Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2762

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Нарвский лыжный трамплин

 Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта.

     В 1910 г . в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г . в Международную лыжную Федерацию. На I Зимних Олимпийских играх в Шамони (Франция, 1924 г.) лыжный спорт был представлен лыжными гонками на дистанции 18 и 50км, прыжками на лыжах с трамплина и северным двоеборьем (прыжки с трамплина и лыжная гонка).

     О развитии в Эстонии и, в частности, в Нарве лыжного спорта в период 1930-1940-х гг. можно почитать в комментариях к фотографии "Лыжный кросс".

     Первый же прославленный лыжник Эстонии фактически обеспечил международную репутацию Эстонии как страны с развитым лыжным спортом. Велло Кааристо (по рождении Василий Красиков) (1911-1965), слесарь-водопроводчик «Кренгольмской мануфактуры», в молодости служивший пограничником, профессионально увлекся лыжами и прошел серьезную подготовку в спортивном клубе Нарвы. Несколько раз он первенствовал на национальных соревнованиях Эстонии по лыжному спорту, но для участия в зимних Олимпийских играх 1936 года в Гармиш-Партенкирхене (Третий рейх) ему по идеологическим причинам пришлось эстонизировать имя и фамилию. После этого он был допущен к международным соревнованиям, и в гонке на 30 километров ему удалось финишировать тридцатым. Его самое высокое достижение — бронзовые медали чемпионата СССР 1944 года, где он представлял Свердловск (поскольку находился там в эвакуации. Эту награду в эстафете спортсмен завоевал совместно с Анатолием Бориным, Андреем Карповым и Михаилом Протасовым.

     Благодаря личной инициативе Кааристо, который являлся одиннадцатикратным обладателем золотых медалей национальных первенств межвоенной Эстонии, по всей стране началось активное строительство современных спортивных площадок для молодых людей и школьников, где они в свободное время могли практиковать лыжный спорт.

     Это было колоссальное подспорье для многих юных любителей, из которых впоследствии выросли профессионалы, добившиеся успеха в различных лыжных дисциплинах. В 1950-е годы Велло Кааристо вернулся к тренерской деятельности, но многим еще до войны он запомнился как разработчик оригинальной лыжной мази под названием «мазь Кааристо». Этому знаменитому нарвитянину надо будет посвятить отдельный материал.

     В советский период в Нарве также развивался лыжный спорт: создавались спортивные базы, закупался спортивный инвентарь, привлекались общественные тренеры в производственные коллективы, поводились спартакиады и соревнования. Как возникла идея постройки лыжного трамплина, кто был её вдохновителем - этого из газетных публикаций мне узнать не удалось.     

     Планы постройки городского трамплина в Нарве появились еще в 1953 году, но традиционно его возведение затянулось:

НР № 8, 19.01.1954

   Городской совет ДСО „Калев“ должен улучшить свою работу. 

   ...Наши спортсмены в этом году будут защищать честь города на республиканских соревнованиях по слаломному спуску и прыжкам с трамплина. Однако невольно возникает вопрос, как же они смогут участвовать в ответственных состязаниях без единой на то тренировки? Им негде заниматься. В городе нет ни необходимого трамплина, ни участка для тренировок слаломистов. Правда, еще осенью городской совет ДСО «Калев» намеревался построить все это в районе автобазы № 13, но эти хорошие намерения так и остались только намерениями.

 

Е. Андреев

***

НР № 137, 17.10.1955

СПОРТИВНОЙ ЗИМЕ – ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ!

   До сих пор не построен городской лыжный трамплин, хотя сооружение его должно было закончиться еще в прошлом году... 

   Между тем, вопрос о подготовке городских баз был бы давно разрешен, если бы городской комитет физкультуры и спорта (председатель т. Мудров) проявил больше энергии и инициативы в своей работе. К сожалению, часто он показывает себя просто беспомощным. Ведь именно по этой причине коллектив автобазы № 13 (и.о. директора т. Нагорный) до сих пор тянет с сооружением трамплина, так как не чувствует требовательности со стороны комитета.

 

И. Сергеев, В. Князев, А. Ерисанов

***

НР № 119, 04.10.1956

ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВИТЬСЯ К СПОРТИВНОЙ ЗИМЕ

   Несколько лет идет разговор о строительстве лыжного трамплина. Но дальше этого дело не идет. Трамплин необходим не только для тренировок, но и для проведения соревнований лыжников. Стройка его должна начаться немедленно и завершена к открытию зимнего сезона. Спортивным организациям пора подумать о подготовке к спортивной зиме. В этом им должны помочь хозяйственные и общественные организации.

