Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2726

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Адольф Гельдер (Хелдер)

 Adolf Helder, Адольф Гельдер (Хелдер) (03.03.1889 г. Нарва – 08.11.1927, Париж) - эстонский контрабасист, дирижер, певец (тенор/баритон), педагог и музыкальный деятель

До 1907 года учился в Нарвской городской школе и музыкальной школе Нарвского музыкального общества имени Его Императорского Высочества великого князя Владимира Александровича.

     Класс контрабаса Вацлава Беха в Санкт-Петербургской консерватории Гельдер окончил в 1911 году (по другим источникам в 1913 или 1914 годах) и только в 1916 году,  делая длительные перерывы между экзаменами, получил диплом музыканта-вольного художника. По крайней мере, в  ЦГИА СПб хранится личное дело  А. Гельдера с крайними датами документов: 06.08.1907–20.10.1915 (ф. 361, оп. 1, д. 862).

      Музыкант работал непродолжительные периоды в эстонском оркестре и летнем оркестре "Ванемуйне" в Тарту, а в свободное время давал уроки игры на контрабасе Людвигу Юхту, который занимался по 10 часов в день. С началом Первой мировой войны играл на Кавказе, в Латвии, а с 1914 по 1916 год был солистом в Хельсинкском городском оркестре.

      В 1916-1923 годах дирижировал оркестром общества "Эстония", в том числе концертами в Белом зале и летними концертами на горе Харьюварава в Таллине. В газетных статьях 1920-х годов упоминается о его выступлениях как вокалиста: арии Онегина и Жермона - это репертуар баритона, а в других источниках он классифицируется как тенор. Непонятно... Удивительный диапазон: от контрабасиста до певца и дирижера!

       Во время освободительной войны за независимость был  дирижером оркестра кавалерийского полка.

       После создания Нарвского Объединенного театра в 1924 году он занял там должность музыкального руководителя, дирижируя симфоническими концертами, музыкальными постановками, хором Нарвского общества мужской песни. В то же время он продолжал давать уроки пения в Нарве в 1-ой русской начальной школе и выступал в качестве солиста-вокалиста (например, в роли графа Штернфельда в оперетте Г. Ярно “Дочь лесничего").

       Впервые о деятельности А. Гельдера в Нарве, как дирижера оперетты "Kevade õhk" в "Вейтлея", упоминается в декабре 1923 года, в дальнейшем он выступает и как дирижер симфонического оркестра, в состав которого входили несколько бывших исполнителей таллинской "Эстонии". Популярность постановок А. Гельдера не только у эстонцев, но и у русских и немцев объясняется универсальностью языка музыки в отличии от драматических постановок:

Последние известия № от 12.10.1924

Нарва.

Симфонический концерт.

 

    На днях в переполненном зале "Выйтлея" состоялся первый концерт вновь организованного симфонического оркестра (42 человека) под управлением свободного художника А. Гельдера.

    Серьезно выбранная программа — симфония "Н-moll" Шуберта, сюита "Пеер Гюнт" в 4-х частях Грига, симфоническая поэма "Финляндия" Сибелиуса — вызвала у публики большой интерес. К тому же это было первое выступление симфонического оркестра в Нарве.

    Яркое впечатление оставила передача сюиты "Пеер Гюнт" Грига. В четырех картинах произведения — Утро, Смерть Азы, Танец Анитры и В пещере карликов, — обрисовываются жизнь и скитания норвежского народного героя Пеер Гюнта.

    Исполнением этой сюиты А. Гельдер украсил концерт, и бесконечные рукоплескали зала заставили повторить третью картину — Смерть Азы.

    Прекрасно была передана симфоническая поэма "Финляндия".

    Солистом на этом концерте выступил концертмейстер и первая скрипка симфонического оркестра "Эстония" — А. Аунапу.

Р.

 

Последние известия № 51 от 03.03.1925 

Нарва.(От нашего корреспондента).

 

    С большим художественным и материальным успехом прошел бенефисный концерт дирижера симфонического оркестра театра "Выйтлея" А. Гельдера. 

