Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2650

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Из прошлого почтовой связи.

В прошлом почтовую связь осуществляли так называемые вестники или вестовые. В начале XVII века связь была случайной. Только в 1636 году появились почтовые правила. Ими предусматривалось, что на каждые 2—3 мили (14,8—22,2 км. за определенную плату) полагалось иметь почтаря (грамотного хуторянина с двумя работниками, который принимал и отправлял почту). Почтарю, был ли он пешим или конным, давалось 2 часа времени на каждую милю дороги. Если времени уходило больше, он подвергался 8-ми дневному аресту и содержанию на воде и хлебе.
    В 1643 году почта перешла на использование только конных почтальонов. А рост почтовой корреспонденции и усиление междугороднего движения привели к необходимости создания почтовых контор. Заведующие ими назывались почтмейстерами. Первым почтмейстером Нарвы был Маттеус Шульдт. Около 40 лет справлял эту должность Гуннар Нильсон Вельт, который одновременно являлся и землемером. Дом Вельта находился на нынешней ул. Коммунаров (на этом месте теперь магазин «Силуэт»). У почтмейстера был помощник —  писец. Контора работала в будние дни с 7 часов утра до 8 вечера (время тогда исчислялось по солнечным часам), по воскресеньям — с 11 до 12 часов дня.
     Список поступавших писем вывешивался на одну неделю снаружи конторы, на вторую—внутри. Невыбранные письма хранились в течение месяца, а потом отсылались обратно Подавляющее большинство получателей писем составляли горожане, помещики, чиновники, военные и духовенство и редко — эстонцы. Почтовых марок тогда не было: оплаченные письма носили штемпель с изображением латинской буквы Б. Письма учреждений были свободны от оплаты. Так в 1698 году из поступивших в Нарву 1221 письма около 400 были свободны от почтовой пошлины.
     Со временем почтмейстеры стали посредниками в передаче известий населению. Часть горожан, интересуясь, что делалось на «белом свете», обращались в почтовую контору за новостями. Естественно, что для облегчения своей работы почтмейстеры стали выпускать газеты (листки). Так во время Северной войны такая газета была и в Нарве. Издавалась она на немецком языке и называлась по-русски «Нарвская почтовая газета». Просуществовала недолго.
       Услуги почты старались сделать доступными и для сельского населения. Сельская почта из Нарвы в Таллин проходила ряд населенных пунктов. Почту в эти пункты доставлял и забирал конный почтальон.
       В 1721 году по Ништадскому миру Ингерманландия, Эстляндия и Лифляндия окончательно вошли в состав России. Уже в 1703 году Петр I заложил в устье Невы город Петербург, который через 10 лет стал столицей России. Почтовое ведомство было реорганизовано. На военных дорогах Нарва—Тарту—Рига и Нарва—Таллин были размещены казацкие почтовые станции. Каждую обслуживали 4 драгуна с 20 лошадьми.
       В 1714 году началось почтовое движение на линии Петербург—Нарва—Тарту—Рига. Эта линия, проходившая через Эстонию, стала главной в почтовой связи русской столицы с Европой. Почтовый тракт Нарва—Петербург проходил местами болотистой местностью. В таких местах он был вымощен обтесанными сверху бревнами. Промежутки между ними засыпали песком. Первая из 8 почтовых станций (контор) на этом тракте была Нарвская. Тогда же введен и общий почтовый тариф — 2 копейки с письма за 100 верст.
       Во времена Екатерины II почта из Петербурга в Нарву ходила 2 раза в неделю. В городе была почтовая станция, которая возила пассажиров. Находилась она в Ивангороде на теперешнем Кингисеппском шоссе. Станция давала лошадей и ночлег проезжающим. Местоположение станции подтверждают и сохранившиеся на том месте каменные постройки, Станция имела, кроме основного здания, конюшни для лошадей, каретники, сараи для сена, кузницу и жилье для почтарей и конюхов. Все постройки располагались по сторонам четырехугольного вымощенного двора.
       От Нарвы в сторону Таллина имелось 9 почтовых станции на расстоянии 20—26 верст одна от другой. Ближайшая к Нарве станция была в Вайвара.
       В начале XIX века обязанностью почтовых станций стала выдача, прием и перевозка почты. Тогда же ввели почтовые дилижансы и почтовые рожки. Во время движения дилижанса восседавший на его козлах почтальон трубил в рожок. Пешеходы, кареты, телеги жались к обочинам дороги, открывая дилижансу свободный путь.
       Строительство железных дорог внесло большие изменения в сеть почтовых станций, поскольку транзитные пассажиры и почта (на линии Петербург—Нарва—Таллин, а потом и Тарту) стали перевозиться поездами. Почтовый чиновник, находившийся в почтовом вагоне, выдавал и принимал на станциях почту от служащих местных почтовых контор. В 1873 году городская почтовая контора принимала почту со станции Нарва. От конторы принимали почту Кренгольм, Кудрукюла, Самокрасс и имения Большое и Малое Солдино На станцию Аувере (тогда она называлась Мерекюла) прибывала почта из Лаагна, Мустайыги, Репнику, Вайвара, Мерекюла.
        В 1884 году в ведение почты был отдан также телеграф, а позднее телефон.
 
Л. Козгнкраниус
ст. научный сотрудник городского музея

Газета "Нарвский рабочий"  № 84 от 15.07.1971

------------------------------------------

Почтово-конная станция. Нарва.1919 г. (на карте)
Здание просуществовало до 1970 г. На почтовой станции отдыхали пассажиры, меняли лошадей, производился обмен почтой почтарями. Внутри она разделялась на "чистую" для господ, и "черную" для слуг, ямщиков и почтальонов. В Ивангороде учреждение находилось в районе Кингисеппское шоссе, д. 22
Ивангородец вспоминает: "В конце 60-х это уже был мой дом  где я родился. Когда его сносили, то в левом крыле был найден склад со снарядами, а когда копали котлован под 22-м домом была найдена авиационная бомба, которая не разорвалась... Даже саперов помню..."

------------------------------------------

Подорожная грамота на имя коллежского советника Якоби от Санкт-Петербурга до города Нарвы.

Датировка: июль 1845. Настоящую подорожную получил Мориц Герман Якоби (на русский лад Борис Семёнович Якоби; нем. Moritz Hermann von Jacobi; 9 сентября (21 сентября) 1801[3], Потсдам - 27 февраля (11 марта) 1874, Санкт-Петербург) - немецкий и русский физик-изобретатель. Прославился открытием гальванопластики, построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. В 1845 г. он присутствовал на примерных военных маневрах в Нарве, во время которых использовали многие изобретённые им приборы. Документ подписал Александр Александрович Кавелин (9 июня 1793, Москва - 4 ноября 1850, Гатчина) - русский генерал, директор Пажеского корпуса, в 1842-46 гг. Санкт-петербургский военный губернатор, штатный воспитатель цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II.
Музей "Дом Гоголя" в Москве.

*********************************

***********************************
Юрьев. Конно-почтовая станция. С фотографии 1904-1916 гг. ГМИ СПб.
Пример почтовой станции, построенной по типовому проекту архитектора Луиджи Руска в стиле классицизма. Кроме главного здания почты в комплекс входило еще несколько служебных построек – флигели, конюшни, каретные сараи и даже баня.
 

 

Категория: Это было давно | Добавил: Руся (25.10.2023)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]