Славное прошлое Нарвы, замечательные исторические достопримечательности, великолепная природа окрестностей нашего города — Нарва-Йыесуу, Мерекюла, Удриа — давно заинтересовали русских художников. Нарва в этом смысле сыграла важную роль в истории русского изобразительного искусства (быть может, не менее значительную, чем в истории русской литературы). Но об этом, к сожалению, не знают даже любители искусства.
Еще в изданной в начале XVIII века «Марсовой книге», где описывались события Северной войны при Петре I, содержалась гравюра «Взятие крепости Нарвы в 1704 году».
В 1804—1807 гг. ныне забытый, а в ту пору известный художник-«видописец» (т. е. пейзажист) Гаврил Сергеевич Сергеев зарисовал виды Нарвы и Ивангорода. Популярна была его картина, изображающая Нарвский водопад, как известно, уже в начале XIX в. пользовавшийся громкой славой. Его величественная красота привлекла внимание многих русских писателей, поэтов (А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.А. Бестужева-Марлинского и др.) и художников. Мотив водопада вообще был популярен в живописи романтической поры. Художники видели в нем патетику силы и дикой вольности. Их увлекал и дикий, мрачный, северный колорит Нарвского водопада. Отсюда неоднократное воспроизведение его в картинах русских живописцев. Нарвский водопад отобразил еще небезызвестный русский гравер XVIII в. Иван Бугреев, затем в 1828 г. один из прославленнейших граверов резцом Иван Васильевич Ческий в виньетке к популярному альманаху «Полевые цветы».
Вслед за ними в первой половине — середине XIX в. виды Нарвы и водопада зарисовывали многие русские художники, правда, чаще всего не первостепенные и ныне забытые, почему и их картины, как правило, не сохранились. О них мы знаем, главным образом, из письменных источников.
К середине XIX в. живописная красота Нарвы была уже до такой степени общепризнанной, что даже консервативная Академия Художеств, до тех пор считавшая лишь Италию достойным объектом изображения для живописцев, сочла возможным разрешить талантливому молодому художнику Ивану Григорьевичу Давыдову (1826—1856 гг.) представить на конкурс «Вид в окрестностях Нарвы». За этот пейзаж И.Г. Давыдов, подававший большие надежды, которым не суждено было сбыться из-за ранней смерти художника, был удостоен в 1852 г. золотой медали.
Привлекает русских художников и героическое прошлое нашего города. Еще в 1846 г. известный художник-баталист Александр Евстафьевич Коцебу (1815—1889) написал картину «Сражение при Нарве» (другое название — «Взятие Нарвы 9 августа 1704 года»), которая явилась первой частью цикла из шести полотен, посвященных Северной войне. В процессе работы над картиной художник специально посетил Нарву, чтобы в натуре изучить место действия будущего произведения (это было типично для творческой манеры живописца).
Работа А.Е. Коцебу представляет собой огромное полотно, широко раскрывающее панораму штурма Нарвы русскими войсками в 1704 г. На правом берегу Наровы на первом плане стоит Петр I со свитой. Его фигура, изображенная в профиль, полна достоинства и законной гордости. Царя приглашают сесть в лодку, чтобы ехать на другой берег, где виден город в дыму и пламени. У стен города и в проломах идет бой. Справа от Петра изображена другая лодка, перевозящая раненых. Один из них с перевязанной головой, стоя у мачты, машет шляпой. На носу лодки лежит убитый молодой офицер. От лодки к берегу идет по воде солдат с раненым на спине. Вся сцена, как отмечает один из исследователей, решена экспрессивно, но сдержанно, без особых подчеркиваний.
В 1859 г. на академической выставке была представлена картина молодого художника, талантливого баталиста Николая Александровича Зауервейда (1836—1866 гг.) «Взятие Нарвы».
Но Нарва привлекала внимание не только русских художников. В 1858 г. в Нарве побывал и основоположник латышского реалистического искусства Карл Федорович Гун (1830—1877 гг). Нарвские впечатления отразились в нескольких его акварелях, которые сейчас хранятся в Русском музее в Ленинграде. В акварели «Город Нарва» дан общий вид на город со стороны нынешней улицы Йыесуу. В акварели же «Госгольм у Нарвы» мы видим панораму реки, Липовой ямки и двух крепостей с ивангородской стороны, примерно с того места, где сейчас находится Нарвская ГЭС. Кроме художественных достоинств эти две акварели интересны как достоверные памятники, помогающие нам восстановить картину старой Нарвы.