    А. Гельдер по окончании петроградской консерватории занимался у знаменитых профессоров чеха Беха и германского дирижера Шнефогта*, после чего выступил в качестве солиста в гельсингфорсской филармонии.

    В Нарву он приехал в 1923 году  и сразу же завоевал симпатии у интересующейся музыкой публики в качестве дирижера сорганизованного им симфонического оркестра.

   Программа отчётного концерта была составлена с большим вкусом и вполне удовлетворила любителей серьезной музыки. С глубоким пониманием исполнена была 6-я симфония Чайковского,  и, к сожалению, значительно бледнее передана была композиция Р. Кулля "Битва под Криушами".

    Крупный успех выпал на долю Ю. Эльского, с большим чувством пропевшего арию из оперы "Демон".

    Шумные аплодисменты вызвал хор театра "Выйтлея", под аккомпанемент оркестра исполнивший ряд эстонских песен.

    Во время антракта состоялось чествование бенефицианта, которому преподнесены были подарки и адреса. Получена была также масса приветственных телеграмм.

*В материалах прессы того времени встречаются шесть (!) вариантов записи фамилии дирижера: Шнеефойгт, Шнеефогт, Шнефогт, Шнефохт, Шнеефохт, Шнеевойгт.

 

Через год успехи А. Гельдера отмечали на очередном бенефисе:

Последние известия № 65 от 21.03.1926 

Бенефис А. Гельдера.

    Сегодня в театре "Выйтлея" состоится бенефис дирижера симфонического оркестра и руководителя местной эстонской опереточной труппой, свободного художника А Гельдера.

    Впервые идет в Нарве с участием артиста А. Сяллика опера Верди "Травиата". Деятельность бенефицианта за последние три года ярко свидетельствует, что он является прекрасным организатором, чутким в музыкальном отношении дирижером и прекрасным товарищем. Прошедшие под его руководством симфонические концерты неизменно собирали полный зал и много содействовали оживлению местной музыкальной жизни.

    Бесспорно, и сегодняшняя постановка чрезвычайно популярной оперы Верди обещает любителям этого рода искусства громадное наслаждение, и поэтому можно быть уверенным, что зрительный зал и на этот раз будет полным. 

 

       В мемуарах  С. Рацевича воспоминаний о А. Гельдере я почему-то не нашла, хотя  во многих газетных заметках он пишет о дирижере:

Последние известия № 120 от 04.06.1926 

Нарва. Итоги театрального сезона.

 

  ...Немалую роль в материальном успехе опереточных спектаклей сыграла русская и немецкая публика, охотно посещавшая прошедшие в этом сезоне по несколько раз "Принцессу долларов" и "Веселую вдову" Легара, "В вихре вальса" О. Штрауса и, наконец, имевшую такой небывалый для Нарвы успех оперу Верди "Травиата", спетую шесть раз.

     Постановка этой оперы явилась выдающимся событием театральной жизни Нарвы, впервые услышавшей законченную оперную постановку. "Травиата" заметно выдвинула местные вокальные силы - г-ж А. Трийк, Ю. Вельман, М. Вирнгоф и гг. А. Маген, Я. Гальбе и др., а также талант умелого и энергичного дирижера А. М. Гельдера...

 

С. Рацевич

 

      Финансовые трудности и трения между правлениями объединенного эстонского театра Нарвы (см. заметки 3, 4 о попытках его создать и спасти) поставили под угрозу следующий театральный сезон, и хотя А. Гельдер дирижирует на  премьерах оперетт "Сильва" в октябре 1926 и "Граф Люксембург" в январе 1927 года, у вольного художника появились намерения уехать из Эстонии. В эстонских газетах упоминается почему-то Австралия.

      10 мая 1927 года состоялось прощальное представление "Травиаты", а в 20-х числах июня дирижёр выехал в Париж с целью музыкального самосовершенствования, где стал дирижером русской оперной труппы и пел в русском мужском квартете в начале 2-го тенора, позже 1-го тенора**.

Квартет с большим успехом выступил 04.08.1927 на радиостанции Эйфелевой башни.

