Церковь Знамения Божией Матери в городе Нарве построена на самом конечном возвышении правого берега реки Наровы, на Ивангородском форштадте, обнесена железною оградою на каменном фундаменте и находится тут вместе с Никольскою церковью, построенною в 1854 году вместо бывшей здесь издревле Христорождественской церкви. Местоположение её ровное, красивое, видное во все стороны на огромное расстояние.
Мимо самой церковной ограды пролегают Петроградо-Ревельская и Гдовская дороги. На Гдов она свертывает противу самой церкви на юг. В одной версте от церкви она прорезывает Балтийскую железную дорогу. Далее идет в полуверсте мимо известного Нарвского водопада, на котором устроены Льняная, Суконная и Бумаго-прядильная фабрики с 10-ю тысячами рабочих. Затем далее все по прямой линии в шести с половиною верстах от Нарвы дорога эта переходит через реку Плюссу. На север, в 12-ти верстах от Нарвы, Финский залив; на восток, верстах в 20-ти б.уездный город Ямбург, а в 140 верстах Петроград.
Достойно замечания, что город Нарва, до провозглашения самостоятельности Эстонской Республики, принадлежал двум губерниям и управлениям: в хозяйственном отношении Петрограду, а в судебном отношении вполне зависел от Ревельского или Прибалтийского Суда.
Название города Нарвы и реки Наровы неоспоримо финского происхождения и дано финскими народами, которые искони занимали все Балтийское побережье и в истории известны под различными названиями: Suomi, Inger, Isor, Eesti, Tsudi, Liiv и проч. Самое свойство и характер этой местности, оживленной водопадом и возвышенностями берегов реки, могли подать повод и мысль назвать эту местность Нарвою или Наровою. Финско-эстонские слова: Nагга, Nаегша, Nаегdаv, Nаrrima, Nаггаvа —- смеяться, шутить, веселиться, который в разных местностях различно произносятся и понимаются, действительно соответствуют этой шумной, оживленной, как бы смеющейся, норовистой местности среди остальной ровной, безмолвной, печальной низменной окрестности её.
По клировым ведомостям до 1885 года значилось, что Нарвская Знаменская церковь построена в 1786 году тщанием жителей Ивангородского форштадта. То же самое показано и у Ганзена, описателя города Нарвы, а по истории г. Нарвы А.В. Петрова, — в 1796 году. Но по каким данным то и другое сделано — неизвестно, по крайней мере письменных доказательств ни тому ни другому показанию не имеется. Уже по этому одному, а главное на основании документов, хранящихся в Нарвском Преображенском Соборе, эти показания следует признать ошибочными и неверными. Так в Указе Преосвященного Симона, Архиепископа Псковского и Нарвского, от 16-го Генваря 1750 года за № 11-м, на имя заказчика г. Нарвы Ивангородской Успенской церкви Священника Иоанна Васильева говорится: *)„Сего Генваря 16-го дня Его Преосвященство слушав присланныя к Его Преосвященству от Господина Бригадира, Нарвскаго Коменданта барона фон Штейна, как прежнего донесения, так и нынешнего письменного прошения об отдаче в Новопостроенную при Нарве Гарнизонную Полковую Знаменскую церковь находящегося в Преображенском Соборе, праздностоящего вынесенного из бывшей Адександро-Невской церкви, Святого Престола со одеянием и с другими принадлежностями и о произведении в той Знаменской церкви Божественного служения, о чем она по приказанию Его Преосвященства контору с тово, закащиком и подлежащая справки учинены, приказал вышеозначенные находящиеся в Нарвском Преображенском Соборе праздне-стояшие бывшей Александро-Невской церкви Престол и жертвенник со всеми одеждами так как в той Александро-Невской церкви стояли для постановления в Знаменскую церковь отдать с надлежащею роспискою, и буде она Знаменская церкови всем строением совершенно окончена и принадлежащим благолепием имеется удовольствована к подобию прежних Святых православных восточных церквей во всем состоится ко освящению в готовности, то оную церковь чиноположению церковному поддбающим образом тебе закащину с прочими Нарвскими священно-служителями освятить от Его Преосвященства благословляется.Да притом же справляется, что в вашей Александро-Невской церкви, а после отданной на Нарву была б служба Божия и Святая Литургия совершалась ли и буде совершалась, то и означенный престол вынесенный из тоя церкви стал быть освященной. Ежели ж служба Святой Литургии не совершалась в оной церкви, то объявленный престол для того освятить по чиноположению церковному, а когда освящение помянутой церкви учинено будет, о том и Его Преосвященству в самой скорости по обыкновению репортовать. 0 чем к тебе, закащину, послать указ; и посылается к Нарвскому закащину Священно Иерею Иоанну Васильеву учинить о том по сему Ея Императорского Величества Указ. Генваря 16 дня 1750 года. У посланной подписано Ризничей Иеродиакон Иоасаф Подканцелярист Иоанн Хомутинин. 1750 года Генваря 25 числа сия Копия с подлинным Указом засвидетельствована Нарвской Закащик Иоанн Васильев."
