Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2766

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Наводнение в Нарве.

В ночь на понедельник, 31 декабря, вода в реке Нарове стала вновь подниматься. Образовались новые заторы льда у городского моста и у малого острова. К вечеру 31 декабря вода поднялась на 4 метра выше ординара. Такого высокого подъема воды еще не было в реке Нарове. Городская водокачка вынуждена была прекратить работу, так как машины залило водой.
Были приняты экстренные меры к предотвращению бедствия. Дальнейшая подача воды производилась автомобилем-насосом Петровского пожарного отряда, который для этой цели был установлен вблизи лесопильного завода "Форест". Автомобиль был сменен паровым насосом Ивангородского пожарного отряда.
Несмотря на это воды в городских водоемах все же не хватало и к вечеру она совсем иссякла. Многие жители, как в канун, так и в первый день Нового года, приходили на реку с ведрами за водой. Иоахимстальские жители пользовались железнодорожным водопроводным краном.
Береговые жители на Нарвском и Ивангородском форштадте все праздники провели буквально по-походному. Все вещи были вынесены из квартир с той целью, чтобы в критическую минуту была возможность поднять их на гору. Речная и Береговая улицы и Рыбацкая набережная (на Ивангородском берегу) были совершенно залиты водой, которая проникла в во многие дома.
1 января военная минерная команда у городской пароходной пристани взрывала динамитными патронами заторы льда. Благодаря этому вода быстро пошла на убыль.
К полудню того же дня городская водокачка смогла вновь приступить к подаче воды.
 
 
Положение на реке Нарове.
 
В среду, 2 января, в Нарву было доставлено 100 пудов динамита для производства подрывных работ на реке Нарове. Означенные работы велись в четверг, 3 января, с утра, под руководством команды военных минеров. Взрывание льда началось от Большого острова в направлении к Сиверсгаузену. Производимые до сего времени работы, в течение нескольких дней, не дали существенных результатов.
 

Городскому деревянному мосту по-прежнему грозит опасность.
Главная причина в небывалом у нас наводнении заключается в том, что замерзание низовой реки Наровы произошло нынешней зимою на 18 дней раньше верховья, тогда как обычно разница во времени никогда не превышала 3-4 дней.
Помимо этого, причиной всему, несомненно, послужило еще и то обстоятельство, что фарватер реки плохо очищался за последние годы и низовье значительно омелело. Когда образовался шорох, то он покрыл дно реки и запрудил ее течение настолько, что вода, прибывающая с верховья, стала искать себе новое русло, заливая прибрежные места.
Убытки от наводнения - велики. Одна лишь стоимость динамита исчисляется в тысячах крон, т.к. каждый пуд динамита обходится в 140 крон, не говоря уже о бедствиях и лишениях, которые терпят береговые жители.
Если же не производить столь дорого обходящихся подрывных работ, то положение может стать еще более угрожающим, и в первую очередь по отношению к городскому деревянному мосту и железнодорожной водокачке, которая также находится под угрозой водной стихии.
Для ликвидации образовавшегося на реке затора, помимо военных городских сил, привлечены также и местные фабрики, которые выслали свои команды с подрывными средствами к месту начала затора, т.е. к Петровскому острову.
Команды высланы от Кренгольмской, Суконной и Льнопрядильной мануфактур. К работам приступили с четверга, 3 января. Все силы направлены к прорыву русла реки, начиная от вышеуказанного острова по направлению к городу. В этом районе дно реки сплошь забито шорохом.
Благодаря дружной работе команд к вечеру 3-го января удалось прорвать довольно значительное расстояние. Пробиваемое русло имеет в ширину метров 15-20 причем шорох настолько плотно подошел ко дну реки, что каждый шаг приходится рвать снарядами пороха и динамитными патронами. На место работ прибыла также команда из Усть-Наровы. Есть надежда, что через 3-4 дня удастся все же приблизиться к городскому мосту.
Такого затора не помнят даже и старожилы. Подъем воды настолько велик, что все пороги от Ивангородской крепости до железнодорожного моста и даже выше покрылись льдом, чего никогда не бывало, т.к. здесь течение воды крайне быстрое.
В течение четверга, 3 января, во время подрывных работ на реке Нарове удалось пробить канал от деревни Риги до Сиверсгаузена, на протяжении 3 километров.
Дальнейшие подрывные работы потребуют еще больших напряжений, в дальнейшем больше чем по 1 километру в сутки продвигаться не придется. Все расстояние от деревни Риги до моста равняется 7 километрам.
3 января приезжал в Нарву для осмотра состояния реки инженер морского ведомства. В пятницу, 4 января, утром происходил осмотр деревянного моста командированным от министерства путей сообщения инженером, состоящим для особых поручений, и гор. архитектором Н.П.Опацким.
Самые сложные работы под мостом уже закончены. Работы были очень рискованные, а потому часовая плата рабочим была назначена по 50 центов в час, что обходилось ежедневно по 20 крон. Особенно опасны были работы у первых двух быков, со стороны города, где сильное течение и открытая вода.
Вода в реке еще до сего времени ежедневно поднимается от 20-22 сант., заливая, главным образом, Нарвский форштадт, а на правом берегу - Рыбацкую набережную.
Срока приведения к нормальному состоянию течения реки определить нельзя, но по всей вероятности пробитый канал придется поддерживать до весны.
Расходы по пробитию льда примет на себя министерство, исключая работу по мосту.
Целыми днями можно видеть стоящих на бульваре и около моста обывателей с особым интересом следящих за взбунтовавшейся стихией и борьбою с ней человека.
 
