Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2821

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

«Царевна» в Нарве

Модель яхты «Царевна». Центральный Военно-Морской Музей.

 
Петербургский листок № 222 от 15.08.1890
Первое русское военное судно у Нарвы.
 
     Река Нарва быстра и многоводна, тем не менее для судоходства почти недоступна. Город Нарва расположен в 12 верстах от устья реки, выше судоходство невозможно, благодаря двум водопадам, огибающим остров Кренгольм, ниже, версты за две от устья, река мелеет на пространстве двух вёрст, не достигая здесь более 10 1/2 футов глубины; сверх того, эта местность усеяна песчаными банками, вследствие чего фарватер обставлен вехами, указывающими дорогу многочисленным речным пароходам, все же суда, сидящие в воде глубже 7 футов, останавливаются, нагружаются и разгружаются в 10 верстах от города, близ местечка Гунгербург, причём товары идут далее к Нарве на мелких судах.
     Понятно, что при таких условиях военные суда не заглядывают в Нарву, а потому нарвские жители были сильно поражены, увидав у своей пристани 6-го августа Императорскую яхту.

Яхта «Царевна». Альбом 1888 г.


     Императорская яхта "Царевна"*, прибывшая 4 августа из Петергофа и остановившаяся в устьях Наровы, 5 августа получила приказание пройти до города и остановиться в его гавани. Как выше сказано, в двух верстах от устья, на протяжении двух вёрст, река мелеет, причём глубина её местами не достигает 10 футов, а между тем нос "Царевны" сидит в воде на 9 футах, а корма на 13 футах. Приходилось прибегнуть к разгрузке, и с 4 часов утра вся команда и рабочие выгружали всё, что можно было выгрузить с яхты, перенесли на барки все паруса, канат, до 5 тысяч пудов угля, вследствие чего корма поднялась на 2 фута, но было необходимо поднять её ещё на 2 фута, т.е. на один уровень с носом. Для этого командир яхты, капитан 2-го ранга Фридерихс**, приказал перевести на нос судна пушки, рундуки в все остальные тяжести, что подняло яхту ещё на 1/2 фута. К счастью, благоприятный ветер нагнал воду на 1/3 фута, но так как этого было недостаточно, то из правого котла была выпущена вода, что облегчило яхту ещё на 750 пудов и накренило её на левую сторону, в заключение, лодки были также спущены на воду; таким образом, в полдень яхта, взятая на буксир пароходом "Надежный", предшествуемая своим паровым катером, делавшим ежеминутно промеры, медленно и осторожно двинулась в путь. На мостике, около командира яхты, стоял местный лоцман, в особенно мелких местах люди по команде садились на бушприт, дабы опуская нос, поднимать этим корму. В 2 часа "Царевна", проплыв благополучно опасные (мелкие) места, отдав буксирный канат, и уже самостоятельно, под парами, отсалютованная флагами со "Стрельны" и при криках "ура" собравшегося на берег народа бросила якорь против самого города. 


 

Игнациус Василий Васильевич (1854-1905). Хромолитография Императорской яхты "Царевна" из альбома "Русский флот. Издание вел. кн. Александра Михайловича". 1892 г. Государственный музей-заповедник "Петергоф".
 
*  -   Яхта была заказана в 1873 г. в Англии на заводе  в Гулле. «Царевна» имела хорошие мореходные качества. Кроме паровой машины, она несла на своих трёх мачтах косые гафельные паруса.
Водоизмещение    840 тонн
Длина                      57,2 м
Ширина                     8,5 м
Осадка                      3,5 м
Двигатели    Паровая машина
Мощность               820 л. с.
Движитель                  1
Скорость хода         13,5 узлов
Артиллерия              Четыре 4-фунтовых орудия образца 1867 года
 
      В кормовой части находилась небольшая рубка, в которой размещался царский салон, отделанный ценными породами дерева. Достаточно скромные императорские апартаменты размещались в жилой палубе. Общая стоимость постройки яхты — 290 тыс. руб.