      Осенью А. Гельдер отправил письмо, в котором сообщал, что не вернется из Парижа и просит освободить его с поста учителя музыки.

       В начале октября была серия успешных выступлений в Марселе, за которыми последовали бы концерты в Ницце и Монако, если бы не внезапный уход из жизни 08.11.1927:

Вести дня № 307 от 12.11.1927 

Narva Postimees, № 46 09.11.1927

УМЕР ГЕЛЬДЕР.

Прошлой ночью из Парижа пришла телеграмма о том, что известный здесь музыкант Гельдер вчера в середине дня умер от плеврита. Телеграмма пришла брату Гельдера, живущему в Нарве.

 

       Думаю, что упоминаемый в заметке брат- это Karl-Julius Helder, владелец чугунолитейного завода в Нарве, Raudtee 10. Депортирован в 1941 году с женой Линдой и дочерью. Судьба неизвестна. (Список депортированных: Julius Mardi p. 26.08.1879 и Линда Юлиус т. 10.10.03. Дочери в списке нет.) Это сведения из Võitleja = The Combatant : ülemaailmne Eesti sõjameeste ja vabadusvõitlejate häälekandja, № 5 от 01.09.1978.

      В Põhja Kodu, №  97 от 25.08.1939 в статье, посвященной 60-летию промышленника, рассказывается, что родился он в Санкт-Петербургской губернии, в семье мельника. В возрасте 14 лет он отправился в Нарву, где поступил в ученики на местный литейный завод Зиновьева и Ко. Будучи человеком трудолюбивым и честолюбивым, Ю. Гельдер вскоре стал рабочим, затем мастером, а после этого даже акционером! После ликвидации Зиновьевской фабрики Гельдер купил машиностроительный завод Ф. Гана (так напечатано) и в 1924 году стал его владельцем.

     

Ю. Гельдер  с энтузиазмом принимал участие в работе общественных организаций на местах, в том числе стал почетным членом нескольких пожарных обществ, входил в правление общества "Гармония" и т.д.

      Эти сведения добавляют новые штрихи к характеристике семьи Гельдеров.      

А. Гельдер был похоронен в Париже по распоряжению посольства.

У него остались двое несовершеннолетних детей и жена.

 

** Неточности сведений, размещаемых в печати, не позволяют определить действительные намерения А. Гельдера при поездке во Францию. В одно месте пишут: "Он собирался учиться в Парижской консерватории, в то же время он был помощником директора русского оперного театра в Париже." В другом: "Давал уроки в Парижской консерватории и одновременно работал ассистентом режиссера русского оперного театра."  В третьей заметке говориться, что вольный художник выступал в парижском варьете в русском баре.

 

1. Вести дня № 307 от 12.11.1927

2. Наша газета № 215 от 03.12.1927

3. Последние известия № 183 от 13.08.1925

4. Последние известия № 224 от 05.10.1926

Иллюстрации:

5. Narva Võitleja teater. Virumaa Muuseumid SA. 1930 г.

6. Георг Шнефогт(1872-1947) - дирижёр «Художественной оперы», профессор Латвийской консерватории. 1912 г.

7. Adolf Helder. Eesti Rahva Muuseum. 1920-1925 гг.

8. Põhja Kodu, № 21 от 21.02.1925 (Привожу эту статью как доказательство того, что на  предыдущем снимке изображен именно вольный художник-музыкант, а не его племянник-тезка, сын брата Карла-Юлиуса, как показано в Geni)

9. Põhja Kodu, № 99 от 10.09.1925  Анонсы спектаклей.

10. Некрологи

11. Sirp ja Vasar, №. 36, 02.09.1988 Последний снимок: русский квартет в Париже (А. Гельдер-второй слева).

12. Карл Юлиус Гельдер(Хелдер) в Нарве на улице Йыэ. Около 1940 г. Eesti Rahva Muuseum

13. Элла Гельдер с сыном и дочерью. Около 1944 г. Eesti Rahva Muuseum

Категория: Люди | Добавил: Руся (25.07.2024)
| Комментарии: 5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]