Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно |
До 1917 года на территории Эстонской Республики было 157 почтовых учреждений, кроме того, три самостоятельных государственных центральных телефонных станции.
25 февраля 1918 г. немецкие оккупационные власти взяли под свой контроль Таллиннскую почту и ликвидировали существовавшую почтовую систему. Приказом от 13-го ноября 1918 г. начальник Оборонительного союза (Кайтселийта) полковник Йоханн Унт назначил Хиндрека Риканда комендантом Таллиннской почтово-телеграфной конторы, приказав взять её под охрану. Этот день почтовое ведомство Эстонии считает днём своего основания.
На важность почтового ведомства для государства указывает то обстоятельство, что многие решения, касающиеся организации работы почты, были приняты на государственном уровне - в Учредительном Собрании, позднее в Государственном Собрании, либо были установлены распоряжениями временного правительства, позднее - министра путей сообщения.
Первые почтовые марки появились в продаже 22 ноября 1918 года – цветочный узор (5 копеек) - и 30 ноября – цветочный узор (15 копеек). Они были напечатаны в Таллинне в типографии Бёлау в Нымме. Всего в Эстонской Республике вышло 163 различных почтовых марки. 15 ноября 1918 года министр путей сообщения Ф. Петерсон утвердил первые почтовые тарифы Эстонии. Непосредственно после взятия под контроль Таллиннской почты её штат состоял из 12 человек. К 1924 году главное почтовое управление выросло в учреждение, состоявшее из четырёх отделов, где работало 92 человека.
Кроме наземной почты, в Эстонии действовали также корабельная и воздушная почты. На кораблях почту доставляли в Хельсинки и Стокгольм. В 1923 году фирма «Аэронаут» начала на своих самолётах шесть раз в неделю перевозить почту в Хельсинки и в Ригу. 19 мая 1922 года Эстония вступила во Всемирный почтовый союз. В 1936 году на территории Эстонии можно было использовать почтовые услуги в 3648 различных пунктах, услуги телеграфа – в 782, телефон – в 1841 месте. Во всей сети было 120 почтово-телеграфно-телефонных контор, вся остальная система состояла из вспомогательных учреждений – 600 почтовых агентств и почти 3000 почтовых хуторов. Чистый доход почты составил в 1935 году 1,5 млн. крон. Общая протяжённость почтовых трактов в 1939 году составляла 14 000 км по шоссейным дорогам и 1816 км по железным дорогам. К 1938 году в почтовом ведомстве работало 1752 человека, в 1939 году – 1824. Почтовые чиновники были государственными служащими и имели право на бесплатную квартиру, топливо и освещение. У почтовых служащих было своё профессиональное общество, которое занималось борьбой за улучшение условий труда и зарплаты почтовых чиновников, поскольку проблема зарплаты для них всегда стояла на повестке дня.
Вследствие Второй мировой войны и депортаций хорошо налаженная сеть почтовой связи Эстонии понесла тяжёлые потери, но добросовестно продолжала свой повседневный труд, прерывая его лишь на короткое время в районах непосредственных боевых действий. К концу 1945 года в Эстонии работал один почтамт, 11 почтовых контор (10 уездных почт + Нарва), 206 отделений связи, 404 агентства связи и одно отделение почтовых перевозок. Было 2739 ящиков для сбора писем (из них в городах 405), 2547 почтовых хуторов. Протяжённость почтовых трактов достигала 11 920 километров. Транспортная контора министерства связи имела 35 автомобилей и 14 мотоциклов. Работников связи было 3356, средняя зарплата вместе с премией составляла 342 рубля. С этой базы почтовая служба Эстонии начала работу в советских условиях. В 1950 году в Эстонии был один почтамт, 1 отделение почтовых перевозок, две городских почты (в Нарве и в Кохтла-Ярве), 39 районных почт, 286 отделений связи и 300 агентств связи, работало 1535 колхозных почтальонов. В 1948 году было совершено 10 вооружённых нападений на почту, в которых было похищено в сумме 0,57 млн. рублей. В 1949 году – также 10 нападений, похитили 0,21 млн. рублей. Поэтому для защиты почты сопровождать её часто посылали милиционеров и военнослужащих. После 1950 года грабежи прекратились. С 1950 года для перевозки почты начали использовать и маршрутные автобусы. В 1963 году районные и городские почты были переименованы в городские и районные узлы связи. 