Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2765

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Гастроли знаменитостей в Нарве

Небольшие заметки о выступлении в Нарве А. Вертинского, Н. Плевицкой и Л.Собинова.

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957)
Из воспоминаний Рацевича С.В.:
  " Еще совсем молодым в возрасте 35 лет, в 1925 году, Вертинский приезжал в Нарву и выступал с концертами в Нарвском русском общественном собрании.
   В первом отделении Вертинский исполнял свои вещи в костюме "Пьеро" при соответствующем освещении и гриме. После перерыва он появлялся во фраке, изысканный, со светскими манерами, бледный, с гладко приглаженными волосами, острым носом и тонкими губами. При его высоком росте фигура выигрывала благородством движений красивых рук. Длинных тонких пальцев.
   В программе значились вещи первого периода его творчества: "Концерт Саразате", "Джонни", "Минуточка", "Спи мой чиж", "Пани Ирэн", "Пой, моя девочка", "Полукровка", " Песенка о моей жене", "Бразильский крейсер". Исполнял много песен и по заказу, не заставляя себя долго просить."

Вести дня № 15 от 15.10.1926

------------------------------------------------

Плевицкая Надежда Васильевна (1884-1940)

"Последние известия"  № 274 от 25.10.1924 Известная исполнительница русских народных песен Н. В. Плевицкая дает в Нарве свой единственный концерт 27 октября в помещении Эстонского общественного собрания. В концерте принимает участие скрипач г. Вазархели. У рояля - С. И. Мамонтов.
"Последние известия"  № 275 от 26.10.1924: "Тем, которые в первый раз слышали Н. В Плевицкую, и, вообще, всем тем, кому Россия не родна, трудно понять, в чём тайна её исключительного успеха. Слушают её, смотрят на переполненный зал, наблюдают её громадный успех и недоумевают. В чем дело? В голосе? Нет. В удачно составленном репертуаре? Нет. Н. В. Плевицкая — певица жанровая, бытовая. Она — неприкрашенная, подлинная Русь, и темная и светлая, тоскующая и смеющаяся. Исполненные ею песни общеизвестны. Это — душа нашего народа, такая ширь безпредельная, тоска безысходная и удаль безудержная. Многотысячная публика временами настолько смолкала, что в громадном зале становилось тихо до жути. К этому ничего не прибавишь".

Вести дня № 91 от 04.04.1928

---------------------------------------------------------

Собинов Леонид Витальевич (1872-1934)

Из воспоминаний С. Рацевича.
Собинова я слышал зимой 1932 года в Нарве. Проездом из Москвы он дал по одному концерту в Таллине, Тарту, Нарве. Для концерта в Нарве было заарендовано помещение эстонского общества «Ильмарине». Зал вмещал более тысячи зрителей. (Здание «Ильмарине» разрушено во время войны. На его месте находится северо-восточная сторона кинотеатра «Пунане Тяхт»).
     Трудно забыть этот концерт. Битком набитый зал с восторгом встретил появление на сцене 60-летнего певца. Стоило ему запеть, как он сразу же покорил всех нежностью, светлым лиризмом исполнения романсов Глинки, Чайковского, Рахманинова. А как выразительно, с тонкой благородной мужественностью звучали такие оперные партии, как Надир («Искатели жемчуга»), Владимир («Дубровский»), Берендей («Снегурочка») и многие другие.
     Кульминационным номером программы была, конечно, ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Ее исполнение вызвало бурю восторгов. Несколько минут продолжалась восторженная овация. Певец исполнил ее дважды.
     Неотразимость искусства Л. Собинова, неотделимая от огромного обаяния его творческой и человеческой личности покорила тогда всех, кто присутствовал на этом редкостном концерте.

"Нарвский  рабочий" № 72 от 17.06.1972
 
PS  Судя по прессе, Собинов Л.В. гастролировал по Эстонии в феврале 1931 г., Степан Владимирович ошибся на год.