Тут же в копии приложена росписка в приеме и сдаче самых вещей церковных, данная поручиком М.Келлером 9-го февраля того же 1750 года.
Из этого Указа Преосвященного Симона видно, что Знаменская церковь наша построена гораздо ранее показанных в клировых ведомостях, у Ганзена и Петрова, дат: в 1750 году она уже существовала. Кем и на какие средства сооружена она — в Указе не указано, но это не опровергает возможности того, что сооружение её немало содействовало и тщание жителей Ивангородского форштадта, как сказано в клировых книгах. Но что в этом указе несомненно надобно разуметь ту самую Нарвскую Знаменскую церковь, которая и доныне здесь находится, в том можно убедиться из другого Указа Псковской Духовной Консистории на имя того же заказчика, Успенской церкви Священника Иоанна Васильева, от 13 марта 1758 года за № 473-м. В котором говорится, что Духовная Консистория согласно Ея Императорского Величества Указу дозволяет „погребение мертвых тел христианского закона людей, яко то военнослужащих чинов и посторонних по желанием допускать тою ради в огражденном около полковых Гарнизонных Рождественской и Знаменской церквей кладбищ."
В этом Указе Псковской Консистории совершенно ясно обозначено то самое место, на котором и доныне стоит Знаменская церковь. Только вместо деревянной Христо-рождественской церкви в одной ограде с нею находится ныне каменная теплая церковь во имя Св. Николая, построенная в 1854 году известным благотворителем П.И. Орловым на личный его средства, ныне предоставленная в пользование православно-эстонскому приходу в Нарве.
Кроме того из означенного Указа видно, что огражденное вокруг Знаменской и Христо-рождественской церкви место предположено и разрешено уже было обратить в кладбище. Почему это не было приведено в исполнение, неизвестно и документов не имеется.
Из ордера Ямбургского Дух. Правления от 28 августа 1801 за № 304 видно, что Знаменская церковь, считавшаяся в начале полковою, в 1801 г. была чисто приходскою и состояла в полном ведении и распоряжении Духовного Начальства.
Указом 1824 года от 10 октября за № 3150 предписано обновить и затем освятить храм Знаменский вследствие снятия Св. Престола со своего места при переделки Иконостаса на пожертвованные Нарвским 2 гильдии купцом Василием Семьяновым 4500 руб.
В 1848 году, указом от 22 марта за № 148 Знаменская церковь отделяется от Собора и становится самостоятельною церковью приходскою. К собору же приписною она, как можно заключать по метрическим книгам, стала считаться в 1833 году.
Владимир фон Беренс. Интерьер Знаменской церкви. 1920-40 гг.