 

А. Кангур, А. Кеса, В. Князев - общественные тренеры

***

     В 1956 году опять сорвано строительство лыжного трамплина, на это обращала внимание республиканская газета:

Советская Эстония № 273, 22.11.1956

Как в Нарве готовятся к спортивной зиме.

РЕЙД БРИГАДЫ ГАЗЕТЫ «СОВЕТСКАЯ ЭСТОНИЯ»

 ...НАРВЕ НУЖНЫ ТРАМПЛИН И КОНЬКОБЕЖНАЯ ДОРОЖКА

    Обычно во всех ранее проходивших республиканских лыжных соревнованиях нарвские спортсмены в первые дни встреч выступали успешно: в лыжных гонках они, как правило, добивались высоких результатов и выходили в группу лидеров. Но так было лишь в первые два дня состязаний, пока в борьбу не вступали прыгуны с трамплина и слаломисты. А как только они включались в соревнования, нарвитяне сразу же выбывали из группы лидеров и попадали в число замыкающих таблицу республиканского чемпионата. Так было и в прошлом году.

    Происходит это потому, что нарвским лыжникам-прыгунам негде тренироваться. В городе нет ни одного трамплина, хотя вопрос о его сооружении ставится давно. Дело со строительством трамплина напоминает сказку про «репку, дедку, бабку, внучку, Жучку» и т. д., которые, как утверждает сказка, «тянут-потянут, вытянуть не могут». Вот и физкультурники Нарвы тянут-потянут — даже бревна из воды вытянули, а трамплина на поверхности земли все еще не видно.

    А дело в следующем. Спортивные организации города из-за отсутствия средств на капитальное строительство не смогли построить трамплин. Казалось, что помощь должна была прийти от исполкома горсовета, но он этим вопросом не занялся. Тогда физкультурники обратились за помощью в Нарвский горком партии. В прошлом году он вынес специальное решение о строительстве трамплина, обязав исполком горсовета изыскать для этой цели средства. Но дело все же с места не сдвинулось.

    В начале нынешнего лета физкультурные организации вновь подняли вопрос о строительстве трамплина. Исполком Нарвского горсовета депутатов трудящихся пообещал выделить 100 тысяч рублей на сооружение трамплина. Но когда спортсмены своими силами сделали проект и смету, то выяснилось, что требуется всего только 15 тысяч рублей. Эту сумму финансовый отдел Нарвского горисполкома пообещал изыскать и выделить. Более двух месяцев обивали физкультурники пороги кабинетов в исполкоме, но, кроме обещаний, так ничего и не добились.

    Тогда лыжники города решили построить трамплин своими силами. Для этого нужно было достать 8 кубометров бревен, жердей и досок. Стали искать лес. Вскоре он был найден в так называемой «зоне затопления». Спортсмены достали, вернее вытянули его из воды. Выловленный лес нужно было распилить и доставить к месту сооружения трамплина. Однако этого до сих пор не сделано. А время идет.

    Физкультурники Нарвы все же должны иметь трамплин. Им нужна немедленная помощь и не на словах, а на деле.

    В Нарве нет и беговой дорожки для конькобежцев. Но ее можно оборудовать и залить в «Липовой ямке». Здесь необходимо построить лишь небольшую раздевалку, осветить территорию катка.

    Местные советские, партийные организации должны оказать нарвским спортсменам всемерную поддержку и помощь в решении важных вопросов развития зимнего спорта в городе.

 

Рейдовая бригада газеты «Советская Эстония»: В. Николаев—председатель совета коллектива физкультуры «Кренгольмской Мануфактуры", В. Шидловский-лыжник первого разряда, Б. Александров—судья республиканской категории.

***

      Нарвские спортсмены никак не могли «взять» барьер — добиться постройки лыжного трамплина в своем городе. Они решили строить его сами:

НР № 153, 25.12.1956

Провести в жизнь решения собрания физкультурного актива.

