Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно |
Плита под фундамент церкви Николая Угодника (женский монастырь в г. Соль-Илецке). 1893 г. Высечена из камня, форма прямоугольная. На одной из сторон сделана надпись: "1893 г. 12 сентября заложенъ храмъ сей во имя Николая Угодника въ царствование Императора Александра III при епископе Оренбургском Макарии". На другой стороне высечен 8 конечный крест. Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей. Далее материал о нарвском "монастырьке", как ласково назвали его в печати, опубликованный в "Нарвском Листке " № 107 от 31.10.1925 и № 108 от 03.11.1925:
Нарвская Богородицкая Христианская Женская Трудовая Община (монастырь). (Материал для истории монастыря).
Основание Нарвской Иверской Богородицкой Христианской Женской Трудовой Общины (монастыря) было положено в 1904 году монахиней Маргаритою (в мире Ольга Архиповна Ямникова). Монахиня Маргарита была дочерью солдата Николаевского (Имп. Николая I) времени и родилась около 1844 г.) в гор. Нарве, где стоял тогда полк, в котором служил её отец. Когда кончился срок военной службы её отца, он уехал в родную Оренбургскую губ. Маленькой Ольге было тогда около 12 лет. Придя в возраст, Ольга Архиповна стала помышлять об иночестве. В то время (ок. 1893 г.) в Оренбургской губ. в трех верстах от г. Илецка основывался женский монастырь. Об этом прослышала Ольга Архиповна и была одною из первых монахинь, поступивших в открывающийся монастырь. Новый Илецкий монастырь, нуждаясь в средствах, послал по обычаю нескольких монахинь для сбора пожертвований. В числе посланных была и Ольга Архиповна, ставшая теперь монахинею Маргаритою. Будучи в С.-Петербурге, монахиня Маргарита пожелала заехать на свою родину, в Нарву. В Нарве она встретила своих бывших подруг юности. Сбор пожертвований протекал успешно, и монахиня Маргарита хотела было уже возвратиться в свой Илецкий монастырь. Но Бог судил иначе. Из разговоров со своими знакомыми в Нарве, монахиня Маргарита узнала, что здесь ощущается нужда в монастыре. Тогда монахиня Маргарита предложила остаться в Нарве и организовать монастырское подворье. Предложение с радостью было принято. Нашлись добрые благочестивые люди. Собраны были небольшие средства, и на том месте, где теперь стоит каменная (пока ещё недостроенная) церковь, был куплен небольшой старый домик для монастырской общины. Особенно помогал в этом богоугодном деле нарвский купец Сластников. Так монахиня Маргарита осталась в Нарве и положила основание теперешнему женскому монастырю. К ней немедленно пришли из мира три послушницы, одна из которых и доныне не покинула своего "тихого прибежища", приняв монашеский постриг под именем Агнии. Трудна была жизнь первых обитательниц подворья. Средств никаких, земли для огорода не было. Приходилось жить главным образом подаянием. Послушницы ходили читать псалтырь по покойникам, нанимались в подёнщицы на разные физические работы, занимались шитьём и т. д. Внутренняя жизнь подворья строилась по монастырскому уставу; исполнялись требуемые ежедневные правила, а по воскресеньям читались акафисты Божьей Матери и святителю Николаю. Акафисты эти читались настоятельницею подворья. Приглашать священника было не на что. Священники стали приглашаться только впоследствии. Несмотря на слишком скромную обстановку монастырской молельной, она сразу же стала усердно посещаться богомольцами. Заветною мечтою сестер образовавшегося подворья—было желание иметь у себя собственную церковь. Однако это желание осуществилось не сразу. Первоначальные ходатайства о разрешении построить церковь были отклонены властями. Требовалось большее количество земли, а средств для покупки не было. Между тем монахиня Маргарита после продолжительной болезни умерла и на её место из Илецкого монастыря была прислана в 1910 г. теперешняя настоятельница общины монахиня Тавифа (в мире-Татьяна Поликарповна Иванова, уроженка Самарской губ., ныне, уже около 25 лет несущая обет монашества). С удвоенной энергией принимается новая настоятельница за исполнение заветной мечты общины — иметь свою церковь. Сама едет в Петербург искать людей, которые приняли бы близко к сердцу богоугодное дело. В Нарве же этому делу приходят на помощь главным образом Ф. Я. Пантелеев, а также И. П. Павлов, Н. Л. Карзинский, А. И. Осипов. Общими силами средства были найдены; приобретается участок земли