Борьба с наводнением.

Небывалое зрелище представляет в настоящее время река Нарова. На порогах у железнодорожного моста она бурливо кипит, разбрасывая глыбы льда по берегам, нагромождая их друг на друга. Несколькими десятками метров ниже волны реки теряются в сплошном шорохе. Еще ниже вода с большой силой прорывается, сдавливая лед по берегам, очистив себе узкое русло. У быков городского деревянного моста заняты с десяток рабочих, очищающих от льда устои моста. Городская водокачка окружена водой и льдом, но несмотря на это, продолжает работать. Ниже ее вся река забита льдом.

Нарвская пристань

Пароходную пристань затопило; на ней, накренившись набок, виднеется павильон. Через реку, на правом берегу, между грудами льда виднеются полузатопленные рыбачьи домики. Жители из них уже в начале наводнения перебрались куда кто мог, захватив с собою и свай домашний скарб.
У Сиверсгаузена некоторые береговые дома также залиты водой из-под льда торчат верхушки заборов, деревьев и пр. Иные дома покинуты жителями, в других люди продолжают жить, ожидая падения воды.
Со стороны Петровского острова слышны взрывы. Там небольшие группы людей пытаются динамитом пробить проход воде, но работа подвигается медленно, т.к. трудно определять заторы и направление течения. Однако, несмотря на трудности, надеются все же понизить уровень воды, который в ночь на воскресенье вновь повысился. Утром глубина воды на гор. водокачке достигла 115 сантиметров.
Новый подъем воды, по всей вероятности, вызван тем обстоятельством, что городская управа не выставила дежурных к каналу, прорытому по распоряжению портового управления. Вследствие этого канал замерз снова. Русло реки настоль запружено льдом, что вода не течет вдоль реки, а от берега к берегу, пробивая себе дорогу среди льдов. Вследствие этого поперечного течения заторы увеличиваются.
Директор главного морского управления отметил, что трения между гор.управой и портовым управлением оказывают вредное влияние на работы по борьбе со льдом на р.Нарове, угрожая торможением последних. К понедельнику вернутся в Ревель с докладами инженеры Вельчер и Леппик. В случае надобности в Нарву выедет сам директор Главного морского управления Авик.
Воскресенье, 6 января, вода в р.Нарове с 9 ч. вечера стала падать. Причины тому объяснить трудно. Со слов крестьян, около деревни Усть-Жердянка (14 верст выше водопада) произошел затор. В ночь на 5 января его прорвало и шорох, скопившись в большом количестве, стал подымать воду. Падение воды можно объяснить боковым ветром. Способствует поднятию воды в реке ветер с озера и моря.
В понедельник, 7 января, утром, опасность, угрожавшая мосту, миновала.
6 января вечером - мосту еще грозила катастрофа - вода подходила под самые пролеты. Помимо этого, мосту грозила оторвавшаяся с левого берега (выше моста) льдина, длиною 50-60 саж. и шириною до 3 саж. и толщиною до 3 метров. Теперь эту льдину частью раскололи, частью удалось привязать цепями, устраняя этим возможность завернуть льдине и всем массивом ударить по мосту, следствием чего катастрофа была бы неминуема.
Подрывные работы от нижнего конца Большого острова прошли до Нарвского форштадта (мыловар. завод Титсо), расстоянием всего 6 верст, после чего 7 января опять вернулись и начали работы с Малого острова.
В понедельник, 7 января утром, вновь прибыл командированный министерством путей сообщения инженер для поручений для осмотра положения на р.Нарове совместно с гор.головой И.Герман и гор.архитектором Н.П.Опацким.
 
Из истории г.Нарвы

Нашему сотруднику случайно удалось найти в одном из нарвских архивов старинную книгу Жития Святых, на обложке которой чьей то рукой было написано:
"4 ноября 1824 года в Нарве великий потоп был. Вода достигла стен бастионов".
Теперешний разлив Наровы является повторением "великого потопа" 1824 года, о котором упоминал неведомый летописец.
 