    Три недели прошло с тех пор, как в Нарве было проведено собрание городского Физкультурного актива, на котором были разработаны мероприятия по подготовке к зимнему спортивному сезону. Спортсмены-активисты, в частности, решили в самый сжатый срок завершить строительство необходимейших зимних сооружений — лыжного трамплина, городской лыжной базы, оборудовать каток и беговую дорожку в Липовой ямке. Как выполняются эти решения актива? В последнее время заметно усилились темпы строительства лыжного трамплина. Строители под руководством старшего тренера юношеской спортивной школы А. Кеса в короткий срок проделали все основные работы и завершили строительство трамплина. Теперь спортсмены смогут развернуть тренировки по прыжкам с трамплина под руководством опытных тренеров тт. Кеса и Анде.

    К сожалению, этого нельзя сказать о других спортивных сооружениях. Ни лыжная база, ни каток, ни беговая дорожка по сей день не только не готовы, но к их строительству еще никто даже не приступал. Это большое упущение, которое нужно немедленно исправить. Необходимо сделать все, чтобы спортсмены нашего города получили эти сооружения не позднее первой декады января.

 

К. Львов

***

      Физкультурники города проявили много инициативы и самоотверженности в строительстве лыжного трамплина. Его следовало использовать для широкой пропаганды важного и ещё не привившегося в Нарве вида спорта — прыжков на лыжах. Большим событием для Нарвы явились впервые здесь проводимые прыжки с трамплина в марте 1957 года. Молодые спортсмены показали неплохие результаты.

    О ещё одном состязании на трамплине уже в 1958 году:

НР № 18, 13.02.1958

СПОРТИВНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 

  ...Состоялось открытие лыжного трамплина. Лучших результатов как по красоте, так и по длине прыжка показал самый молодой участник соревнований В. Батулин. Он установил рекорд трамплина, прыгнув на 21 метр.

***   

Среди нарвских лыжников упоминаются двоеборцы и прыгуны с трамплина:  В. Батулин, А. Кеса, Анде.

      Как видим, в городе не привился массово этот вид лыжного спорта, да и, судя по результату рекордсмена, трамплин был учебным, негодным для крупных соревнований, а его подготовка и эксплуатация требовали больших усилий. Поэтому уже в начале 1959 года появилась  ироничная заметка:

НР № 5,10.01.1959

Дорогой "памятник"

 Читатель Н. обратился в редакцию с вопросом: «Что это за вышка стоит на берегу у Липовой ямки и сколько стоило ее сооружение?».

    Отвечаем: вышка эта на спортивном языке называется трамплином. Строительство его влетело городу в копеечку. Что касается его назначения, то тут мнения расходятся. Хозяйки близлежащих к трамплину домов утверждают, что построен трамплин для того, чтобы снабжать их сухой растопкой для печек. А руководители же спортивных организаций города категорически опровергают этот довод и утверждают, что поскольку за три года трамплин использовался для соревнований по прыжкам только два раза, то он является своего рода памятником в их честь.

    Что ж, можно согласиться с этим мнением. Уточним лишь небольшую деталь; дороговато обошелся этот памятник бездеятельным руководителям спортивных организаций города и в частности т. Халтунен.

***    

НР № 32 от 18.03.1969 Проводы зимы.

 13 марта 1960 г. на Липовой ямке состоялся традиционном праздник нарвитян «Проводы зимы и встреча весны», в программе которого — показательные прыжки с трамплина, аттракционы. Далее упоминаний о трамплине я не встречала, только о соревнованиях по скоростному спуску на слонах Липовки:

НР № 17, 09.02.1967

Самые быстрые

НР № 26 от 03.03.1970 Липовая ямка

    Трудно сказать точно, сколько зим шли споры о возможности проведения в нашем городе соревнований по скоростному спуску на лыжах. Наконец, нынче такие состязания состоялись. И что же? Прошли они, сверх ожидания, неплохо и привлекли в Липовую ямку около 60 человек. Для начала очень хорошо!

    Скоростной спуск на лыжах входил в программу городской зимней профсоюзной спартакиады.

    Кто же отличился в этих соревнованиях? В первую очередь те, кто давно дружит с лыжами. Среди мужчин первым был Н. Власов (Кренгольм). У него лучшее время среди всех участников — 15,5 секунды. Призерами стали Ефимов («Балтика») и Маркушев (СУ Эстонской ГРЭС) — по 16 секунд.

    У женщин наиболее быстрой оказалась В. Строкова (Кренгольм) — 18,9 сек. За ней идут Н. Кудрявцева (Кренгольм) — 19,7 сек. и Н. Иванова («Строитель») — 19,8 секунды.

