились, разумно вели хозяйство, учили детей, умели отдыхать.
К 20-летию общества «Нарвамаа» был снят короткометражный фильм, основанный на документальном материале и воспоминаниях бывших принаровцев. Его демонстрировали на юбилейном вечере общества в ДК «Ругодив». В фильме много черно-белых фотографий довоенной поры - свидетельство того, какая жизнь протекала в тех краях, какая атмосфера царила. Школы, библиотеки, православные церкви, крепкие избы; в распахнутых окнах – кружевные занавески, горшки с комнатными цветами и (говорящая деталь!) – граммофон. На улице большие валуны и камни выкрашены белой краской – так обозначали дорогу. Почти все деревенские жители при велосипедах. И почти все поют в разных хорах – певческая культура развита была в этих краях чрезвычайно.
Невольно обращаешь внимание на то, что деревенские жители мало чем внешне отличаются от городских – на групповых фото по случаю тех или иных памятных событий мужчины в пиджаках и ботинках, женщины в нарядных платьях с кружевами и лентами.
«Рваные не ходили», - с улыбкой говорит Галина Ивановна, вспоминая, как отец всегда надевал галстук, отправляясь на воскресную службу в церковь.
Галину отец баловал. Однажды после удачной торговли картошкой на рынке в Нарве на все вырученные деньги купил ей, девочке-подростку, красивое пальто с каракулевым воротником, шапочкой и муфтой.
- Наша семья жила хорошо, - рассказывает Галина Ивановна. – У нас было много земли, своя маслобойка, косилки, держали три коровы. Чужой труд не использовали; родители трудились сами и нас, детей, с малолетства приучали трудиться – по дому, картошку помогали окучивать, перебирать, в лес ходили по грибы и ягоды. Морошка, земляника, голубика лежали в принаровских лесах ковром!
 
 
«Что меня всегда восхищает в принаровцах и в Галине Ивановне Баранихиной в том числе, это то, что они неустанно занимаются культурно-миссионерской деятельностью, пытаясь сохранить особенности локальной русской культуры в Эстонии - принаровской, модель которой, к сожалению, разрушена. Но они борются. И не только за свое, а за улучшение нашей жизни в целом.»
Эльдар Эфендиев, депутат Рийгикогу
 
Осталась на российской стороне
Во вторую мировую этот красивейший край был разорен и практически уничтожен. Галина Ивановна вспоминает, как в 1944-м семья вынуждена была бежать от немцев, чтобы не быть угнанными в Германию, как скрывались они в зимнем лесу и в лютый мороз жили в палатках из еловых веток...
Родная Галине Ивановне деревня Радовель осталась после войны на российской стороне, в Ленинградской области. Сегодня Галине Ивановне как гражданке Эстонской Республики туда не доехать - запретная, приграничная, зона. Въезд по визе разрешен только в Ольгин Крест и в Скамью.
Но это еще счастье, что полностью сожженная в войну Радовель как географическая точка на карте все же сохранилась и потихоньку со временем отстроилась. И не затопили ее воды рукотворного Нарвского водохранилища, как это случилось со многими другими деревнями Принаровья в 50-х годах прошлого века, когда началось строительство Нарвской ГРЭС.
 
Одна спит, другая крыс отгоняет
В ноябре 1944-го пятнадцатилетняя Галя с подругой подались в Нарву – девочки хотели учиться в школе.
Галина Ивановна вспоминает, что ночлег нашли они в деревянном здании на ул. Спорди. Их предупредили: пока одна будет спать, другая должна бодрствовать – чтобы сидеть и отгонять палкой крыс, полчища которых заполонили город.
 
Стала второй родиной
В Нарве после 1945-го осели многие оставшиеся без крова жители окрестных деревень. Для принаровцев Нарва стала второй родиной. Отстраивали город, строили свою жизнь.
Галина Ивановна говорит, что все принаровские старались держаться вместе, собирались в здании казино на ул. Вестервалли на православные праздники – Рождество, Пасху. Кстати сказать, никаких гонений, преследований за это не испытывали, хотя, конечно, были многие принаровцы и комсомольцами и коммунистами. Потом стали собираться в городском ДК.
- Как соберемся, так начинаем петь, - рассказывает Галина Ивановна. - Мы, принаровцы, каждый раз когда пароходом в Нарву из деревни плыли, обязательно всю дорогу пели...
В 1994 году Злата Раевская официально зарегистрировала общество «Нарвамаа», а хор, который создался по инициативе Татьяны Щегловой и баяниста Ивана Маряхина, стал визитной карточкой «Нарвамаа». И сегодня именно хор объединяет общество, помогает сохранить культуру и традиции Принаровья.
 
«Заросло бы бурьяном»
Каждый год члены общества ездят на свою малую родину, посещают погосты, возлагают цветы к памятнику «Ольгин Крест» (который, кстати сказать, был воздвигнут по инициативе Ольги Вишняковой, члена «Нарвамаа»), к обелиску в деревне Скамья. Без вас наше кладбище заросло бы бурьяном, признался как-то председатель Загривского сельсовета.
- Конечно, с каждым годом делать это нам все труднее. Сейчас в Нарве живут 350 принаровцев, самой молодой 65 лет, - рассказывает Галина Ивановна. Сложность их положения еще и в том, что «Нарвамаа» не подпадает под определение национально-культурного общества, а следовательно, не может претендовать на финансовую поддержку со стороны государства и различных фондов, не входит в состав круглого стола национальных меньшинств при старейшине Ида-Вирумаа.
- Мы обращались в министерство культуры, в интеграционный фонд, консультировались у юристов, я ездила даже в Рийгикогу. Нам отвечают: вам надо изменить название или стать русско-эстонским обществом, - рассказывает Галина Ивановна. - Не признают нас и в качестве жертв нацизма. Но все документы мы оформили и надеемся, что нам все же помогут. Спасибо городу, который нас поддерживает. Спасибо Эльдару Эффендиеву, который на протяжении многих лет оказывает конкретную финансовую помощь.
 
Всегда с людьми
Почти вся трудовая биография Галины Ивановны Баранихиной связана с Кренгольмом, где она отработала 40 лет, из них 16 - экономистом в управлении комбината, была председателем профкома и даже после пенсии еще 5 лет трудилась в пионерском лагере на базе Кренгольма. Так что звание почетного работника Кренгольма Баранихина несет достойно.
Многочисленные свои грамоты, среди которых есть и от Министерства легкой промышленности ЭССР, и от Президиума Верховного Совета республики – за труд и активную общественную работу - она по стенам, конечно, не развешивает, но если бы попыталась это сделать, без преувеличения, одной стены не хватило бы. Была она и членом комиссии исполкома по работе с беспризорными детьми, и депутатом Нарвского горсобрания. В 2004-м стала председателем общества «Нарвамаа».
- Работа с людьми требует полной отдачи. Я старалась всегда выполнить все, что от меня ожидали. А вот личную жизнь как-то и не успела устроить, - вздыхает Галина Ивановна. Которая и сейчас в свои годы удивляет окружающих своей неизменной элегантностью и дамским шармом.
«Шестьдесят три года прошагала я по нарвской земле и ни разу не оступилась», - обронила Галина Ивановна на недавнем праздновании своего юбилея в тесном кругу друзей и коллег.
Такому итогу можно позавидовать, согласитесь!
 
 
Светлана Зайцева
22/04/2009
http://www.prospekt.ee/modules.php?name=News&file=article&sid=2050  
Категория: Публикации | Добавил: tellis (03.01.2010)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]