Собинов 1930-е гг
Вот что писали "Вести дня" № 44 от 14.02.1931 г.: "Концерт Л. Собинова. После своего гастрольного турне по всем центрам Европы, известный певец Леонид Собинов проездом в СССР посетит и Ревель, где в концертном зале „Эстония“ даст свой концерт 18 февраля с. г. Певца сопровождает его сын пианист-композитор Борис Собинов."

 

Категория: Это было давно | Добавил: Руся (14.08.2023)
| Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
1 Руся  
0
Русский вестник № 90, 01.11.1931
Концерт Л. В. Собинова в Нарве 28 октября 1931 г.

      Собинов... это целая поэма из прошлого для нас, людей того поколения, к которому он сам принадлежит. 
      Собинов — это бело-голубой, богато отделанный золотом зал Мариинского театра, залитый огнями хрустальных люстр, в рядах лож и партере блестящее туалеты и бриллианты дам, мундиры, фраки и смокинги мужчин, а в верхних рядах, в балконе и на галерее учащаяся молодежь, приветствующая своего любимца и кумира столь бурными овациями, что порою казалось самый зал не выдержит их.
      Собинов — это незабываемые, высоко художественные образы Ленского, Дубровского, Ромео, Вертера, Де-Грие (в опере «Манон»), Лоэнгрина и многих других, навсегда запечатлевшиеся в памяти всех кто его слышал и видел.
      Последний раз в Мариинском театре в Петербурге мы слышали Собинова 15 лет назад. Ведь, от этого времени нас отделяет целая эпоха. 
      И когда теперь появилось сообщение о приезде сюда в нашу тихую Нарву Собинова, это показалось каким-то невероятным событием.
      И вот, наконец, выходит на сцену Собинов... . Аплодисменты... Пусть он пополнел, это не прежний красавец, но он держится также прямо с тем же гордым достоинством, в котором сразу можно было узнать знаменитых артистов б. русских Императорских театров. За роялем в качестве аккомпаниатора уже взрослый сын артиста Борис Собинов. Театр замер в ожидании. Но, когда зазвучал рояль и с прежней легкостью, с тою же мягкостью также полились снова арии князя из оперы «Русалка» Даргомыжского: «Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила»... , сердце сжалось от захватившего его чувства. Тот же Собинов! Конечно, жестокое время не могло не коснуться и его, но тот же чарующий голос! Те же дивные звуки! Та же манера! Тот же чародей и волшебник... И взволнованная душа вторила словами арии: «здесь все мне на память приводит былое»... .
      Какое счастье снова слышать покрытого славою заслуженного артиста, которого когда-то, в былое золотое время венчали настоящими золотыми венками! И какая великая заслуга великого артиста, что понимает каждый, кто сам изучал искусство пения, так сберечь, сохранить свой исключительный голос.
      Артист кончил и раздались восторженные аплодисменты, как тех, кто много раз прежде наслаждался его пением, так и изумленных и потрясенных слушателей, которые слышали его впервые.
      Со смелостью, свойственною только большим русским артистам, Л. Собинов не выбрал для своего концерта вещи, которые были бы во всех отношениях легки для пения. Нет, он руководствовался только одним лишь чувством истинного артиста дать лучшие музыкальные вещи из своего огромного репертуара.
      Великий чародей заставляет нас забыть все бурно пережитое время после нашей разлуки с ним: с такою легкостью и прежним блеском и прежней выразительностью он поет нам Фантазию Даргомыжского «Свадьба» — «Нас венчали не в церкви» ... Мы заворожены этою прежнею исключительною по своей ясности и красоте фразировкою и дикцией артиста. А эти верхи, это forte! Они по прежнему блетящи! 
      Дальше Л. Собинов поражает нас исполнением старинного русского романса Гурилева «На заре туманной юности всей душой любил я девицу». . . Мы снова слышим эти исключительные переходы голоса на одном дыхании с нижних forte на верхние piano. С какою красотою он передает всю особенность всю поэзию старинной русской песни. Так хорошо, что на глаза навертываются слезы! 
      С чарующею прелестью и грацией спел он изящные вещи Шумана: «Желание» и «Венецианскую песню». «К ней, к ней», призывно звучит его голос в этой песне и звук его голоса наполняет зал.
      Когда же после нескончаемых вызовов Л. Собинов спел французскую песенку, то красота произношeения, легкость и особенность чисто французской манеры могли бы убедить любого француза в том, что певец по происхождению не русский, выросший на берегу Волги, воспитавшийся и всю жизнь проживший в России, а подлинный француз.
      Также на вызовы сверх программы была им спета итальянская канцонетта „Magio", т. е. Май. Это одна из любимых концертных вещей приезжавших в Россию великих мастеров итальянского пения. И в этой вещи также наш гениальный любимец показал нам настоящее, но умирающее теперь итальянское bеllе сапtо.