    Призерами в командном зачете стали: в I группе — Старопрядильная фабрика (1.34,4), СУ Эстонской ГРЭС (1.34,9), «Строитель» (1.35), во II группе — мебельная фабрика (56,3), ГПТУ (59,0) и Новоткацкая фабрика (59,1 сек.).

***

      История развития спорта в Нарве - это тоже одно из направлений краеведения, поэтому в заключении хочу привести полностью статью, посвящённую энтузиастам-физкультурникам города (об истории создания трамплина тут тоже упоминается):

НР № 17, 09.02.1971

НА СПОРТИВНЫЕ ТЕМЫ

ОТПИСКИ ВМЕСТО ДЕЛА

  В нашей газете 7 января была помещена небольшая заметка, данная в разделе «По следам неопубликованных писем». В ней приведен ответ председателя комитета по физической культуре и спорту при исполкоме горсовета И. А. Иванова на письмо читателей тт. Степанова, Продана, Голубева и Томичек. Читатели спрашивали о возможностях создания в нашем городе конькобежных секций для детей и взрослых, о том, будут ли в зимний период залиты массовые катки. Ответ тов. Иванова не удовлетворил старейшего спортивного работника Нарвы С. С. ИНТЯШИНА, который решил поделиться своими мыслями по этому поводу и прислал в редакцию письмо. Сегодня мы публикуем его с некоторыми сокращениями.

   О том, что собой представляла наша Нарва сразу после войны, многие знают из собственного опыта, из рассказов очевидцев и участников восстановления и из печати. Груда развалин — вот и все...

    Но постепенно руки тружеников, кирпичик к кирпичику восстанавливали город. И попутно, откликнувшись на призыв горкома комсомола, начали создавать простейшие спортивные площадки. 

    Опытный футболист В. И. Лабзин взял на себя руководство по приведению в порядок футбольного поля на старом стадионе, Э. Корнель с любителями «королевы спорта» восстанавливали легкоатлетические секторы. В 1950 году кренгольмские комсомольцы строят на канале Льноджутовой фабрики первый открытый плавательный бассейн. Через два года ареной увлекательнейших соревнований становится Липовая ямка: здесь занимались любители скоростного спуска, слаломисты. Но и это лыжников не удовлетворило. Сильнейший лыжник А. Кангур возглавил здесь строительство трамплина. А к началу летнего сезона открывается городской плавательный бассейн с пятью дорожками и вышкой для прыжков в воду. 

    Зачинателями всех добрых дел всегда были спортсмены — комсомольцы Кренгольма. Это по их инициативе восстанавливается городской стадион с трибунами, появляется спортивное ядро у больницы — с беговыми дорожками, баскетбольной, волейбольной и городошной площадками, которые, по мнению специалистов, были тогда одними из лучших в республике.

    Председатель ГС ДСО «Канев» Л. С. Кабин был инициатором открытия в 1953 году лодочной станции (она была в республике четвертой по счету). Каждая комсомольская организация стремилась построить при общежитиях хотя бы простейшие спортивные сооружения. Под руководством комсоргов Н. Язевой, Л. Рыбаковой на территории крепости своими силами строятся волейбольная и городошная площадки, а у нынешнего городского пожарного депо — теннисный корт и баскетбольная площадка. 

    Строительный материал искали в развалинах, а управляющий трестом № 14 А. С. Соболев делал все возможное, чтобы городские спортивные стройки обеспечить транспортом и раствором. В лесу спортсмены вместе с нынешним управляющим общестроительным трестом тов. Михайлецом пилили стройматериалы и доставляли в город. С. А. Журавлев снабжал лопатами, кирками, ломами, носилками.

    Зимой активисты спорта готовили трассы для лыжных гонок, слалома, прыжков с трамплина. Не была проблемой и заливка катка, хоть единственным удобным местом для него был Кренгольм. На общественных началах в свободное от работы время, по ночам, этим занимались В. Сергеев и Л. Люттер. И любители конькобежного спорта всегда находили лед первоклассным. 

