Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 903

Форма входа

Поиск

Нарва вчера

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Улицы Старого Города Нарвы

Рыночная(Торговая) ул. - Markt gasse/ул. Рыночная/Turu tn.
«Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.



Нарва с высоты некоторого количества тысяч метров в 17 часов 50 минут 25 июня 1941 года на снимке, сделанном немецкой аэрофоторазведкой. Улица обозначена красной линией.


Панорамная аэрофотография Старого Города Нарвы 1932 года с обозначенной на ней улицей.


Улица Рыночная (ул. Туру) на плане Нарвы середины - второй половины XIX века.


План Старого Города Нарвы по состоянию на 1940 год.


1. Большой двухэтажный каменный дом ул. Туру 2/ул. Виру 10 - дом Юргена Вальде(Jürgen Walde). Фото из книги Стена Карлинга "Нарва. Историческое исследование застройки" ("Narva. Eine baugeschichtliche Untersuchung"), стр. 273, издательство К. Маттизен. Книжная типография древней истории, Тарту, 1936 год.


1.1. Подвалы с колоннами и сводами дома ул. Туру 2/ул. Виру 10 - дома Юргена Вальде(Jürgen Walde).


2. Перспектива улицы от ул. Вирской в сторону ратуши. Снимок неизвестного фотографа, 1920-1930-е гг.


3. Вид со стороны ул. Вирской (ул.Виру). По левой (чётной) стороне улицы видны дома 4а, 6, 8, 10, 12; по правой нечётной дома 3, 5a, 5, 7, 9 (ракурс затрудняет нормальный обзор этой стороны улицы, но изображены именно эти дома). Рисунок венгерского художника Эрно Коха (Ernö Koch) (8 august 1898 - 31 märts 1970), 1930-е гг.


4. Перспектива улицы. Вид с юга, от ул. Вирской(ул. Виру/Viru tn.), в сторону Ратушной площади. Рисунок неизвестного художника, 1941-1943 гг.


5. Разрушенная застройка четной стороны улицы. На переднем плане руины домов № 4, 4а. За разрушениями по четной же стороне улицы еще целый дом № 6. На среднем плане справа видимый целый фасад, фасад дома по нечетной стороне улицы № 3(5?). Снимок неизвестного автора, весна 1944 года.


6. Чётная сторона (справа), в конце перспективы улицы Туру(Рыночная ул.) видна улица Виру(Вирская ул.) дом 9, первый дом от ул. Виру ул. Туру дом 2 (Виру 10, Хельсинги 1), далее дома 4, 4а, дом 6 с флюгером - с 1648 года, года постройки, дом Георга Эрткена (Georg Ertken), с 1670 восстановленный после нарвского большого пожара дом Андреаса Нагеля (Andreas Nagel), крайний справа на снимке дом 8 (видна часть фасада).
Фотография Освальда Хайдака, конец 1920-х - начало 1930-х гг. Снимок был использован в качестве иллюстрации в книге Стена Карлинга "Нарва. Историческое исследование застройки"(Narva. Eine baugeschichtliche Untersuchung"), стр. 196, издательство К.Маттизен. Книжная типография древней истории, Тарту, 1936 год.

Улица в конце XIX века была не только рыночной (что и отражено в её наименовании), но по факту еще и в некотором роде промышленной, т.к. на ней располагалось небольшое предприятие почетного гражданина Августа Шульца - один из двух нарвских пивоваренных заводов, существоваших в городе в то время.


7. Заложенный средневековый портал дома Георга Эрткена (позже Андреаса Нагеля). Если принять во внимание дату на флюгере этого дома - 1648 год, то, вероятно, появился портал примерно во второй половине 1640-х годов, возможно, при строительстве дома. Фото из коллекции Тартуского университета.