2 Руся  
0
Русский вестник № 90, 01.11.1931
Концерт Л. В. Собинова в Нарве 28 октября 1931 г.
(продолжение)
      
      Наконец, во втором отделении концерта мы услышали Ленского. С тою же, ему одному присущею особенностью произношения раздались слова: «Кууда, кууда, куда Вы удалились весны моей златые дни».. Как и прежде артист чаровал нас в этой арии и так напомнил, воскресил нам прошлое, что мы невольно отдались грустным переживаниям об ушедших, действительно золотых  днях нашей юности... 
      С художественностью истинного таланта были исполнены артистом романсы Чайковского: «Погоди», «Шуточная песенка» о русой головке, «Средь шумного бала» и романсы Рахманинова. Вся красота, вся прелесть оттенков, вся блестящая нюансировка осталась та же. С какою выразительностью спет был романс Рахманинова «День сильнее ночи» и Черепинина «Фейны сказки». Какое очарование было в передаче романса Кюи «Тучка».
      А когда после бесконечных оваций публики и несмолкавших криков «спасибо, спасибо» Л. В. Собинов вышел и спел романс Чайковского «Растворил я окно», то перед нами был действительно тот «родной соловей», который пропел нам родную песнь. Исполнение же артиста, без устали певшего весь вечер было так художественно и настолько исполнено чувством, что многие не могли сдержать слез. 
      Да, бесконечное спасибо незабываемому чародею, своими волшебными чарами воскресившему, казалось, уже заглохшие воспоминания и вызвавшему эти чистые слезы... 
      Очарование было так велико и настоящее слилось с прошлым, а между тем как далеко это прошлое... 
      На концерте в числе волнующихся в ожидании была одна дама, у которой была с собою фотографическая карточка красавца Собинова в роли Ленского, с его подписью, данной в 1901 году. И вот потрясенная все тою же красотою исполнения неувядающего таланта эта истинная почитательница идет за кулисы и просить Леонида Витальевича дать ей свой автограф. Всегда такой отзывчивый на все просьбы Л. В. Собинов с чарующею любезностью, но сам не без волнения, подписывает на той же карточке через 30 лет новую дату: «28-го октября 1931 года Л. Собинов». А мы, отдавая должное дорогому «русскому соловью», как когда-то делали надписи на подносимых ему венках, мысленно добавим от себя к его подписи: «и все тот же». 
      Мы уходили из театра обновленные, пусть хоть на краткий миг вернулась к нам молодость, но могучий чародей вдохнул в нас новые силы, новую энергию, ибо мы осознали, что все проходит, но тлетворное дыхание времени не в силах погубить то, что является истинным, русским искусством и даже не осмелилось погубить того, кто является вдохновенным его выразителем.
      Спасибо великому, славному артисту и от души пожелаем ему, чтобы еще многие годы он служил светочем русской славы и гения. 
      С большою талантливостью и художественностью аккомпанировал артисту его сын Борис Собинов, но, к сожалению, пианино, на котором ему пришлось играть, оказалось более чем плохим инструментом.
 
В. 

Нарва, 30-го октября 1931 года.

3 Moskit  
0
Даже представить не мог , что А .Вертинский представлял свое творчество в Нарве .


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]