Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2675

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Кирпичная тема » Кирпичные истории

В коллекции Игоря Курова – кирпичные тайны старой Нарвы

Игорь Куров – 47-летний уроженец Нарвы, член Общества охраны памятников старины. Всеми правдами и неправдами он раздобывает глиняный кирпич, связанный с довоенной Нарвой. Гуляя по городу, смотрит под ноги, роется в кучах строительного мусора, лезет в грязь котлованов. Целеустремленно делает он это с конца 90-х годов, но интерес к скромным предметам строительного обихода зародился в детстве.


 

- Когда я был маленьким, у нас на даче делали печку, и пришел печник, – вспоминает коллекционер. – Папа насобирал к его приходу каких-то кирпичей, они казались плохими, а печник, наоборот, говорит отцу: ты найди и принеси еще именно таких же – царской эпохи. Помню, их можно было даже на части рубить, настолько хорошо обожжены были… – Игорь предполагает, что та печка наверняка служит по сей день, только вот дача давно продана.

Этот несколько странный человек - Игорь Куров хранит свою коллекцию старинных нарвских кирпичей в одной из комнат ратуши, а также здесь - под лестницей в подвале гимназии. Для молчаливого общения со свидетелями истории прекрасного города Игорь берет кирпич в руку, протирает пыль и вглядывается в сохранившиеся инициалы.

О мастерах известно мало

Как выясняется, очень много кирпича производилось прямо в Нарве – как на больших заводах, так и в маленьких мастерских.

- Город стал активно развиваться во второй половине 19-го века, когда начали строить первую Суконную мануфактуру на Парусинке (ныне это район российского Ивангорода, а до войны – часть Нарвы. – И.С.), потом Льняную мануфактуру, потом Кренгольмскую мануфактуру. Надо было много кирпича, а значит – его производство налаживали прямо на месте. Но наверняка что-то и завозили, – говорит Игорь.

Судьбы подавляющего большинства производителей нарвского кирпича остаются в тени истории. Многие оставили после себя лишь клейма на продукции, сохранившейся в земле, некоторых выживших кладках и в собраниях коллекционеров.

- Были и известные гиганты по производству кирпича, как у Филиппа Яковлевича Пантелеева. Это был большой кирпичный завод, из продукции которого в основном все здесь и построено: кургауз (курзал) в Усть-Нарве, Кренгольмская мануфактура и так далее; его кирпич отмечен инициалами «ФЯП». Также хорошо известен еще один завод-гигант, он был на Кренгольме, и на его кирпичах написано: «Joala».

Сам Игорь не силен в деталях технологии производства старинного кирпича из обожженной глины и не знает точно, откуда поставляли сырье, но зато абсолютно уверен, что качество того кирпича такое, что хоть сейчас на стройплощадку: «Старый кирпич – он крепкий, и такой тяжелый, увесистый – качественно сделан».

Эмблема – лицо кирпича

Коллекционер рассказывает, что старые кирпичи отличаются эмблемами. Чаще это инициалы владельцев фабрик, мастеров, имя и отчество или полная фамилия.

- Очень трудно классифицировать: много разных эмблем, и какой завод когда существовал – неизвестно и непонятно. Надеюсь, в будущем кто-то сможет в этом разобраться, например, работники музея, – говорит Игорь. – Я когда начинал собирать, то не думал, что это так усугубится. Получал все больше и больше интересной информации, начал специально искать кирпич и держал под контролем разные объекты: где что строят, где что валяется. Делать это лучше всего весной или осенью, когда трава низкая, – легко найти, перевернуть, посмотреть.

По словам коллекционера, сейчас, когда с недвижимостью старого «Кренгольма» разбираются новые собственники, ему было бы очень интересно туда сходить и посмотреть на кирпич. «Я никогда вовнутрь туда не попадал».

- Но можно искать и в том, что валяется в округе среди мусора, это очень много мне дало, – делится он особенностями собирательства.

Послевоенные красные или желтые кирпичи большого интереса у него не вызывают.

- Да, я беру их тоже, но они очень просто сделаны, эмблемы неинтересные, например, номера кирпичных заводов. А на белом, силикатном кирпиче вобще никаких эмблем нет и не было. Его делали, лепили наспех – быстро строили дома, и никто не оставлял на этом кирпиче, в строительстве и в истории свою индивидуальность.

Кирпич – проверка на интеллигентность

Игорь признается, что для него особенная «приятность» заключается в том, чтобы подержать в руках старинный кирпич, почистить его щеткой, протереть тряпкой, записать и узнать что-то. «Очень много требуется работы, чтобы опознать его». Причем сама коллекция пока даже не пересчитана, Игорь только предполагает, что экспонатов в ней – штук семьдесят. Отборная, показательная часть собрания хранится в пустующей нарвской ратуше, а пыльные «фонды» – в подвале нарвской Эстонской гимназии.

Находить новый и оригинальный кирпич становится с годами, естественно, все сложнее. Тем не менее, новая интересная находка была сделана Игорем всего пару недель назад. Неизвестный и доселе невиданный им кирпич, маркированный латинской буквой «S», обнаружился на стройплощадке по улице Гагарина в Ивангороде. Увлеченный нарвитянин без тени сомнений понес находку через границу. «Много вопросов на границе, как правило, не задают, только посмеются иногда…».

- Интеллигентные люди воспринимают это нормально, умеют оценить, а кто-то, конечно, подумает, что человек – идиот, занимающийся ерундой, – рассуждает Игорь, не особо пекущийся о чужом мнении.

Илья СМИРНОВ,  sp.pohjarannik.ee  30. Май 2011

Категория: Кирпичные истории | Добавил: tellis (16.08.2011)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]