С течением времени хозяйственно-бытовой уклад жителей средневекового города менялся, происходило более четкое разделение их бытового пространства на частное жилое и рабочее. Скорее всего это происходило вследствие расширения(укрупнения) производственной и деловой активности и перехода от мелких форм хозяйственной деятельности к более крупным, что выражалось, вероятно, в постепенном вытеснении из средневековых домов помещений для работы хозяев дома. Рабочие пространства удобнее было расположить теперь в специально приспособленных для конкретного вида деятельности зданиях и помещениях, зачастую выстроенных тут же в усадьбе, если площадь участка, на котором стоял средневековый дом, это позволяла сделать. Следствием таких общественно-экономических трансформаций, надо думать, становилось то, что у средневековых домов оставались как правило только чисто жилые функции. Старая планировка становилась неудобной, порой даже обременительной, и менялась, а вместе с её изменением зачастую менялся и внешний вид зданий. С наружных фасадов из-за таких перестроек иногда полностью исчезали представительные входы. Старые заделывались, а новые уже попроще создавались в другом месте. При этом украшавшие прежние входы в жилище декоративные порталы, которые некогда придавали жилым домам естественное своеобразие, делая их отличными друг от друга, становились ненужными и разбирались, не оставляя в облике зданий никаких следов. В каких-то более крупных зданиях, принадлежавших богатым или аристократическим владельцам, не занимавшихся ремесленничеством, хозяйственные функции дома, вероятно, или изначально были сведены к минимуму, или не предполагали производственной деятельности, требующей особого рабочего пространства, сильно отличающегося от жилого. Вследствие этого позже удавалось и приспособить такие здания под новый уклад жизни, и сохранить порталы в практически неизменном виде. В некоторых же зданиях из тех, где эти входы "с претензией" замуровывались, иногда декоративное обрамление заложенных порталов полностью или частично всё-таки сохранялось, наверное, по воле хозяев-эстетов, становясь неким архитектурным украшением фасадной стены. Дом по Туру 6 как раз из этой категории средневековых зданий. Остатки портала, правда, как мне кажется, явно с большими утратами оставались на его фасадной стене. О вероятных утратах, по-моему, может свидетельствовать следующий признак: концы профилированной арки, симметрично опирающиеся на пилястры, занимают не всю их верхнюю плоскую часть, а только ту, что расположена ближе к проёму, оставляя остальную часть свободной. Это, очевидно, придаёт композиции портала некую незаконченность в отличии, к примеру, вот от этого портала. Т.е. можно предположить, что слева и справа от арки, вероятно, должны были ранее находиться еще какие-то декоративные элементы, возможно, в виде скульптурных композиций с растительными мотивами или с аллегорическими фигурами и предметами. Такие элементы мы можем видеть у других нарвских порталов. Кроме описанного выше своеобразного недочёта, на мой взгляд, в композиции частично сохранявшегося портала ещё и не хватает для завершенности верхней части, может быть, ранее она, действительно, венчала всю его архитектурно-декоративную композицию. Описывая внешний вид, следует добавить, что пилястры портала украшены рустовкой из камней с так называемой "алмазной" огранкой, т.е. наружная их часть обтёсана в виде четырехгранной пирамиды.


8. Флюгер дома Георга Эрткена (позже Андреаса Нагеля). На металле просечены буквы GEDW и дата 1648. Фото Карла Сарапа использованное для иллюстрации в фотоальбоме "Vana Narva", 57 стр., 1939 г., издательство общество с ограниченной ответственностью "Культурный союз", Tallinn.


9. Флюгер дома Георга Эрткена, на котором мы и видим его инициалы "G" и "E" и год постройки (?) здания 1648 год. Фото из собрания Института немецкой культуры в городе Марбург, Германия. Нарвские фотографии собрания сделаны в 1940 году, скорее всего, немецким искусствоведом, и фотографом Рихардом Хаманном-МакЛином (Hamann-Mac Lean, Richard (1908-2000)), вероятно, во время, судя по аннотациям к этим снимкам, совместной поездки по Прибалтике с немецким искусствоведом, архитектором, инженером Отто Клетцлем (Kletzl, Otto (1897-1945)) с целью фиксации находящихся там памятников германской культуры.


10. Вид со двора на здания разрушенной застройки по четной стороне улицы. Слева направо дома № 10, 8, 6 (с флюгером и высокой трубой)
Снимок неизвестного фотографа, весна 1944 года.


