Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2691

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Фёдор Ассберг

Федор Ассберг родился 12 июня 1894 года в Нарве. Окончив полный курс мужской городской гимназии, он поступил на механическое отделение Рижского политехнического института. В 1915 году студент Ф. Ассберг был мобилизован в царскую армию и отправлен на фронт.

За период боевых действий он был дважды ранен, а после выздоровления продолжил службу в 1-м воздухоплавательном отряде Туркестанского корпуса.
     К 1917 году в царской армии насчитывалось 93 привязных аэростата, используемых для разведки, корректировки артиллерийского огня. Служба у воздухоплавателей была весьма опасной: воздушные шары обстреливались противником с земли, атаковывались и поджигались с аэропланов, лишь с 1916 года у воздухоплавателей появились парашюты.


     После революции Ассберг добровольно вступает в ряды Красной Армии. Участвует в боях в составе 3-го Московского социалистического воздухоплавательного отряда, приданного Волжской военной флотилии. В 1920 году Ассберг назначается помощником командира 1-го воздухоплавательного дивизиона Западного фронта.

После окончания гражданской войны Федор Федорович работает в системе Гражданского воздушного флота, является деканом и преподавателем Высшего аэромеханического училища (впоследствии Московский авиационный институт), принимает активное участие в создании первых отечественных дирижаблей. Со дня создания Всесоюзного комитета по дирижаблестроению Ф. Ассберг является членом его президиума, одновременно он становится начальником Центральной воздухоплавательной базы в Кунцево, под Москвой. В 1931 году в Москве был создан научно-исследовательсний комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей, названный «Дирижаблестроем». Ассберг становится одним из ведущих специалистов созданного комбината.

В яркий, солнечный день 25 июля 1931 года, высоко в небе, к восторгу нарвских обывателей, проплыл огромный воздушный корабль, крупнейший из дирижаблей того времени «Граф Цеппелин» (ЛЦ-127). ЛЦ-127 являлся гордостью, последней новинкой произведшей его на свет фирмы — дирижаблестроительной немецкой аэроверфи, принадлежащей семейству графов Цеппелинов. Недаром помимо серийного номера кораблю было присвоено имя собственное.
     Поражали размеры дирижабля: высота его почти равнялась высоте десятиэтажного дома, длина—четверти километра, грузоподъемность — 23 тоннам. Аэросудно имело собственную электростанцию, систему телефонной связи, две радиостанции, на его борту находились 46 человек команды и научных работников.
     Среди тех, кто любовался из гондолы дирижабля панорамой старой Нарвы, замком и бастионами, водопадом и Кренгольмом, был один человек, кому все проплывающее внизу было особенно близко, знакомо и дорого. Этим человеком был Федор Федорович Ассберг — наш земляк.

Состав арктической экспедиции, вылетевшей из Фридрихсгафена (Германия) был многонационален: в основном немецкие ученые, два американца, швед и четверо граждан СССР.

СССР  представляли Р.Л. Самойлович —  выдающийся полярный геолог, знаток и исследователь полярных областей СССР, П.А. Молчанов — ленинградский профессор, крупный ученый-аэролог. Э.К. Кренкель — впоследствии известный радист-полярник и Ф.Ф. Ассберг — конструктор, инженер-воздухоплаватель, он же, на время экспедиции, специальный корреспондент ТАСС.      Конкретными задачами экспедиции являлись: аэрофотографическая съемка полярных земель, аэрологические и метеорологические наблюдения при помощи радиозондов, наблюдения за конфигурацией суши, состоянием льда, земным магнетизмом, доказательство возможности освоения полярных просторов при помощи дирижаблей.

30 июля в 6.45 утра в районе Нарвы, на эстонско-советской границе показался дирижабль „Граф Цеппелин-127", который летел со стороны Петербурга в направлении Чудского озера. В 7 ч. утра Цеппелин пролетал над Сыренцом, взяв направление на Юрьев, куда он прибыл в 7 ч. 55 м.; здесь дирижабль пролетел над городом всего на высоте 300 метров.
    В 8 час. 30 м. цеппелин показавшись над Феллином, взял направление в сторону Тагепере, где он был замечен в 9 час. утра. Оттуда он через Пернов полетел прямо на Ригу.
    Во время полета над Нарвой проживающей в Нарве Марией Ассберг получена была с Цеппелина радиограмма следующего содержания: „Полет весело закончен. Сердечно приветствую. Фреди". Телеграмма эта, оказывается, была послана инженером Ассбергом, который принадлежал к техническому персоналу воздушного корабля.

 В 1933 году вышла уникальная книга «Дирижабль в Арктике» Фёдора Ассберга и Эрнста Кренкеля (будущего радиста команды Папанина), где обобщался их опыт полётов на Цеппелине.

В апрельском номере «Уральского следопыта»  за 1935 год  вышел очерк «Уральская быль завтрашнего дня», где  Ф. Ассберг рассказывает, как год назад был построен первый полужёсткий советский дирижабль (1934 г.) с крейсерской средней скоростью 90 километров в час и дальностью полёта (без посадки) до 3500 километров. Здесь же он убеждает общественность, что пора построить целый ряд мачт, которые могли бы служить причалом для стоянки дирижабля и пополнения его запасов газа, горючего, балласта и т.д.

По материалам:

Вести дня № 202 от 31.07.1931

НАРВСКИЙ РАБОЧИЙ № 31 от 14.03.1985

 

Категория: Люди | Добавил: Руся (17.07.2023)
| Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]