На реке Нарове.

До часу дня вторника, 8 января, вода на р.Нарове продолжала падать и уровень ее над полом водокачки дошел до 81 сант. Однако, после 1 часа дня, вода вновь стала подниматься. Поднятие воды идет неравномерно, приблизительно 1-5 сант. в час.
Наступившее повышение воды в реке, очевидно, вызвано отколовшимися льдинами около водопада, где производятся работы от фабрик.
Колебания уровня воды, полагают, протянется вплоть до весны, подобно тому, как было в 1924 году, когда вода ушла с пола водокачки лишь в конце марта, простояв, так.обр., в течение семи недель.
Спасти положение могут только сильные морозы в 20-25 гр., либо полная оттепель, на что в такой период времени года рассчитывать не приходится. При сильных морозах река окажется скованной льдом; при полной же оттепели идущий шорох растает.
Гор. деревянному мосту по-прежнему угрожает опасность.

О наводнении в верховьях Наровы.

Из дер. Усть-Жердянка и Вязки, находящихся в 12-13 верстах от Кулги вверх по Нарове, сообщают, что уже на рождественских праздниках вода в реке поднялась около метра выше ординара. Через несколько дней река замерзла настолько, что можно было ездить по льду на лошадях. Этим воспользовались местные крестьяне и, предчувствуя беду, стали спешно возить со стогов сено. Действительно, с 4 января вода стала быстро подниматься, как оказалось вследствие заторов льда между островами, находящимися верстах в 2-3 ниже деревень.
7 января уже обе деревни были затоплены; вода дошла чуть ли не до окон домов. Чтобы сохранить скот в хлевах и конюшнях, крестьяне подняли полы, для сообщения устроены мостки на козлах.
Положение крестьян критическое.
 
Убытки от наводнения.
 
 
Последний подъем воды в Нарове вызвал сильное беспокойство прибрежных жителей, в особенности на Рыбацкой набережной, где до этого затопило 20 домов. Более всего там пострадали дома Седова, Мартынова, Феодосии Портновой, Афанасьева, Комарова, Рубина, Козлова и др. В дом Портновой вода проникла ночью, когда владелица с детьми спала. Мелкие вещи пропали, обстановка попорчена; люди отделались к счастью только испугом. Подобная катастрофа постигла и многих других.
Наводнением причинены громадные убытки, размер коих достигает миллионов. По первоначальным данным приблизительный убыток составляется из следующих сумм: убыток пострадавших на Рыбацкой наб. 20-ти домов круглым счетом 2 миллиона цент.; 5-ти домов по Пешеходной ул. - 200 000 ц.; дрова, сено, бревна, доски и др. прибрежных жителей - 300 000 ц.; частью разрушенное и поврежденное недвижим. имущество и инвентарь лесоп. завода "Форест", бывш. Дикгоф и Сутгоф - 1 миллион ц.; пристань Кочнева - 300 000 ц.; городск., Кренгольмская и Главн.морск.упр. пристани, убытки которых пока невозможно определить, но суммы которых не меньше 2 миллионов цент.; затем размытые берега и прибрежные улицы, убыток от которых составляет приблизительно 4 миллионов. всего 10 920 000 ц. К этой сумме нужно прибавить жалованье рабочим, стоимость взрывчатых веществ и разные другие расходы, сопряженные с ликвидацией опасности наводнения, что составляет около 2 миллионов ц. Следовательно, первоначальный убыток достигает 13 миллионов центов. Крупные убытки могут быть еще причинены разрушением гор. моста и пристаней, что в свою очередь составило бы десятки миллионов.

1929
Категория: Это было давно | Добавил: tellis (16.12.2011)
| Комментарии: 20
Всего комментариев: 20
1 misha  
0
Странно как-то ущерб оценивается, в центах. а в кронах это
130 000. Это такой "пиар" что ли? smile

2 tellis  
0
Здесь, очевидно, сказывается недавний переход на кроны (1928год). Раньше все считали в марках. Одна крона - сто марок. Для того, чтобы суммы были привычнее для населения, какой-то период вели учет в центах.

3 tellis  
0
Шорох - шуга (мелкие льдинки)

4 misha  
0
Еще один снимок деревянного шоссейного моста,
вероятно, сделанный в то же время.


5 tellis  
0
Во время наводнения пострадал только один пролет.
Наверно он и есть на фото.


6 misha  
0
В статье, если не ошибаюсь, ничего нет про повреж-
дение пролётов моста.
Ледяные торосы у моста.











"Городская водокачка окружена водой и льдом, но несмотря на это, продолжает работать".