и выхлопатывается, наконец, разрешение на постройку храма. С постройкой храма связаны интересные и поучительные предания. После первого отказа в разрешении на постройку церкви, монахини долгое время не решались вновь ходатайствовать о таковом же разрешении. Но вот в 1911 году в Нарву приезжают монахини Бежецкого монастыря (Тверской губ.), посланные за сбором пожертвований. Приезжие остановились на подворье. Разговоры с приехавшими снова возбуждают у сестёр Нарвской общины желание добиться постройки церкви, результатом чего явилась указанная мною выше деятельность настоятельницы Тавифы и Нарвских благотворителей. В то время, как в Нарве возникло это решение — вторично попытать счастья, две послушницы подворья ничего не знающие о том, какие разговоры происходят в Нарве о постройке церкви, находились на острове Талабске (Псков.губ.) для сбора пожертвований. Однажды, утомленные дневной работой, послушницы заснули, и одна из них (ныне монахиня Анфия) видит удивительный сон. Приходит к ней одна женщина и говорит: "Что же вы не строите церковь?" "Денег нет,- отвечает послушница,- пробовали мы хлопотать, да отказ получили, а теперь не знаем, что и делать..." А женщина и говорит: "Идите к Владыке; он устроит желание ваше". Приходит тогда послушница к Епископу. Выходит благообразный старец; получив благословение Архипастыря, послушница и говорит: "Желали бы мы храм строит, да денег у нас нет". Владыка и говорит: "Денег вам не нужно на постройку, надо только на бумагу да на прошение". "На бумагу-то у меня есть десять рублей", - сказала послушница и с этими словами проснулась. Раздумывая о том, чтобы значил этот необыкновенный сон, монахини вернулись в Нарву и с радостью узнали, что здесь, в их отсутствие, уже снова возбуждено ходатайство о разрешении построить церковь; причём ходатайство это, как мы знаем, скоро увенчалось полным успехом. Другое предание касается места постройки церкви. Предание это я передам словами одной женщины, Александры Седовой, которая писала о нём настоятельнице подворья. "Я хочу вам рассказать, - пишет Седова монахине Тавифе, - один случай из моей жизни. Вот послушайте, я приведу его, что не изгладилось из моей жизни. 41 год, тому назад, когда я была двенадцатилетней девочкой, то часто посещала кладбище; здесь, как я припоминаю, была по левую руку военная могила. И там, т. е. на той могиле молилась одна девица старых лет. Её все называли душевнобольной. Она часто подзывала меня к себе и говорила: "Ты видишь этот уголок и там три дерева?" Я, конечно, отвечу: "Вижу“. И продолжает моя старушка: "Над этими деревьями Царица Небесная изберёт себе место. Соберутся туда пчёлки, сперва мало, а потом много. И ты доживёшь ещё до тех пор". Я думала, что она, как больная, и не придавала сему значения. Но каково было мое удивление, когда, по прошествии многих лет, я увидела, как срубили деревья, сделали закладку храма, и я была на ней. Сразу пробудилась во мне вера, что тут должна быть обитель. Теперь и я, грешная, хотела бы увидеть, чтобы достроилась эта церковь, и хотелось бы мне хоть раз услышать, когда зазвонят эти колокола...Надеюсь, что Царица Небесная заботится о своём избранном месте и призовет вам жертвователей, только вы не скорбите, молитесь усердно..." И действительно в декабре 1913 года состоялась закладка каменной церкви. При закладке присутствовало нарвское духовенство с о. протоиереем Чистосердовым во главе. Церковь строится по древнему русскому типу новгородско-псковских церквей с звонницей (вместо колокольни). Наружный вид церкви производить очень приятное впечатление. Постройка церкви продолжалась так около года. Церковь подведена была под крышу, но еще очень много средств требовалось для окончательной её достройки. Работы прекратились перед войной за неимением средств. Благотворители монастыря умерли, и, казалось, церковь вряд ли когда-либо будет достроена. Но предсказания юродивой оправдались. Царица Небесная "призвала жертвователей". В 1925 году (весною) спустя много лет после закладки каменной церкви преподаватель местной русской гимназии Н.