Прошедшая война не пощадила наш город. В старой части в первозданном виде остался один Воскресенский храм, под землею — бастионы с ходами. Все остальные исторические объекты ныне существующие — отреставрированные.
Но есть еще один сохранившийся. Подлинно нарвской святыней является ивангородское кладбище.
Православные нарвитяне и ивангородцы не хоронились на левом берегу Наровы. На ивангородском погосте находили они себе место последнего упокоения. И послевоенные обитатели Нарвы не нарушали эту многовековую традицию, пока в 1972 году не закрыли кладбище в Ивангороде.
Мой покойный родитель перед войной неоднократно говорил моей матери, что нужно взять новый участок в конце ивангородского кладбища: оттуда Россия лучше видна...Под сенью величественных деревьев, на продолговатом кладбищенском холме покоятся именитые и рядовые, богатые и бедные, поминаемые и забытые родными и близкими наши дорогие предки.
Среди тех, кто там лежит, много замечательных горожан, кто своими трудами создавал красавицу Нарву. Это в первую главу купцы Лаврецовы — Сергей и Глафира, нарвские „Третьяковы”. Они отдали городу дворец, в котором была размещена картинная галерея, собранная ими. Эти картины станут основой скоро (надеемся!) открывающейся в Нарве галереи. Ими же был создан больничный комплекс, находившийся в начале ул. Деева (Сийвертси), названный в честь создателей „Лаврецовской больницей”.
Есть на кладбище фамильные захоронения именитых нарвских купцов, почетных горожан Пантелеевых, Орловых, Свинкиных, огородников Кругловых, могилы духовенства десяти православных храмов во главе со своим Владыкой — архиепископом Евсевием Нарвским и Изборским, учителей двух нарвских гимназий и многочисленных начальных школ. В братских могилах захоронены воины Северо-западной армии (Юденича), погибшие от эпидемии тифа в 1919 году, и воины-красноармейцы, павшие при освободительных боях в 1944 году, умершие от тифа кренгольмские рабочие (1919 г.).
Под маленьким незаметным столбиком похоронен рабочий-поэт Волков (доска с его стихотворением „Похороны бедняка” сбита. Текст сохранен, и доску надо восстановить!).
Кладбище в настоящее время находится в ужасающем состоянии. Склепы осквернителями разбиты, гробы и останки потревожены (ищут по сию пору в черепах золотые зубные коронки!). Многие драгоценные памятники попорчены или вовсе уничтожены.
Я не говорю уже о невозвратной потере — фигуре сидящего ангела, известного старым нарвитянам под названием „черного ангела” на могиле баронов Александра и Нины Штакельберг (предположительно работы великого Антокольского). Он был разбит и сдан после войны в Кингисеппский утиль.
Заросли забытые могилы, много невывезенного мусора, повалены деревья, попорчены могильные ограды, кладбищенская ограда тоже разрушается. Кое-что по уборке в этом году сделано. Началось восстановление кладбищенского Петропавловского храма, который станет действующим.
Весь этот год на расчетный счет в Ивангородский Сбербанк вносятся деньги, собираемые по подписке на кладбищенский храм. Но трудно движется вопрос с разрешением захоронения.
Городские власти Ивангорода ко всем этим мероприятиям благоволят. Дело тормозит санэпидстанция, считающая нежелательным, чтобы так близко от жилых домов располагалось функционирующее кладбище.
В Таллинне 20 лет тому назад встал вопрос о закрытии старого Александро-Невского православного кладбища. Оно находится не на холме, как ивангородское, а вплотную к жилым домам. Кладбище не закрыли после многочисленных писем в разные инстанции. И вот оно приобретает год от года все более благообразный вид.
Нарвская общественность должна поднять свой голос в защиту своего святого места. Нужно разрешить нарвитянам из числа тех, кто уже имеет там погребения близких, свои участки, хоронить там же усопших родственников, открывать новые участки на кладбище. Можно сделать так, как практикуется в Таллинне: при условии, что участок заброшен и близкие не появляются, он передается новым владельцам. За место можно установить повышенную плату и часть средств использовать на восстановление и оборудование кладбища.
Идея сохранения и открытия вновь Ивангородского кладбища давно приветствуется горожанами и старыми нарвитянами, живущими вдали от родного города. Надо, чтобы это претворялось в жизнь.
Через 2 года, в 1992 году, Ивангороду — 500 лет. К этому времени приличествует ему иметь действующий храм, содержать в порядке и сохранности историческое кладбище, связывающее наши города.
Алексий Николаев, диакон Нарвского Воскресенского собора.
Фото из Ивангородского музея и И. Кивимяэ.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Мы связались с заместителем директора производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Ивангорода Анатолием Павловичем Тарелкиным и попросили его прокомментировать статью А. Николаева. Он, как старожил здешних мест, считает, что на Ивангородском кладбище возможно захоронение — за отдельную плату. Эти деньги могут пойти на восстановление кладбища, на его охрану. Но прежде чем сделать его действующим, необходимо создать комиссию, в которую вошли бы депутаты горсовета, историки, краеведы. Комиссии предстоит огромная работа по инвентаризации погребений, установлению, какая могила представляет историческую ценность, а какая нет. Ведь там есть захоронения столетней давности и которые никто не посещает. Лишь после этого старые заброшенные участки можно передавать желающим.
Восстановлением храма Петра и Павла занимается ленинградское совместное малое предприятие „Ингрия”. Вот уже год проводятся здесь работы, но дело движется очень медленно. Сказывается нехватка материалов.
Как хозяйственник, А. Тарелкин, думает, что своими силами восстановить Ивангородское кладбище не удастся. Вот почему он обращается к общественности, благотворителям с просьбой поддержать их, оказать содействие. Вопрос же о признании кладбища вновь действующим он собирается вынести на заседание исполнительного комитета в ближайшее время.
НР № 127 от 27.10.1990 |