В.И. Овчинников. Императорская яхта "Царевна". 2020 г. Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого МО РФ.


      Числящаяся в списках кораблей Балтийского флота как «собственная его императорского высочества государя наследника паровая яхта», «Царевна» в сентябре 1874 г. пришла из Англии в Кронштадт. Вскоре её отправили в Севастополь; вернулась «Царевна» в Кронштадт 26 июня 1875 г.
     После вступления на престол императора Александра III в 1883 г. «Царевна» практически стала яхтой императрицы Марии Фёдоровны вплоть до 1889 г. Хотя числилась императорской и как минимум 1 раз Николай II ходил на ней по морю. Но больше, конечно её использовала его мать. Обычно двух-трехнедельные плавания по финским шхерам проходили в конце июня — начале июля. Яхта заходила в Котку, Гельсингфорс, Абофиордский залив и доходила до Экенеса. 

Бенуа А.Н. Вечер в Фярьзунде. 1890 г. Русский музей.

На борту яхты «Царевна». 1894 г.
Экипаж состоял из 8 офицеров и 74 моряков и обслуживающего персонала (по данным из интернета). Где-то здесь на снимке, наверно, и командир Фридрихс Василий Николаевич.
     
** - Фридрихс Василий Николаевич (15 апреля 1852 - 20 октября 1898 года) из дворян Тульской губ. - капитан 1 ранга (1 января 1893 года). Окончил Морское училище (1870), курс Военно-морского гимнастического заведения (1874). Гардемарин (11 апреля 1870 года), мичман (16 апреля 1872 года), лейтенант (1 января 1876 года), капитан 2 ранга (1 января 1887 года). Награжден медалями за отличия при тушении пожара в Кронштадте в ночь на 21 сентября 1870 года и при спасении погибавших с канонерской лодки «Меч», затонувшей на Транзундском рейде во время буксировки 5 октября 1871. Накануне русско-турецкой войны переведен на Чёрное море; в период боевых действий проявил себя при постановке под турецким огнём мин в районе Сулина, командовал минным катером (май-октябрь 1877 года), в ноябре 1877 года обстреливал ракетами турецкие войска; награжден орденами Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (3 декабря 1877 года) и Св. Станислава 2 ст. с мечами и бантом (8 мая 1878 года). Командовал императорским катером на Чёрном море (1878-1879). Старший флаг-офицер при командующем отрядом судов в Тихом океане (1879-1882). Старший офицер клипера «Пластун» (1884- 1886). Командир шхуны «Славянка» (1888), императорских яхт «Царевна» (1888-1894) и «Штандарт» (15 августа 1894-20 октября 1898 года), 5-го флотского экипажа (24 февраля 1897-20 октября 1898). За помощь, оказанную людям с погибшего в Северном море парохода «Carisande», королем Швеции и Норвегии награждён орденом Олафа командорского креста 1 кл. (28 октября 1896). Кавалер российских орденов до Св. Владимира 3 ст. включительно (14 мая 1896). Умер от воспаления плевры и сердечной сумки в Ливадии, погребён в Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга (РГА ВМФ. Ф.432. Оп.5. Ед.хр.5624 ).

Бенуа А.Н. Портрет боцмана Шахова с императорской яхты "Царевна". 1886-1890-е гг. Русский музей.

 Памятный золотой значок.
Изготовлен Оскаром Пихлем (был главой московской мастерской Фаберже в 1887 по 1897 гг.). Золото, литьё, эмаль. Флагшток инкрустирован бриллиантами. Значок, вероятней всего, был изготовлен для капитана яхты Фридрихс В.Н. на память при переводе к другому месту службы.


 В 1920-е гг. яхту, сданную на хранение в Кронштадтский порт, разобрали на металл.
 

Категория: Это было давно | Добавил: Руся (25.12.2024)
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]