В настоящее время Знаменская церковь зданием каменная, одноглавая, трехпрестольная. В 1895 году в ней устроены печи. Главный алтарь в честь Знамения Божией Матери. Северный в честь пророка Илии - устроен в 1824 году Нарвским купцом Семьяновым, южный в честь Воздвижения Креста Господня устроен в 1854 году по желанию прихода. Св. Антиминсы на всех престолах новые. Иконостасы имеют ту особенность, что они представляются как бы вогнутыми в алтари или гротами. В главном алтаре над престолом сень на 4 столбах. Одежда на престоле под серебро из белого металла, с изображениями художественной работы, жертва церковного старосты Ф.И. Чугунова. Величиною храм — в длину от алтаря до притвора 10 саженей, в ширину 7 1/2. Стены 5 саж. высоты с 9 окнами. Своды и купол поддерживаются 6-ю четырехугольными колоннами, колокольня возвышается над притвором. Кроме западного входа есть двери на юг. Пол деревянный.
Особенных достопримечательностей в Знаменском храме нет. В алтаре иконы живописные, но крест запрестольный обит серебром. На горьнем месте икона Св. Троицы обита серебром, которого весу 46 ф и 86 зол. жертва титулярного советника Як.Н. Денисова.
Обстоятельных сведений о священно и церковно-служителях Знаменской церкви крайне мало и почти не находится здесь. Они находятся в Псковской и Петроградской Консисториях в архиве. Здесь же можно видеть только имена их и то не все, судя по подписям в метрических книгах с 1880 года. Ранее этого времени книг при церкви не сохранилось.
С развитием фабрично-заводской промышленности в г. Нарве, начиная с шести и семидесятых годов прошлого столетия, сюда начали стекаться в поисках работы жители соседних губерний Эстляндской и Лифляндской. Среди них не мало было зстов православного исповедания, не понимающих русской речи, а тем более славянского богослужения. Явилась потребность в служении на эстонском родном и понятном для них языке. После смерти Протоиерея Еф.Димитриева в 1880 г. священником в Знаменский приход определен был знающий эстонский язык о. Преображенский для совершения богослужения и треб как для русских прихожан так и эстов, расселенных по всей Петроградской епархии, на правах разъездного священника-миссионера с присвоением ему наименования русско-эстонского священника. Число эстов-прихожан растет, служение в 2-х приходах становится уже не под силу немолодому уже иерею о. Петру и в 1889 г. эстонский приход отделяется от русского и к нему для совершения богослужения и треб специально на эстонском языке определяется тот же о.Преображенский и псаломщик Яков Мальц, а в русский приход назначается особый священник о.Димитрий Чистосердов. Последний священствовал с 1889 по 1919, трагически погиб, будучи расстрелян большевиками, вместе со священником Ивангородской Успенской церкви о. А.Волковым в 1919 г. Кошмарное время переживала в это время Нарва. Оккупационные войска германские, занимавшие Эстонию и Прибалтийский край в ноябре 1918 г. покинули Нарву и пределы Эстонии, а на место их сюда вторглись большевистские полчища. Образовалась так наз. Эстляндская Трудовая Коммуна. Храмы Божии были закрыты, духовенство из пределов Эстонии изгнано. Два священноиерея: прот. Д.Чистосердов и о. А. Волков, коим красными властями разрешено было свободное отправление богослужений, не выполнили декрета об оставлении пределов Коммуны в 24-х часовой срок, за что были арестованы и после тюремного заключения и всякого рода глумления и издевательства зверски расстреляны на 2-й д. Рождества Хр. (по ст. ст.) 1918 г.
Грустно было положение православных жителей Нарвы в эти кровавые дни, продолжавшееся почти два м-ца. Новорожденные младенцы их оставались некрещенными, больные умирали без напутствования св. тайнам, мертвые лишены были христианского погребения.
Наконец после неудачного наступления на Ревель большевики были изгнаны белыми войсками из пределов Эстонии и Нарва освободилась из-под власти их 19 января 1919 года.