По-видимому, к середине 1860-х гг. относится набросок карандашом «Город Нарва» Петра Петровича Верещагина (1834—1886 гг.).
В 1872 г. на академической выставке была представлена картина Павла Павловича Джогина «Вид в Эстляндии, близ Нарвы». П.П. Джогин (1834—1885 гг.) был даровитым художником, пользовавшимся в свое время любовью публики.
Но все эти факты составляют, так сказать, лишь предысторию нашей темы. Подлинный интерес к Нарве, вернее, к ее окрестностям в среде русских художников начинается с конца 1870-х гг., когда Нарва-Йыесуу быстро выдвигается в число лучших курортов России. Сюда, как и в Меррекюль (Мерекюла), Удриас (Удра), Силламяги, приезжают на лето отдыхать представители столичного петербургского общества. Нарва-Йыесуу застраивается дачами, лечебницами, пансионами и ресторанами. В начале XX в. каждый сезон здесь проводят лето 10—12 тысяч человек, в некоторые же годы перед первой мировой войной, по имеющимся сведениям, число отдыхающих достигает даже внушительной цифры в 15—16 тысяч. В Нарва-Йыесуу проводят лето многие видные писатели (И.А. Гончаров. Н.С. Лесков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.К. Случевский и др.) и композиторы (Э.Ф. Направник). Здесь выступают замечательные артисты (М.Г. Савина, К.А. Варламов и др.).
Чудесная природа Нарва-Йыесуу, Удриа, Силламяэ с каждым годом привлекает сюда и все больше художников. В среде деятелей искусства даже считается модным побывать здесь. Пейзажи, изображающие эти места, в особенности прибрежье Финского залива, десятками появляются на художественных выставках конца XIX—-начала XX вв. Некоторые из них принадлежат кисти крупнейших русских живописцев, чье творчество вошло в золотой фонд нашего искусства. Особенно популярным стало одно место на берегу Финского залива вблизи Мерекюла и Удриа — там, где как бы нависла над морем огромная плитяная скала, с которой открывается чудесный вид на излучину берега и на далекую гладь залива. Среди художников, которые любили Нарвское взморье, в первую очередь надо отметить русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Если вам посчастливилось хоть раз побывать в Русском музее в Ленинграде, то вы, конечно, останавливались и в зале, где выставлены картины И.И. Шишкина. Там вы, без сомнения, обратили внимание на два больших полотна «Удриас» и «Берег (Удриас близ Нарвы)», относящихся к 1888—1889 гг. На них отображены пейзажи, хорошо знакомые каждому, кто хоть раз бродил пр берегу Финского залива между Усть-Нарвой и Вайвара.
Но если эти картины, без сомнения, привлекли ваше внимание, то очень вероятно, что вы могли пройти и мимо двух других пейзажей, вывешенных на противоположной стороне зала, — «Лес» и «Этюд с натуры». А между тем эти две картины тоже изображают природу окрестностей Усть-Нарвы.
И.И. Шишкин, как это было характерно для него, создание картин предварял рисованием с натуры массы этюдов. В Русском музее и Третьяковской галерее сохранилось немало превосходных этюдов, отображающих Нарвское взморье, окрестности Нарва-Йыесуу и Удриа.
29 июня 1899 г. датирован рисунок карандашом «Меррикюль близ Нарвы (берег, покрытый орешником)» великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Он сохранился в альбоме рисунков И.Е. Репина 1899 г., сейчас хранящемся в Государственной Третьяковской галерее.
Пожалуй, самым горячим поклонником Нарвы и ее окрестностей был Арсений Иванович Мещерский (1834—1902 гг.), ныне малоизвестный, а в свое время очень популярный мастер, академик, профессор Академии Художеств, автор большого числа картин, преимущественно пейзажей. Правда, он не принадлежал к передовому лагерю русских художников, но его лучшие полотна — а к их числу как раз и относятся посвященные Нарве и Нарвскому взморью — и сейчас представляют большую художественную ценность. А.И. Мещерский почти каждое лето проводил в наших краях, и на академических художественных выставках систематически выставлялись его полотна, изображающие Нарву и ее окрестности. Так на академической выставке 1884 г. был его пейзаж «Побережье Нарвского залива (Пейтхоф)», 1888 г. — «В Нарвском заливе», 1889 г. — картина под тем же названием, что и первая, в 1898 г. — «На Нарове» и «В лесу Усть-Наровы», и т. д., и т. д.
Наиболее известны полотна А.И. Мещерского «Нарвский рейд» (1890 г.) и «Нарвский порт» (1893 г.).
