Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2650

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

ГОРОД ПОРТАЛОВ
 Город порталов-так многие называют Нарву, расположенную в 12 км. от Финского залива на берегу быстрой реки Наровы.
     В период Великой Отечественной войны народов Советского Союза с фашистской Германией, в период всемирно-исторической борьбы культуры с варварством, гитлеровский генерал-фельдмаршал фон Рейхенау 10 октября 1941 г. издал приказ, циничные слова которого: "Никакие исторические и художественные ценности на Востоке не имеют значения" — был определённой инструкцией. Исполняя эту инструкцию, немецкие войска уничтожали лучшие сооружения временно захваченных ими городов. В числе их была и Нарва.
     Освободившие город весной 1944 г. войска Ленинградского и 3-го Прибалтийских фронтов, имевшие в своём составе эстонские и латвийские соединения Советской Армии, увидели в Нарве одни руины. Один из старейших городов Советской Эстонии, созданный многими поколениями зодчих и имевший цельный художественный облик, был превращён немцами в груды развалин. Общая разрушенность его составляла 98 процентов.
     Построенная между 1294 и 1314 гг. на пересечении торговых путей, один из которых проходил по Нарове на Псков, а другой—сухопутный—на Новгород, связывавших древнюю Русь с Западной Европой, входившая в Ганзейский торговый союз, Нарва быстро развивалась, приобретая важное торговое и политическое значение. За шесть с лишним столетий своего существования город, пройдя через многочисленные пожары и военные бедствия, разросся во все стороны, выйдя далеко за пределы древней его части, укреплённой каменными бастионами. У стен этих бастионов разыгрывались великие события Северной войны, когда Пётр I начал свою борьбу за "окно в Европу", открыв России пути в Балтийское море и закрепив за ней исконные русские земли на побережье Финского залива.
    Обширное водное пространство реки Наровы с изрезанной береговой линией и своеобразный живописный ландшафт оказали в прошлом большое влияние на формирование архитектурного облика древней Нарвы, основное ядро которой формировалось в XV—XVII столетиях. От этого времени в городе сохранились: древнейший средневековый замок, основанный ещё в 1347 г. в южной части старого города с высокой башней постройки 1535 г., остатки двух разрушенных немцами соборов XV и XVII веков, над крышами которых возвышались высокие колокольни, и древняя русская крепость Ивангород на правом берегу реки Наровы, построенная по приказу Ивана III в 1492 г. как передовой форпост Московского государства против агрессии немецких рыцарей, совершавших набеги в русские земли. Этот замечательный памятник русской крепостной архитектуры, открывший новую страницу в оборонительном строительстве Московской Руси, также пострадал от рук фашистских варваров. Из десяти его башен осталось только четыре.
     Свой индивидуальный облик Нарва стала приобретать в начале XVII века. В это время в городе появились каменные жилые постройки и изменилась средневековая планировка, в которой ясно выделилась главная улица, проходящая через весь город к его центру. Проезжая через Нарву в 1636 г. Олеарий отметил, что "город распространился новыми постройками, гораздо большими чем был старый город, разделён на правильные или ровные улицы и укреплён весьма надёжно". Здания того времени располагались перпендикулярно к улице, с узкими торцовыми фасадами, щипцы которых, сливавшиеся с гладью стен, прикрывали обширные чердачные помещения, Отсюда силуэт узкой улицы, урезанной треугольными щипцами, имел уступчатое—пилообразное строение. Фасады украшались порталами, щипцы декорировались нишами, каменными украшениями и даже изредка живописью. Рустованные порталы этого времени отличались своеобразной грузностью.
     Свою архитектурную стройность и цельность Нарва стала принимать в 40—50 годах XVII века. В это время появляется ряд интересных построек. Взамен узких вытянутых фасадов, здания поворачиваются вдоль улицы, а щипец исчезает или превращается в фронтон. Здания этого периода были характерны главным образом гладкими стенами, окнами голландского типа, эркерами разных фасонов и размеров, богатыми порталами и фронтонами. Интерьеры зданий украшались изразцами, мозаикой, живописью. В порталах этого времени выделялся орнаментированный замковый камень, под которым вешался железный фонарик. Немного позднее арка портала получила три и даже пять орнаментированных камней. Над арками порталов устраивались фронтоны, в центре которых помещалось барельефное изображение в виде панцирей, шлемов и щитов. В некоторых случаях фронтоны заменялись фигурными изображениями, носящими как и барельефы, следы средневековья. Верхняя часть портала часто снабжалась надписями с датами и разными изречениями. В редких случаях над порталами устанавливались солнечные часы.
     Проходя по улицам разрушенного города, мы и сейчас видим некоторые из таких порталов, сохранившиеся на стенах взорванных немцами зданий. Среди них выделяются порталы домов на улицах Виру и Туру. Первый из них на бывшем доме Лоренца Нумен, богатый витым барочным обрамлением, имеет дату 1650 г.; второй, более скромный, тонко прорисованный серо-каменный портал бывшего дома Шольбах с гербовыми картушами на фронтоне имеет дату 1653 г. Ещё и сейчас он придаёт большую живописность повреждённой стене со свободно расположенными оконными проёмами.
     С быстрым ростом населения во второй половине XVII века разрасталось и строительство Нарвы. Кроме жилых домов возводились церкви и общественные здания (дома гильдии). Архитектурный облик города получил своё барочное лицо.
