Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2893

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Гдовский дилижанс

В августе 1897 года, в министерство путей сообщения на имя министра князя М. И. Хилкова пришло необычное прошение. Некий Любимов, крестьянин из деревни Лошкино Добручинской волости Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии, берётся обеспечить регулярное пассажирское сообщение между Нарвой и Гдовом, небольшим городком у Чудского озера, который стоит в стороне от основных дорог региона.

Транспортные печали гдовичей были в министерстве хорошо известны. Городской староста неоднократно обращался к путейцам с просьбой обустроить водный маршрут от низовья Гдовки до истока Наровы, который кормил городок и окрестности, в том числе углубить русло и устье реки, укрепить берега, расставить на озере маяки и вехи. Но денег всегда недоставало, водный маршрут не действовал круглый год, да и не слишком годились озёрные ладьи для перевозки пассажиров.

Проезд между Гдовом и Нарвой на казённых почтовых лошадях стоит дорого, сетовал автор прошения, открытые почтовые брички не располагают к поездкам в непогоду, а частный конный дилижанс ходит нерегулярно. Поэтому он, Фёдор Панкратьевич Любимов, берётся запустить между Нарвой и Гдовом не конный, а механический дилижанс, оборудованный паровой машиной.

К прошению прилагался эскиз дилижанса, очертаниями похожий на популярную в конце XIX века машину фабрики Амеде Болле весом семь тонн, развивавшую скорость до 20 километров в час. Денег на своё предприятие Любимов у правительства не искал, но испрашивал 25-летнюю монополию на обслуживание маршрута, чтобы гарантированно возместить свои вложения. В случае успеха Любимов подряжался выставить на линию столько паровых дилижансов, сколько потребуется.

Вот такой дилижанс, по задумке крестьянина, должен был курсировать из Гдова в Нарву. Фото: «Гдовская заря»

Кругозор и предпринимательскую дерзость Фёдора Панкратьевича можно оценить по следующим датам: первое аналогичное прошение — разрешить эксплуатацию моторных омнибусов на улицах российской столицы — было подано А. Н. Неёловым в 1889 году, оно было отклонено как фантастическое. На маршруты в Санкт-Петербурге механические дилижансы вышли лишь в 1901 году. Тем не менее департамент шоссейных и водяных сообщений передал обращение Любимова в правление Санкт-Петербургского округа путей сообщения, а оттуда оно ушло начальнику пятой шоссейной дистанции, обслуживающей западную часть губернии. В своём отзыве начальник дистанции ссылался на скудное описание дилижанса и указывал на небезопасность поездок столь тяжёлого экипажа по посредственной почтовой дороге. Среди прочего ремонта требовал изношенный деревянный мост через реку Плюссу недалеко от Нарвы (ныне скрыт водами Нарвского водохранилища). Поэтому решение вопроса в пользу Любимова пока не представлялось возможным.

Искусственное отделение министерства встало на сторону коммерсанта. Во-первых, все технические подробности следует выяснять с просителем непосредственно, избегая волокиты; во-вторых, неудовлетворительное состояние дорог не должно запрещать движение дилижансов, столь желательных для населения. Поэтому обстоятельства, препятствующие такому сообщению, должны быть тщательно изучены и изложены для дальнейшего рассмотрения прошения.

Река Плюсса. На левом берегу началось строительство п. Сланцы. Сланцевский историко краеведческий музей.

К декабрю следующего, 1898 года был составлен обстоятельный рапорт с указанием работ по укреплению моста, которые было необходимо выполнить до запуска по нему механического дилижанса. Во избежание опасной раскачки переправы выше и ниже по реке предлагалось забить сваи, к которым подвязывалась бы центральная часть моста. Работы оценивались в шесть тысяч рублей, которые требовалось включить в бюджетную заявку на следующий бюджетный год.

Летом 1899 года прошение Любимова с перепиской, расчётами и чертежами наконец дошло до комитета управления водяных и шоссейных сообщений и торговых портов, где той же осенью за подписью министра путей сообщения было принято соломоново решение: движение механических дилижансов разрешить, исключительных прав на обслуживание маршрута не предоставлять, а затраты на ремонт моста в размере 6 000 рублей отнести на его, Ф. П. Любимова, счёт.

К сожалению, дальнейшая судьба этой инициативы в соответствующем фонде ЦГИА Санкт-Петербурга не прослеживается, но из прочих источников известно, что вплоть до постройки рокадной железной дороги Псков – Нарва в 1915 году сообщение Нарвы с Гдовом по почтовому тракту и по воде так и осталось головной болью местных жителей.

Ныне частные механические «дилижансы» петербуржского и псковского автоперевозчиков остались единственным средством междугороднего сообщения для безлошадных гдовичей. Те же из них, кто постарше, ещё помнят, как, помимо автобуса и поезда, в Нарву из Гдова можно было слетать на рейсовом самолёте.

Источники:
ЦГИА СПб. Фонд 253. Опись 3. Дело 4439 (28.04.1893–04.05.1893) Ходатайство кр. Гдовского у. Власа Филиппова о дозволении ему открыть дилижанское сообщение между Гдовом и Нарвой.
ЦГИА СПб. Фонд 921. Опись 95. Дело 1891 (1897 г) Об открытии движения дилижансов с механическим двигателем по шоссе между Гдовым и Нарвой.