О картине «Нарвский порт» один критик писал: «Мещерский старается в своем художественном творчестве слить в одно гармоническое целое и правду, и красоту... Особенная прелесть его пейзажа обуславливается тем, что в каждой из его картин мы видим природу такою, какою она является в действительности, объективно; но рядом с этой силой наблюдательности, с этой добросовестной передачей внешности Мещерский освещает изображаемый им уголок природы своим художественным или поэтическим чувством и, таким образом, делает его не только правдивым, но и интересным для нас».
Один корреспондент посетил А.И. Мещерского в 1902 г. и видел у него туго набитую рисунками папку. «Чего только не было среди этих мастерских, прямо виртуозных рисунков? И срубленные деревья, и виды так любимого Арсением Ивановичем Гунгербурга, и прибрежные камни, и тихо дремлющие среди неподвижной речной глади лодки с фигурами», — записал корреспондент. Сейчас часть этих рисунков хранится в Русском музее.
Много видов из окрестностей Нарвы рисовала и ученица А.И. Мещерского Александра Васильевна Паульсон.
Впрочем, кто только не рисовал в конце XIX — начале XX вв. видов Нарвского взморья! Одно только перечисление художников и их картин заняло бы целый столбец газетного текста. Остановимся подробнее лишь на нескольких, наиболее крупных именах.
Несколько прибрежных пейзажей крупного русского художника-пейзажиста второй половины XIX в. Михаила Константиновича Клодта (1832 —1902 гг.), по всей вероятности, отражают его впечатления от Нарвского взморья. Обращались к природе окрестностей Нарвы знаменитые ученики М.К. Клодта русские пейзажисты конца XIX — начала XX вв. профессора и действительные члены Академии Художеств Юлий Юльевич Клевер (1850—1924) и, в особенности, Николай Никанорович Дубовской (1859—1918).
Нарвское взморье органически вошло в художественное наследие крупного русского пейзажиста Николая Никаноровича Дубовского. В начале XX в. Н.Н. Дубовской регулярно стал проводить лето в Силламяэ, Удриа или Вайвара. В Силламяэ он обычно отдыхал вместе с семьей своего хорошего знакомого великого русского ученого-физиолога Ивана Петровича Павлова. Здесь собиралось веселое общество московских и петербургских ученых, художников и писателей. Экспромтом, часто за любимой И.П. Павловым игрой в городки, завязывались серьезные диспуты на научные темы, по вопросам искусства. Желающим познакомиться с этим подробнее рекомендуем заглянуть в любопытную книгу Я.Д. Минченкова «Воспоминания о передвижниках», недавно вышедшую уже пятым изданием.
Местная природа дала материал и для многих пейзажных полотен Н.Н. Дубовского. К 1901 г. относятся картины и этюды «Удриас», «На Финском заливе». «Возвращение рыбацких лодок», к 1903 г. его пейзажи — «Вечер в Силламягах», «Вечер на Балтийском море», «Хата рыбака», к 1904 г. — «Холм Вайвара», к 1906 г. - «Река в Силламягах» и «Пейтгоф», а к 1909 г. — целая серия морских видов. В этих картинах Н.Н. Дубовской не просто умеет точно зарисовать вид местности, несравненно важнее, что он умеет передать определенное настроение, вызвать этим в сердце зрителя ответное чувство. В этом отношении Н.Н. Дубовской был продолжателем линии «пейзажа настроения» И.И. Левитана, что особенно ярко видно на примере его самой знаменитой картины «Притихло» (1890 г.). Кстати, эта картина отражает впечатления художника от Балтийского взморья.
В Мерекюла и Удриа в конце XIX — начале XX вв. часто отдыхал в свое время популярный пейзажист академик Ефим Ефимович Волков (1844—1920 гг.), чья колоритная фигура великолепно обрисована в названных выше воспоминаниях Я. Д. Минченкова. В целом ряде картин и, в особенности, этюдов — «Меррекюль», «Берег моря (камни)», «Финский залив», «Меррекюльский ручей», «Вблизи Удриаса» и др. — он отобразил виды Нарвского взморья.
Пейзажи Е.Е. Волкова поражали своей простотой, порою внешней неотделанностью, даже грубостью. Его называли «мужиком в искусстве». Однако в его картинах была своя глубоко скрытая «нота», которая была непонятна искушенным в тонкостях искусства эстетам, но которую зато воспринимали люди, непосредственно соприкасавшиеся с природой, умевшие ценить красоту реального леса, болота, луга, утренней или вечерней зари. Не случайно, пейзажи Е.Е. Волкова высоко ставил Л.Н. Толстой, бравший его под свою защиту от нападок критики.