11. Дом № 12 - дом пастора М.Шолбаха. Построен в 1653 году мастером Бальтзаром Готткесом, приехавший в Нарву из Риги в 1653 году. Он работал в городе до 1656 года.
Иллюстрация из книги Стена Карлинга "Нарва. Историческое исследование застройки" (Narva. Eine baugeschichtliche Untersuchung"), стр. 216, издательство К.Маттизен. Книжная типография древней истории, Тарту, 1936 год. Снимок Освальда Хайдака, конец 1920-х - начало 1930-х гг.,

Из нарвского справочника:
Жилое здание (ул. Туру, 12).
Построено в 1653 каменщиком Бальтзаром Готткесом. Строительство здания велось по старым немецким традициям, но отдельные части были выполнены в типичном стиле ренессанс. Каменный дом имел полных 2 этажа и средний полуэтаж. Главный фасад выходил на ул. Туру. Первоначальная длина здания обозначалась цоколем из тесаных камней. Главным украшением фасада были портал и большие окна по обеим сторонам входа. Южное окно имело железную решетку, северное позже было заменено дверью. В оштукатуренной стене, кроме того, находились 2 окна среднего этажа, дверь склада и чердачный люк. После пожара 1659 дом был расширен пристройкой с северной стороны и стал трехнефным. Портал дома выполнил Маттиас Даус. На портале год - 1653, герб хозяина и его жены и надпись: «We Got nicht dieses Haus bewacht, ist ales Werck umbsonst gema». В интерьере дома все помещения примыкали к передней. Она представляла собой холл высотой 5 м, расположенный поперек дома и занимающий наибольшую его часть. Прихожая служила жильем и приёмной. Пол первоначально был выложен плитами, потолок состоял из уложенных балок. Деревянная лестница вела к галерее вдоль южной стороны; галерея висела на железных крючьях, укрепленных на потолке. Здесь находился вход в большую и маленькую комнаты с потолком на каменных консолях. От галереи лестница вела на чердак. Под комнатами рядом с передней находился просторный пакгауз. В нач. ХVIII в. над ним были устроены кладовые, куда из передней вела деревянная лестница. Наверху переднего дома был чердак для зерна. Каменная лестница со двора вела в кладовую и комнату верхнего этажа. В северной пристройке на каждом этаже было по комнате и кладовой. Первый владелец дома - немецкий пастор Михаэль Шольбах (Scholbach, Michael). В 1656 здание перешло к управляющему лицензиями Альберту Третцелю (Tretzel, Albеrt). Со 2-й пол. ХVIII в. здание стало резиденцией купеческого общества по продаже соли. В XIX в. дом находился в плохом состоянии.


12. ул. Туру 12 - дом Михаэля Шолбаха. Снимок конца 1920-х - начала 1930-х гг. Из коллекции Тартуского университета.


13. Портал дома пастора Михаэля Шолбаха, мастер-камнерез Маттиас Даус, 1653 год. Фото Eugen Vittorf, Riga, 1918 год.


14. Портал дома пастора Михаэля Шолбаха, мастер-камнерез Маттиас Даус, 1653 год.
Иллюстрация из книги Стена Карлинга "Нарва. Историческое исследование застройки" (Narva. Eine baugeschichtliche Untersuchung"), стр. 222, издательство К.Маттизен. Книжная типография древней истории, Тарту, 1936 год. Снимок Освальда Хайдака, конец 1920-х - начало 1930-х гг.,

Мастер-камнерез Маттиас Даус, работавший на многих объектах в Нарве с 1644 по 1656 гг. приехал из Таллина, где он работал подмастерьем у мастера Арента Пассера - мастера, создавшего школу. Весьма вероятно, что резной камень, находившийся со 2-й пол. XVII века, во дворе дома по ул. Суур 19 тоже работы Маттеуса Дауса. М. Даусом изготовлена также первая в городе объёмная скульптура, установленная в 1644 году на позорном столбе у рынка. По заказу городского магистрата М. Даусу предписывалось выполнить фигуру мужчины в полной одежде и с розгой в протянутой руке. Скульптура имела в высоту две сажени, прототипом служили распространённые в северной Германии изображения Роланда, олицетворяющего справедливость. Такая фигура Роланда имелась и в Риге.
Сведения из книги О. Коченовского "Нарва", изд. Валгус,Таллин, 1991 г., стр. 51-52


15. Гербы (слева) пастора М. Шолбаха и его супруги (справа) на завершении входного портала. Мастер-камнерез Маттиас Даус, 1653 год.
Снимок Карла Сарапа 1930-х гг. Иллюстрация из фотоальбома Карла Сарапа "Vana Narva", стр. 59, 1939 г., Таллин, издательство-общество "Культурный союз".