 

Категория: Это было давно | Добавил: Руся (10.05.2023)
| Комментарии: 7
Всего комментариев: 7
1 tellis  
0
Где был аэродром в Нарве в 1967 году?


2 Moskit  
0
Да наверное , где и сейчас . Разве есть другие варианты ?

3 Leonid  
0
Отец говорит военный аэродром был за улицей Раквере, но в середине 60-х уже и в Ольгино работал

4 tellis  
0


Газета "Нарвский рабочий" от 16 мая 1964 года.

5 Moskit  
0
На сколько я помню за ул .Раквере , ну где сейчас пр. Героев было футбольное 
поле . Еще там было, наверное бывшие  гарнизонное стрельбище с высоким  земляным 
пулеприемником , с бетонными капонирами для установки мишеней . А вот , что бы 
аэродром да еще военный , это уж слишком . Аэропорт и аэродром это вроде одно и 
тоже , но это совершенно разные вещи . В нашем случае это грунтовая ВПП без 
рулежек и стоянок. Есть место с твердым покрытием для посадки и высадки пассажи -ров и аэровокзал . После прекращения регулярных рейсов Нарвский аэропорт был 
передан в систему ДОСАФ . Получил название Нарвский Авиационный Клуб с позыв-
ным ВЕСНА .

6 tellis  
0
Где-то в 1937 году аэродром строили

7 Руся  
0
Петербургский листок № от 19.06.1897
ВНУТРЕННЯЯ ПОЧТА. (Корреспонденция "Петербургского Листка", Нарва)
Конокрад, пойманный велосипедистом.

    В последние годы, с переселением многочисленных эстонцев в Нарву и Гдовский уезд, здесь до такой степени развилось конокрадство, что местных жителей обуял панический страх.
    Крадут, в большинстве случаев, лошадей крестьян, приезжающих в Нарву с сеном, дровами и другими сельскими продуктами.
    Лошади, обыкновенно, пропадают бесследно, так как конокрады орудуют не в одиночку, а целой шайкой, хорошо организованной.
    Затереть след похищенной лошади не трудно, так как эстонцы, как и вообще все финны, живут не целыми селениями, где всякая новая лошадь обратила бы на себя общее внимание, а отдельными поселками в один, два, много три двора. При таких условиях, конечно, можно скрыть не одну, а целые десятки краденых лошадей, принимая во внимание обычай эстонцев селиться не на больших или проезжих дорогах, а среди лесов, которых ещё не мало сохранилось в помещичьих владениях.
    Конокрады прибегают к разного рода уловкам: так, лошадь, украденная где-нибудь в Гдовском уезде или в Нарве, через несколько дней появляется уже в Везенберге или даже в Юрьеве.
    Таким образом, конокрады имеют полную возможность укрыться от преследования со стороны полиции и безнаказанно прятать концы в воду.
     Не всегда, однако, преступные проделки сходят им с рук. Так, на днях произошёл следующий оригинальный случай: велосипедист г. Визенталь, мастер суконной фабрики барона Штиглица, мчался по Ивановской улице. Толпа народа привлекла его внимание. Он остановился, протискался сквозь толпу и увидел молодого парня, легкового извозчика, который сидел в своей пролётке и горько плакал.
    На расспросы велосипедиста бедняга рассказал, что с полчаса тому назад, пока он заходил в один из постоялых дворов на Ивановской улице, у него украли лошадь со всею упряжью и угнали, вероятно, в сторону Гдова.
    — Погоди, брат, пе горюй, я твоей беде помогу, — утешал его г. Визенталь и, вскочив на велосипед, помчался на своём "стальном коне" по направлению к Гдову с той стремительной быстротой, которая достигается лишь продолжительной тренировкой.
    Намерение спортсмена увенчалось полным успехом. В нескольких верстах от Нарвы г. Визенталь нагнал двух эстонцев, которые что было мочи мчались, погоняя сильно измученную извозчичью лошадь, всю покрытую пеной.
    Отважный велосипедист хотел было остановить, задержать конокрадов, но раздумал.
    — Не справиться ведь мне одному с этими негодяями, ещё, пожалуй, убьют или изувечат,- промелькнуло у него в голове, и, обогнав конокрадов, он помчался дальше.
    Спортсмен поступил вполне благоразумно, так как все эстонцы обязательно носят при себе большие финские ножи.
    Через несколько минут велосипедист очутился у шлагбаума, в 7-ми верстах от Нарвы, у впадения р. Плюссы в р. Нарову.
    Здесь он в нескольких словах рассказал в чём дело, и вместе с арендатором шлагбаума г. Спиридоновым и несколькими рабочими, которые в это время находились в сторожевой будке, стал поджидать любителей чужой собственности.
    Вскоре подъехали воры на взмыленной лошади. Их задержали. Видя, что дело плохо, конокрады притворились пьяными и принялись клясться и божиться, что лошадь их собственная; но хитрые эстонцы были уличены, отправлены в Нарву и переданы в руки местной полиции.
    Таким образом удалось поймать опасных конокрадов и возвратить лошадь бедному извозчику, благодаря содействию велосипедиста.

     О.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]