"У быков городского деревянного моста заняты с де-
сяток рабочих, очищающих от льда устои моста".



Самые сложные работы под мостом уже закончены. ...
особенно опасны были работы у первых двух быков,
со стороны города
, где сильное течение и откры-
тая вода.


7 tellis  
0
Интересные фотографии!

8 tellis  
0

9 tellis  
0

Тоже наверно к зиме 1928-29 г. относится
Общая ледовая обстановка на реке

10 misha  
0
Скорее всего, действительно, фото относится
к зиме 1928-1929 года, так как, по-моему, вид-
но, что линия припая проходит вплотную к
земляным откосам бастионов и уходит за зда-
ние водокачки.

11 tellis  
0
От наводнения 1929 года сильно пострадали нарвские пристани. При восстановлении было принято решение соединить причал Пароходной пристани с Кренгольмским причалом у Красных амбаров. Что в результате и было сделано.



Для строительства использовали грунт, который брали за складами (амбарами). Даже построили временную маленькую железную дорогу.




12 tellis  
0
Еще две иллюстрации зимнего наводнения 1928-1929 гг.



Когда вода поднялась на 115 см над уровнем пола в машинном зале городской водокачки.



Прибрежные дома

13 tellis  
0
Пристань



У городского моста




14 Fort-Ross  
0
А было время, когда вода в Нарове кратковременно вообще исчезала. Было такое в истории Наровы. Как то говорил Амели (один из участников обсуждения) о нарвской пространственно-временной аномалии (имея ввиду этот случай).
Кстати, а куда исчезли с сайта все его постоянные посетители - тоже какая то аномалия произошла.

15 tellis  
0
Да вроде все заходят периодически
misha два месяца не появлялся, может случилось что?
А вообще, судя по статистике, количество посетителей уменьшилось на треть по сравнению с прошлыми годами.
Сейчас появилось много краеведческих сообществ в соц. сетях.

16 Fort-Ross  
0
Вот это необычное событие произошло в первой трети 19 века:
«К неменьшей достопамятности сего последняго принадлежит и событие прошедшаго года (в 1826 году), когда в октябре месяце вдруг обмелели пороги, когда внезапу исчезла вся вода в реке, и утёсы, бывшие искони века покрытыми водою, искони века боровшиеся с разъярёнными волнами реки, обнажились совершенно, и, так сказать, затихли. Заводчики перепугались, машины остановились; но чрез два часа вода опять нахлынула, всё зашумело, и всё пошло по старому.»

Ист.: «И моя поездка в Ревель», 1827 год, СПб. («Отечественные записки», 1828 год, Ч. 33., стр. 347.)

17 Fort-Ross  
0
В 1824 г. в ноябре был потоп (см. выше), а в 1826 г. в октябре - кратковременное исчезновение воды (обмеление).
Видать что то творилось на планете Земля в то время или метеориты рядом пролетали очень близко.

18 Руся  
0
Борьба со льдом на Нарвских водопадах в 1940 году

19 Руся  
0
Русский вестник № 8 от 27.01.1940
Взрывом оторвало руку.

   В Нарве во время работ по взрыванию затора, образовавшегося вследствие нагромождения льда у находящихся перед водопадом порогов, произошел тяжелый несчастный случай с минером Е. Шуваловым, у которого преждевременным взрывом заряда динамита оторвало правую руку.
   Под влиянием последних сильных морозов вверх от водопада сгрудились огромные глыбы льда, препятствовавшие прохождению воды, вследствие чего фабрикам вновь угрожал недостаток её. На порогах поэтому установлено было постоянное дежурство минеров, время от времени взрывающих заторы.
   На этот раз затор возник у Кыргесаара, где русло неглубокое, а дно каменистое. Е. Шувалов отправился на место затора в лодке вместе с А. Фершелем и Г. Ершовым, из которых первый впоследствии сошел на берег и стал оттуда наблюдать за работой. При взрывании льда применялись ручные заряды, забрасываемые в затор. Шувалову долго не удавалось зажечь шнур; внезапно при очередном зажигании потухавший у шнура огонь захватил бумагу заряда. Заметив это, минер поднял руку для броска, но в то же мгновение раздался взрыв, поваливший Шувалова и Ершова на дно лодки. Рука, в которой минер держал заряд, оказалась оторванной по локоть. Г. Ершов чудом не получил никаких повреждений. 
   Пострадавший потерял много крови прежде, чем удалось его на дровнях случайно проезжавшего хуторянина отправить в Нарву в больницу, где руку ампутировали. Состояние его внушает опасение за его жизнь. Е. Шувалову 59 лет. Он проживает на Суконной фабрике.

20 tellis  
0

Русский вестник № 7, 24.04.1931


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]