16. Завершение портала дома пастора Михаэля Шолбаха. Слева изображен фамильный герб пастора, справа его супруги. Мастер Маттиас Даус. Текст надписи на немецком "We (или старая форма слова из современного немецкого языка "wenn", или просто сокращение от него же для экономии места) Got nicht dieses Havs(Haus) bewacht, ist ales Werck (Werk) vmbsonst (umsonst) gema(-cht) (gemacht, временная форма глагола machen). Художественный перевод (вариант misha): "Да если бы Господь не этот дом хранил, то всех его деяний суть была б напрасна".
Фото из собрания Института немецкой культуры в городе Марбург, Германия. Нарвские фотографии собрания сделаны в 1940 году, скорее всего, немецким искусствоведом, и фотографом Рихардом Хаманном-МакЛином (Hamann-Mac Lean, Richard (1908-2000)), вероятно, во время, судя по аннотациям к этим снимкам, совместной поездки по Прибалтике с немецким искусствоведом, архитектором, инженером Отто Клетцлем (Kletzl, Otto (1897-1945)) с целью фиксации находящихся там памятников германской культуры.


17.Фрагмент панорамного снимка фотографа Акеля 1930 года, на котором можно в деталях рассмотреть почти всю застройку по нечётной стороне ул. Туру(Рыночная ул.) от ул. Виру(Вирская ул.) практически до здания биржи. Из коллекции Тартуского университета.


18. Панорама южной части Старого Города составлена из кадров немецкой кинохроники "Die Deutsche Wochenschau Nr. 574, Sep-1941.", сюжет для этого выпуска немецкий оператор снимал с одной из галерей башни ратуши. Чуть правее центра изображения на переднем плане панорамы видна застройка по ул. Туру.


19. Перспектива разрушенной улицы с севера, со стороны Ратушной площади. Снимок 1944-1945 гг.


20. Портал ворот между домом № 12(в середине XVII века дом немецкого пастора Михаэля Шолбаха) и зданием ратуши, ведущих во двор ратуши. Фото Карла Сарапа, 1930-е гг.


21. Проход через ворота между зданием ратуши и домом по ул. Туру 12 во двор ратуши. Фото Карла Сарапа, 1930-е гг.


22. Западный торцовый фасад здания биржи, со стороны ул. Туру.
Иллюстрация (по фотографии Карла Сарапа начала 1930-х гг.) из книги Стена Карлинга "Нарва. Историческое исследование застройки" (Narva. Eine baugeschichtliche Untersuchung"), стр. 355, издательство К.Маттизен. Книжная типография древней истории, Тарту, 1936 год.


23. Декоративная арка, украшавшая неглубокую нишу торцового фасада здания биржи со стороны ул. Туру(Рыночная ул.). Фото Карла Сарапа, 1930-е гг.

Арка, изображённая на фото, не всегда была декоративной. Первоначально, с момента завершения строительства здания биржи, она полностью соответствовала своему предназначению, потому что это был обычный проход в существовавшую ранее аркаду, проходившую по северной части первого этажа здания. Рассматривая план первого этажа биржи, относящийся к концу девяностых годов XVII века, трудно однозначно сказать была ли аркада сквозная, от ул. Вышгородской (ул. Суур) до Рыночной ул.(ул. Туру), или она была разделена на западную и восточную половины большим залом для демонстрации товаров приезжими купцами. Об этом трудно судить, т.к. на плане все без исключения проёмы показаны сквозными, без учёта наличия в них оконных рам или дверей. По рисунку 1746 года точно можно сказать, что проём со стороны Вышгородской улицы ещё сквозной. Возможно, в это время большинство проёмов в аркаде и со стороны площади также сквозные, но вот проходы с обеих половин аркады в зал и в зал с Рыночной площади, наверное, скорее всего, были с дверьми, так как вряд ли зал мог быть открыт в любое время суток и в любое время года. С точки зрения эксплуатации и сохранности зала и соседних с ним помещений в том числе и от атмосферных явлений, такое решение, с постоянно открытым внутренним пространством в здании, представляется просто маловероятным. Тогда соответственно получается, что аркада не была сквозной. Свободный проход между улицами по аркаде, вероятно, открывался в те дни и часы, когда в зале биржи проводились мероприятия, для которых он и был предназначен. По изображению 1856 года мы уже чётко видим, что из открытых ранее частей аркады, восточная её половина точно закрыта. Наверное, закрыта уже и западная, но по изображению этого однозначно сказать нельзя. Но в любом случае, к какому-то времени период существования аркады завершился, и в конце-концов обе половины аркады оказались закрыты - прагматизм в очередной раз одолел красоту. А ведь аркада была украшением не только здания биржи, но и всего города. Исчезновение этого архитектурного элемента из городской среды, несомненно, обеднило образ Старого Города.