     Рост хозяйственной жизни после пожара 1659 г. способствовал строительству каменных гражданских сооружений. Наиболее замечательным из этих строений являлся дом, построенный в 1666 г. на углу улицы Койду и городского бульвара. Фасад здания был снабжен по углам двумя эркерами, придававшими строению приветливый вид. На средней оси фасада помещался деревянный барочный резной портал с аллегорическими изображениями лета и зимы. Сейчас от этого здания остались только разрушенные стены.
     Напротив возвышается бывший дом Хольстена, интерьеры которого снабжены расписными балочными потолками и плафонами. Главный вход, украшенный красивым порталом с тремя каменными ступенями и железным ограждением, сильно контрастировал с гладкой поверхностью стены. По бокам портала висели на кронштейнах большие железные фонари. Это наиболее сохранившийся памятник города. Скоро должно начаться его восстановление.
     Особого размаха и наивысшего расцвета строительная деятельность в городе достигла в самом конце XVII века. Искусство нарвских мастеров-каменотёсов и резчиков по дереву достигло своей художественной зрелости. Изменилась и планировка территории Нарвы. Ещё более выпрямились городские улицы, были уничтожены тупики, правильную форму приняла рыночная площадь в северо-западной части крепости. На ней одно за другим были сооружены здания ратуши, биржи, важни (таможни), составившие единый архитектурный ансамбль.
     Наиболее замечательным из этих строений было здание ратуши, построенное по проекту архитектора Георга Тейфель в 1668—1671 годах. Ратуша была расчленена рядом пилястр, между которыми разместились ряды больших прямоугольных окон. В центре фасада помещался богатый рустованный каменный портал, над которым возвышалась тонкой работы скульптурная группа правосудия и городской герб. К порталу с площади вела двухсторонняя каменная лестница с красивой кованой решеткой и небольшим фонтаном. Над высокой черепичной крышей возвышалась деревянная двухъярусная сторожевая башня. Сейчас от этого здания стоят обгоревшие стены, фасадная из которых сохранила остатки сильно повреждённого портала.
     Накопление капиталов в Нарве и тесная связь с Россией и странами Европы вызвали возникновение массы красивых представительных жилых зданий. Новым строительством занимались первоклассные мастера-художники Ян Герольд, Ганс Кандлер, Яков Ван дер Капелле и другие. Творчеству последнего принадлежат почти все порталы сооружавшихся в это время зданий. Эти порталы отличались благородством форм и пропорций. Они украшались ионическими и коринфскими пилястрами. Плоскость пилястр обогащалась орнаментом. Над порталом устанавливались скульптурные фигуры и даже целые группы. Около порталов устраивались небольшие лестницы с ограждением по краям, а по бокам их вешались осветительные фонари. Из таких строений надо отметить бывший дом видного члена городского правления того времени Германа Поортена, построенный на улице Рюютли в 1695 г. Являвшийся самым выдающимся строением того времени этот памятник нарвского зодчества был разрушен немцами. От него остались только стены и повреждённый портал на фасаде. На подобие ратуши, средняя часть фасада этого здания расчленена четырьмя пилястрами с каменными резными капителями и базами, над которыми возвышался фронтон. Между пилястрами расположен барочный каменный портал с детскими фигурами. Стены здания были увенчаны большим, тонко профилированным карнизом. 
     В это время город окружается кольцом бастионов, заменивших собой старые городские укрепления. После взятия Нарвы Петром I на одном из бастионов был воздвигнут памятник в честь русских солдат, погибших при штурме крепости.
     На кованом кресте памятника имеется надпись: "Могила храбрых русских воинов, павших при взятии гор. Нарвы штурмом 9-го августа 1704 г."  Этот памятник сохранился и сейчас, заросший высоким кустарником.
    Традицию украшения главного входа в здание красивым порталом нарвские зодчие сохранили и в последующее время. Об этом свидетельствовали многие другие, теперь уже не сохранившиеся здания, построенные в период классицизма. Над порталами этого времени также устанавливались скульптурные рельефы. Один их таких рельефов существовал над входом в разрушенный немцами Преображенский собор. Этот рельеф с изображением Преображения, выполненный Н. Ореховым, был установлен в 1842 г.
     Все эти многочисленные архитектурные памятники Нарвы живописно возвышались над рекой. Сливавшиеся с окружающей природой в единый прекрасный комплекс они являлись ценным культурным сокровищем Нарвы и народа Советской Эстонии. Старинные постройки были интересны по своей своеобразности и тем местным художественно-конструктивным особенностям, которые присущи городу, получившему в конце XVII века архитектурно-планировочную стройность и индивидуальное лицо.
     Четвёртая сталинская пятилетка ставит задачу восстановления Нарвы из пепла и развалин, а затем и проведение широких работ для дальнейшей её реконструкции. Жители города Нарвы и весь эстонский народ, залечивающий тяжёлые раны, нанесённые его городам, развёртывают свои творческие силы и с помощью русского народа идут вперёд по пути восстановительного строительства.
В. Косточкин
 
Иллюстрации авг.-сент. 1945 г., Косточкин В.В., Корнеев Ю.П., Музей архитектуры им. А.В. Щусева:
 
Портал дома Хермана Поортена по ул..Рюютли, 24
 
Деталь портала дома Хермана Поортена по ул..Рюютли, 24
 
Портал дома со  старой аптекой наследников Люксенгера по ул. Рюютли, 18
 
Портал дома английского купца Вильяма Кеттлуэлла по ул. Виру, 6
 
Портал дома Йоханна Штель фон Гольштейна по ул. Койду, 3.
Категория: Это было давно | Добавил: Руся (10.11.2023)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]