29 августа 1956 года Таллиннский почтамт стал Главпочтамтом. К 1964 году в Эстонии был один главпочтамт, одно отделение почтовых перевозок, два городских и 15 районных узлов связи. Это число сохранялось неизменным до конца советского строя. Конные почтовые перевозки были заменены автомобильными. В 1955 году ведомству связи принадлежало 118 рабочих лошадей, к 1967 году на балансе было 9 лошадей. Кое-где автомобили начали заменять и железнодорожный транспорт. Автомобилей в системе связи в 1975 году было 555, в 1980 году – уже 706. Кроме этого, почту перевозили также на 50 маршрутных автобусах. Общая протяжённость почтовых трактов в 1980 году была 14 252 километра. С 1970 года традицией стали ежегодные соревнования по профессиональному мастерству «Золотые руки». Первые соревнования были проведены для операторов связи в Таллинне. Одним из своеобразных явлений советского периода было социалистическое соревнование. Поскольку соревновались во всех областях жизни, не осталась в стороне и служба почтовой связи. Непосредственно перед Олимпийской парусной регатой летом 1980 года была открыта первая очередь нового здания Таллиннского главпочтамта – два этажа, где обслуживали клиентуру. Средняя зарплата почтовых работников в 1967 году составляла 80 рублей, в 1986 году – 171 рубль. В течение всего советского периода сохранялась постоянная нехватка почтовых работников, особенно почтальонов. Причиной этого была тяжёлая физическая работа и низкая зарплата. К концу 1990 года в подчинении Министерства связи ЭССР был один главпочтамт, 1 центр обработки почты, 2 городских узла связи (Нарва, Силламяэ), 15 районных узлов связи, 606 стационарных и 15 передвижных отделений связи. На балансе было 10 почтовых вагонов и 4766 почтовых ящиков для корреспонденции (из них в сельской местности 3628). Работников связи было всего 9270 человек. Почтальонов было 2025, из них на селе 1214. В техническом училище училось 482 учащихся. 10 апреля 1991 года начало деятельность государственное предприятие «Ээсти Пост». В ходе активного переходного процесса возникли трудности со знаками почтовой оплаты, поскольку выделенные Москвой марки со стоимостью в рублях кончились, а новых ещё не было. Для разрешения ситуации на почтах стали использовать для франкировки конвертов резиновые штемпели с указанием тарифа. В Тарту с разрешения генерального директора «Ээсти Пост», для компенсации временной нехватки марок, поступили в обращение перфорированные полоски. 1 октября 1991 года в обращение поступили первые почтовые марки восстановившей независимость Эстонской Республики, всего девять гербовых марок различных номиналов в рублях. Из-за последовавшей высокой инфляции и в связи с ожиданием скорого перехода на свою валюту часть почтовых марок выпустили не с денежными номиналами, а с буквенными обозначениями. Первой маркой с ценой в кронах стала выпущенная 3 октября 1992 года тетрадь марок «Mare Balticum» с морскими птицами, в которой было две четвёрки марок. Почтовые марки с номиналом только в кронах выпускаются в Эстонии с 1993 года.
Права Эстонской Республики как страны – члена Всемирного почтового союза (ВПС) были восстановлены 30 апреля 1992 года. В быстро меняющемся и преобразующемся обществе традиционные почтовые услуги не приносили больше прибыли, кроме того, существенно уменьшился объём услуг. Для увеличения доходов почты как предприятия вводились всё новые услуги. Введение новых услуг в 1993 и особенно в 1994 году позволило настолько поднять доходность предприятия, что была обеспечена относительно стабильная брутто-прибыль и на следующие годы. В 1998 году был заложен краеугольный камень нового Таллиннского почтового центра, который стал современным узловым пунктом обработки почты, снабжённым технологией, соответствующей новым требованиям. Строительство было завершено к концу 1998 года. Сегодня "Ээсти пост" имеет 407 почтовых контор. | |
Категория: Это было давно | Добавил: tellis (08.11.2010) | |