24. Обитые железом двери складского помещения на западном торцовом фасаде биржи с кованными конструктивными и декоративными элементами.
Снимок Карла Сарапа 1930-х гг. Иллюстрация из фотоальбома Карла Сарапа "Vana Narva", стр. 87, 1939 г., Таллин, издательство-общество "Культурный союз".


25. Северо-западная часть Ратушной площади. Слева на заднем плане створ улицы в месте её выхода на площадь. Снимок неизвестного автора 1900-1910-х гг.


26. Немецкие офицеры из группы войск, оккупировавших Нарву 4 марта 1918 года перед крыльцом ратуши. За спинами двух офицеров крайних слева виден дом № 12 по ул. Рыночной(ул. Туру), в середине XVII века дом немецкого пастора Михаэля Шолбаха.
Снимок неизвестного фотографа 4.03.1918 года.


27. Вид из арки левых ворот важни на разрушенные Ратушную площадь и улицу Туру.
Снимок В.Тарасевича, июль 1944 года.
Категория: Улицы Старого Города Нарвы | Добавил: misha (04.07.2015)
Просмотров: 937 | Комментарии: 5
Всего комментариев: 5
avatar
0
1
Отличная статья! Надо будет потом еще советские и современные фото добавить.
avatar
0
2
Желательно только, чтобы не нарушать задумку по части
географическо-хронологической стройности, размещать
их или сразу в статью, или дополнять ими фотоальбом с
возможностью в дальнейшем опять же поместить эти изо-
бражения прямо в статью. Как мне кажется, размещать их
в комментариях к статье не совсем правильно, потому что
при таком подходе может нарушиться целостность воспри-
ятия.
avatar
0
3
tellis, где же блукают, вероятно, заблудившись, фотографии,
которые, действительно, могли бы добавить новых красок в
реконструированный в этой галерее, насколько это было воз-
можно с помощью имеющихся старинных фотографий, образ
исчезнувшей средневековой нарвской улицы?
avatar
0
4
Образ старой Рыночной улицы вы создали великолепно!
Пожалуй, современные фотографии только испортят впечатление. Да и добавлять, собственно, нечего. Вычурное здание колледжа, построенного даже не на месте биржи, совершенно портит пространственное восприятие в сравнении со старыми фото. Дома советской постройки дважды перекрывают перспективу улицы. Стена с "дырой" от монумента коммунарам не добавит красок в пейзаж. Ждем перемен.
avatar
0
5
Наверное, tellis, есть правда в ваших словах. Но ба-
бушка надвое сказала..., ведь как всегда у каждой
медали есть и обратная сторона.
По-моему, все то, о чем Вы так хорошо и доходчиво
сказали в своём комментарии, да переложенное в ви-
зуальный ряд, да еще при сравнении с картинками из
прошлого, сделало бы показанный в статье образ ста-
рой исчезнувшей улицы
ещё более, объёмным, зри-
мым, привлекательным и интересным. И всё это в свою
очередь, наоборот, только положительно повлияло бы
на целостность восприятия того, что было и могли бы
сохранить, но, к большому сожалению, не сохранили.
Сравнение картинок из прошлого с современными вида-
ми, естественно не в пользу последних, могло бы, чем
чёрт не шутит, подвигнуть кого-то присоединиться к чис-
лу неровно дышащих к Старой Нарве любителей её ста-
рины. smile
avatar