Священник Константин Колчин
Первым вернулся из скитания, спасаясь от преследования большевиков, священник о. Константин Колчин, который самоотверженно принялся за пастырскую работу, обслуживая православную паству нарвскую в разных церквах с утра до вечера. В июне 1919 г. он избран был общим собранием прихожан и утвержден Высшей Духовной Властью в должности настоятеля Знаменского прихода в г. Нарве. Храмы Божии в то время, не смотря на обстрел города неприятелем в течение четырех месяцев беспрерывно, и близость фронта бывали постоянно переполнены молящимися. Останавливаясь на этой странице грустной истории Знаменского прихода благодарной памятью следует воздать мученику-настоятелю, убиенному прот. Д.Чистосердову, стараниями и энергией коего за 30 лет его служения здесь Знаменский храм из холодного обращен был в теплый в 1895 г, построено собственное кирпичное здание приходской школы в 1901 г., каменная кирпичная сторожка при кладбище в 1907 г., каменная ограда вокруг нового кладбища и много др. При нем диаконами были: о. Ник. Голубев и А.Королев, а псаломщиками: Вас. Добронравин, Викт. Никольской, Вас. Вознесенский и доселе здравствующий в сане диакона Фома Чернов, служащий здесь сначала в должности регента, а последние 15 лет — псаломщика с 1886 г., то есть без году 40 лет. Из церковных старост, особо потрудившихся на пользу родного храма в первую очередь следует упомянуть г.г. Орловых — Павла Ив., Степана Ив. и Григория Ст. Затем достойны внимания И.Я. Панков, С.Е Михайлов, Ф.И. Чугунов, И.И. Ульянов, Е С. Милованович, В.А. Шпис, И.М. Круглов, В.Е. Солодков и нынешний староста М.С. Чернышев, энергией и стараниями коего при ближайшем сотрудничестве приходского совета во главе с деловым председателем его М.Ф. Пантелеевым и настоятелем церкви прот. К.Колчиным храм Знаменский в 1923 году отремонтирован снаружи и внутри, на что израсходовано около 250 тысяч эст. мр., пожертвованных прихожанами и благотворителями. В 1925 г. стараниями того же старосты М.Чернышева, настоятеля церкви иер. К.Колчина, дамского благотворительного кружка во главе с ея председательнвцей В.К. Пантелеевой при мощной материальной поддержке бр.Кругловых, Нарвских Кренгольмской, Суконной и Льнопрядильной М-р, дирекций заводов литейного Д. Зиновьев и Ко и лесопильного „Forest" и сочувствии прихожан в церковь проведено электрическое освещение 1924 г. на средства наследников Ф.Я. и А.Я. Пантелеевых произведен ремонт приписной Кладбищенской церкви и часовни.
Отметить надобно здесь особое рвение и сочувствие добрым начинаниям причта и приходского совета большинства прихожан, без коих едва ли удалось бы так спешно залечить причиненные приходу обстоятельствами военного времени и лихолетья раны. В крайнем печальном положении находятся в настоящее время дома церковные, коих пять и кои требуют заботливого внимания прихода и безотлагательного ремонта. В наружном и внутреннем ремонте cпешно нуждается и Никольская, приписная к Знаменской церковь, предоставленная ныне в пользование православных эстов на выработанных обоими приходами и утвержденных Синодом Эст. Ап. Правосл. церкви условиях.
Заканчивая свой слабый исторический очерк нашей Нарвской Знаменской церкви и приветствуя прихожан её и горожан, равно и богомольцев с редкнм юбилеем, молитвенно желаю всем да продлит Господь дни жизни их в добром здоровии и благополучии до следующего 200-летнего юбилея, а тех, кто закончили свой жизненный путь здесь на земле и в свое время посильно потрудились на пользу близкого сердцу их дома Преблагословенной Владычицы Мира да помянет и упокоит Господь Бог во царствии своем. Аминь.
*) См. архив Нарвск. Преображ. Собора дело под № 5-м.
"Старый Нарвский листок" № 36 от 10.12.1925
Руины Знаменской церкви на Горке 1944 |