    Зачем я занимаюсь этим перечислением — спросит читатель? А вот затем. Куда-то вместе с энтузиазмом послевоенных спортсменов исчезло и то, что было создано. Нет ни одного хотя бы открытого бассейна, исчез городской трамплин, лодочную станцию имеют лишь любители-рыболовы. Забыли в городе, что такое игра в городки. Нет теннисного корта. Бледно выглядят действующие баскетбольные и волейбольные площадки. Ожидая, пока кто-то принесет на тарелочке и массовость в спорте, и современные спортивные площадки, что сделали сами спортсмены, подавляющее большинство которых — комсомольцы? 

    Сейчас в городе около 80 человек имеют специальное физкультурное образование, имеется солидный штат работников, чьим прямым делом является развитие физкультуры в Нарве: городской комитет физкультуры, городской Совет ДСО «Калев», ряд спортивных школ. Но не только коньки, а и другие зимние виды спорта ютятся где-то на задворках. А ведь в свое время они были очень популярными.

    Раньше положения о соревнованиях не ограничивали количество участников. Просто в зачет шли пять или больше лучших результатов. Ныне же соревнуются только лучшие, а в результате — одни и те же спортсмены. Откуда же возьмется массовость? А первенство города по конькам вообще не планируется. В этой связи вспоминается как когда-то, если кренгольмский каток не мог вместить всех любителей ледяной дорожки, 300—350 человек выезжали на каток в Силламяэ на машинах. И это давало знать: на соревнованиях по конькобежному спорту в Эльва Олег Мудров, Иван Бойцов, Константин Михайлов и его жена Галина, Нина Кузнецова, Надежда Вайне, Сергей Громобоев стали первыми в Нарве чемпионами республики, а команда получила общий приз.

    Команды школьников уже несколько лет не принимают участия в республиканских соревнованиях по лыжам, а ведь не так давно многие из них становились призерами Да и мастерство взрослых лыжников не может порадовать. Когда-то нарвитяне А. Кангур, Л Размустов, Л. Федорова входили в сборную ЦС ДСО «Калев», а Валентин Шидловский и Инна Гаврилова представляли Эстонию на всесоюзных соревнованиях. Призерами не раз бывали слаломист Анде, прыгун с трамплина П. Филатов. Выходит, что нам осталось только вспоминать об этих днях. И, возможно, всё это потому, что в спортивных школах нет ни одной группы лыжников.

    На республиканских соревнованиях по народной гребле наши девушки были призерами. А ныне этого вида спорта нет и в помине... Славились в республике пловцы Люба Федорова, Элен Саарв, Волик Ким, Олег Попов. Городошная команда Кренгольма была грозой всех соперников на зональных соревнованиях. И теперь еще кое-кто мог бы тряхнуть стариной, да дело «за малым»: нет ни одной площадки...

    Скажут, что я слишком сгустил краски и не замечаю достижений и успехов наших спортсменов сегодня. Нет, почему же. Мы по праву гордимся велогонщиками, многие из которых начинали свой спортивный путь со школьных соревнований и обратили на себя внимание специалистов. Теперь в школах такие соревнования не проводятся.

    Радуют своими успехами боксеры, стрелки, подают надежды юные борцы и фехтовальщики. Но и здесь можно добиться большей массовости, если почаще проводить показательные выступления на открытом ринге, борцовском ковре или фехтовальной дорожке. Наглядная агитация такого дела — «штука неотразимая»...

    Надо шире популяризировать и достижения ведущих спортсменов и лучших тренеров. Молодежь должна их знать и перенимать опыт.

     И задача первоочередной важности — охват большей части населения города оздоровительными мероприятиями, доступными людям любого возраста. Комсомольцам, думается, не составит большого труда сделать на каждом предприятии простейшие оздоровительные площадки, которые после рабочего дня помогут освободиться от мышечной усталости, попросту расслабиться после физических и нервных нагрузок. Не должны быть в стороне от этого и руководители предприятий, потому что всем известно: в здоровом теле не только здоровый дух, но и многократно умноженные возможности для более производительного труда.

    В городе много крупных предприятий. Почему бы им не объединить усилия и не построить настоящий Дворец спорта? Тем более, что средства на развитие физкультуры и спорта постоянно отпускаются, а молодые люди (да и не только молодые) вряд ли откажутся отработать безвозмездно. 

  Начинать надо с простого. Остальное приложится.

 НР № 96 от 19.08.1969 Липовая ямка.

Останков трамплина не видно?

Категория: Это было давно | Добавил: Руся (30.05.2024)
| Комментарии: 2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]