Главная » Статьи » Источники » Публикации |
Мозаика на века
Таллиннский художник Андрей Лобанов закончил полугодовую работу над мозаичной картиной для колокольни нарвской Александровской церкви.
В четверг этот ценный и довольно хрупкий, несмотря на 400 кг веса, груз прибудет в Нарву, а в пятницу начнется монтаж мозаики. Мозаика для лютеранской церкви - явление довольно редкое, но архитектор церкви Отто фон Гиппиус (он же строил и таллиннскую церковь Каарли) предусмотрел именно ее, чтобы выдерживала все капризы нашего балтийского климата. Сказалась и его петербургская школа - во многих храмах Петербурга присутствуют мозаичные картины. Кстати сказать, и смальту для мозаики Андрей Лобанов привез из Санкт-Петербурга, из тех самых мастерских, которые были специально созданы для производства этих разноцветных стеклянных камней для мозаик Исаакиевского собора. Кроме смальты в мозаике использован эстонский доломит из Оргита пяти подобранных цветов. - Это очень важный образ - Христос встречает и провожает прихожан. И поэтому по предложению священника Александровской церкви Виллу Юрьо была выбрана евангельская цитата, которая по-русски звучит как «Блаженны чистые сердцем». С чисто художественной стороны главной трудностью для меня было решить проблему взгляда Христа - на мозаике он смотрит вниз, на прихожан, и веки его поэтому опущены. Если бы взгляд его был прямым, он уходил бы поверх людей, - объясняет Андрей Лобанов. Мозаика сначала создавалась в рисунке, затем на рабочем столе с «изнанки», повернутая лицом вниз. Затем сооружался каркас-короб, все укреплялось арматурой и цементом. И только когда мозаику перевернули, художник впервые увидел свое творение таким, каким оно должно выглядеть и как его будут видеть люди через годы и столетия... Вес блока 400 килограммов, радиус 1 м 25 см, процесс укрепления цементом занял 18 часов... http://www.moles.ee/07/Dec/05/1-1.php -------------------------------------------------------------------------------------- В Нарвской лютеранской церкви установлена мозаика Реставрируемый в Нарве лютеранский храм постройки конца XIX века в декабре 2007 года дополнен еще одной живописной деталью. Над входом в церковь установлена мозаика, изображающая Христа, автором которой является таллиннский художник Андрей Лобанов. «После витражей это моя первая мозаичная работа», — сказал художник, лично доставивший мозаичную картину из Таллинна в Нарву. Цветные участки панно изготовлены из смальты в мастерской Академии художеств Санкт-Петербурга, а для фоновых участков использовался доломит, которым облицовывается в настоящий момент церковная колокольня. Для придания прочности и долговечности доломит покрывают тремя специальными мастиками. Изначально планировалось украсить вход в церковь художественной фреской, но, принимая во внимание эстонский климат, а также то, что храм, расположенный на высоком берегу реки, обдувается всеми ветрами, было решено заменить фреску мозаикой, которая не подвержена воздействию времени и непогоды. «Смальта, как и стекло, является практически вечным материалом», — пояснил Лобанов. «Мозаика из смальты использовалась с древних времен. В этой работе соблюдены каноны, которые дошли до нас через века. Пять оттенков доломита, которые я использовал для создания фона, должны создавать эффект однородности со всем зданием», — рассказал Лобанов. По словам художника, общий вес панно составляет 400 килограммов, на создание изображения Христа ушло 6 месяцев. «Изначально в эскизе Христос смотрел прямо, но после того, как я представил, что он будет смотреть поверх голов входящих в церковь, я изменил эскиз и склонил голову Христа, чтобы он смотрел прямо на людей», — сказал художник. «Сам лик я собирал месяц — соберу, потом разберу, потом снова собирать начинаю. Работая над этой мозаикой, очень волновался, так как ее сложность и волшебство одновременно заключается в том, что, как и любое другое произведение монументальной живописи, оно начинает «работать» только на своем месте», — рассказал Андрей Лобанов. Для того, чтобы погрузить панно на автомобиль, понадобились усилия восьми крепких мужиков. Устанавливалось же творение Андрея Лобанова с помощью строительного подъемника, причем мозаику удалось пристыковать с первого раза, несмотря на буквально миллиметровые допуски. | |
Категория: Публикации | Добавил: tellis (27.04.2009) | |
Всего комментариев: 0 | |