В. Семенов, умирая пожертвовал свой большой дом на достройку церкви. Теперь имеется полная уверенность в том, что храм Божий будет достроен. Что касается количества монахинь, то их до войны было двенадцать; после взятия Нарвы немцами монахинь осталось только шесть человек. В настоящее время в монастыре 9 монахинь и послушниц. Все они из крестьянского сословия. Было бы и больше да негде жить. Надо думать, что с достройкой церкви увеличится и количество монахинь, так как в нижнем этаже строящейся церкви будут устроены кельи. ______________________________ Епископ Евсевий (Гроздов) Тобольский. 26 декабря 1911 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Особый период в жизни подворья связывается с приездом в него Архиепископа Псковского Евсевия. В августе 1919 г. белые войска Юденича под давлением красных войск очищают занятый ими город Псков. Вместе с многочисленными беженцами и со многим духовенством покидает Псков и Архиепископ Евсевий. Ему-то и суждено было сыграть очень видную роль в развитии Нарвской монастырской общины. Задержавшись недели на две в Гдове Высокопреосвященнейший Евсевий прибыл в Нарву и, как возглавляющий всё духовенство белой армии, поселился на монастырском подворье. С ним приехало в Нарву немало Псковского духовенства и почти весь притч Псковского кафедрального собора. "В тесноте да не в обиде" приютились невольные гости в маленьких комнатах подворья. И вот, в стенах подворья, в небольшой молельной, в первый раз устраивается архиерейское служение на временном престоле, который был привезён одним из полковых священников. Служение это привлекает, конечно, массу молящихся. Недолго, однако, пришлось пробыть Архиепископу в Нарве. Опасность от красных заставляет беженцев, а в числе их и Владыку, оставить Нарву (в декабре 1919 г.), но, к счастью для монастыря, приблизительно чрез год Владыка снова возвращается на подворье. С Владыкою приезжает псковский иеромонах Македоний, который и становится временным священником подворья. К сожалению, этот очень энергичный и честный священник безвременно скончался, простудившись во время поездки в Печерский монастырь. Около этого времени (1922 г.) монастырское подворье, потерявшее всякую связь с Илецким монастырём, с разрешения Эстонских властей, становится самостоятельным и преобразовывается в Нарвскую Богородицкую Общину. В 1920 г. Эстонская Православная Церковь, с благословения Святейшего Патриарха Московского Тихона, получает особого архиепископа, причём хиротония нового Владыки поручается Патриархом Архиепископу Евсевию Псковскому в сослужении с Архиепископом Финляндским Серафимом. Это церковное торжество ещё больше возвышает авторитет Высокопреосвященнейшего Евсевия, а это обстоятельство, в свою очередь, повлияло на быстрое получение разрешения устроить домовую церковь в подворье, ставшем местопребыванием Владыки. Эта церковь устроена была главным образом стараниями беженцев Андреева и Лисакова. Иконостас же весь был пожертвован всё тем же преподавателем местной русской Правительственной гимназии художником Н.В. Семёновым. Им самим были написаны все иконы. 5 декабря 1921 года Архиепископом Евсевием была освящена вновь устроенная церковь, в которой совершает службы сам Владыка. Благодаря этому, народ так привык к посещению монастырской церкви что церковь эта всегда полна. Так было положено твердое основание дальнейшему развитию монастыря, и история его отныне неразрывно связана с именем Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия. Владыкою же Евсевием совершён в первый раз в этом монастыре обряд пострижения трех послушниц в монахини (18.03.1921). _____________
С конца 1921 года монастырь имеет своего постоянного священника. В наше тяжелое время "церковного шатания" особенно важно иметь честного, твердого в традициях православия, священника. Верующие отзывчивее к той церкви, где имеется такой священник. Монастырю посчастливилось в этом отношении. Первым постоянным священником-настоятелем монастырской церкви является уважаемый всеми и заслуженный протоиерей о. Иоанн Левицкий. Между прочим, благодаря ему, монастырь, с разрешения высшей власти Эстонской Православной церкви, получил церковные вещи (крест, Евангелие, облачения, хоругви и пр.) полковой церкви прекратившего своё существование Печорского полка, в котором о. Иоанн был полковым священником. Кончая этот краткий очерк истории Нарвской Женской Общины, пожелаем скорейшей достройки каменной церкви и будем надеяться, что монастырь этот послужит верным хранителем святых заветов Восточной православной Церкви.
2 октября 1925 года. Д. Т.
| |
Категория: Это было давно | Добавил: Руся (22.05.2025) | |
Всего комментариев: 0 | |