В условиях всеобщего увлечения пейзажами взморья сама Нарва, ее замечательные исторические достопримечательности — крепости, узкие улицы старого города, — как и новые черты в ее облике (величественная панорама Кренгольма, жизнь рабочего люда, его революционная борьба), сравнительно редко привлекают к себе внимание художников. Впрочем, в 10-е годы этого столетия и здесь можно отметить некоторый сдвиг — пробуждение интереса к видам города, правда, не к новой Нарве, а к ее историческим памятникам. Есть сведения, что в годы первой мировой войны виды Нарвы рисовал Георгий Семенович Верейский (1886—1962 гг.), в будущем известный советский график, академик, заслуженный деятель искусств. Вид Нарвы мы встречаем и в художественном наследии видного русского художника XX в. Мстислава Валериановича Добужинского (1875—1957 гг.).
Любопытны пять картин 1919—1920 гг., изображающих наш город, художника-архитектора Сергея Николаевича Антонова (1884—1956 гг.), в будущем профессора, заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР. Он обычно рисовал лишь архитектурные сооружения, но делал это с большим мастерством, правильно воспринимал форму, пластические особенности памятников архитектуры, умело передавал стиль и аромат эпохи. При этом художник применял различный живописный материал. Так, два вида крепости нарисованы С. Н. Антоновым карандашом, дом Петра I — тушью, а Ивангород и Германская цитадель — гуашью (непрозрачная акварельная краска). Эти произведения сейчас находятся в частных руках — у вдовы художника. Стоило бы подумать о приобретении их для Нарвского городского музея.
Наш разговор о связях русских художников с Нарвой был бы неполон, если бы мы не остановились на знаменитом Лаврецовском музее и его основателях.
Хотя Нарва — город небольшой, но здесь даже раньше, чем во многих больших культурных центрах, возникла своя художественная галерея. Это была заслуга нарвского купца-мецената Сергея Лаврецова и его супруги Глафиры Лаврецовой. С. Лаврецов был деятелем того же типа, что и П. Третьяков, основатель знаменитой Третьяковской галереи в Москве. Еще в конце XIX в. он вместе с женой начал собирать картины. Г. Лаврецова была знакома с рядом художников. Свидетельством этому были сохранявшиеся до войны в музее автографы — теплые строки на память на фотографиях художников. В музее находились автографы И.К. Айвазовского, А.Е. Маковского, Л.Ф. Лагорио, М. Клодта, Г.П. Кондратенко и др. В Петербурге Г. Лаврецова систематически посещала художественные выставки и там же покупала для своего собрания картины. При этом Лаврецовы руководствовались не соображениями выгоды или славы. Они стремились поддержать молодых художников и поэтому покупали нередко даже незрелые труды подававших надежды живописцев.
Большая часть картин, составивших в будущем картинную галерею Лаврецовского музея, была приобретена в 1890-е гг., но собирание их продолжалось и в начале XX в. В 1902 г. С. Лаврецов составил завещание, согласно которому подарил свое собрание картин и специально построенное для музея здание родному городу — Нарве. Уже после смерти Лаврецовых музей был торжественно открыт 9 августа 1913 г. Он находился около городского сада, там, где сейчас начинается спуск к пристани. Здание музея было разрушено в годы Великой Отечественной войны, а его богатая коллекция картин частично пропала, а частью оказалась разбросанной по свету.
В начале XX в. картинная галерея Лаврецовского музея была самым богатым собранием картин русских художников в Прибалтике — такого не было ни в Таллине, ни в Тарту, ни даже в Риге. Здесь находились четыре марины И.К. Айвазовского («Вид на Босфор у Константинополя», 1890 г., «Буря на Черном море», «Остров Капри», «Волны Северного моря», 1891 г.), восемь картин К. Венига (в том числе одно из самых знаменитых его полотен — «Покорение Казани в 1552 году»), картины А. Маковского, Л. Лагорио, Ю. Клевера, Г. Кондратенко, Н. Никитина. К. Трутовского, М. Клодта, Л. Премаццо, К. Неффа и ряда других.
Таковы некоторые факты, показывающие роль Нарвы и ее окрестностей в истории русского изобразительного искусства.
С. Исаков кандидат филологических наук
"Нарвский рабочий" № 24 от 25.02.1965, № 25 от 27.02.1965 и № 26 от 02.03.1965 |