«Отсюда нам пишут: «20-го августа между Нарвою и местечком Гунгербургом, которое находится в 12 верстах от города, на левом берегу р. Наровы и при самом истоке ея, открыл пассажирское движение не большой, винтовой пароход «Алерт», приобретённый торговым домом Д. Зиновьев и К. Пароход отправляется из Нарвы три раза в день: в 10 часов утра, в 3 по полудни и 7 вечера, а из Гунгербурга в 8 ч. Утра, 12 по полудни и 5 веч. Плата в один конец назначена весьма не большая, а именно: в первом месте (в корме) 30, а во втором (в носу) 20 копеек. Пароход пристаёт в Нарве у Ивангородской пристани, а в Гунгербурге у пристани старого лесопильного завода и окончательно – у брандвахты. Нечего и говорить, что удобство и удешевление сообщения Нарвы с Гунгербургом оживить эту местность особенно в летнее время появлением дачников, тем более, что Гунгербург, отстоя от селения Меррикюль всего на какие нибудь семь вёрст, даст помещения за плату, по крайней мере, в пять раз меньшую. Кроме этой новости спешу сообщить вам, что местным лесопромышленником Алексеем Алексеевичем Кагневым приобретён тоже не большой, винтовой пароход, буксирующий суда с рейда на устье, в Нарву и обратно. До настоящего времени буксировкою судов был занят большой колёсный пароход «Надёжный», принадлежащий Д. Зиновьеву и К. »
Источник: «Гдовско-Ямбургский листок», № 36 (10 сентября), 1872 г.
Ещё одна интересная инфа: "Кроме того, как сообщают И.В. Половинкин и А.А. Гайдук, пока Варшавский «пробивал» свой проект по устройству пароходного сообщения по рекам Оредежу, Луге, Россони и части Наровы, его идеей воспользовались другие предприимчивые люди. Кроме «Марии» в 1872 году в нижнем течении р. Луги появляется буксир А. Кочнева «Диспач», а на р. Нарове пассажирский пароход «Алерт» Компании Нарвского пароходства и буксир Торгового дома Д. Зиновьева и Ко «Надежда». В 1876 году к ним присоединяется и буксир «Ажиль». Таким образом, Варшавский потерял монопольное право на пароходство в указанном бассейне. К тому же, дачный промысел в Лужском уезде в начале 1870-х годов еще только-только зарождался. Его расцвет придётся лишь на начало 1890-х годов. В этом отношении проект Варшавского опередил свое время и потому вполне мог оказаться мало прибыльным и даже убыточным, что, вероятно, стало причиной продажи Варшавским своей "Марии" в другие руки для хождения за пределами бассейна р. Луги. Как бы то ни было, первый шаг на пути пароходного движения в крае был сделан. Пароход А.М. Варшавского «Мария» стал первым на реке Луге. Только спустя пять лет после его продажи, в 1889 году в Лужском уезде А.А. Половцов в своём имении "Рапти" спускает, как ему казалось, «первый в этом краю пароход», курсирующий по Череменецкому озеру."
Кажется, ошибки допускали и в старых газетах. Упоминаемый в Гд.-Ямб. листке, лесопромышленник Алексей Алексеевич Кагнев, - это ли не ямбургский 2 гильдии купец Алексей Алексеевич Кочнев, отец лесопромышленника и судовла- дельца Павла Алексеевича Кочнева?
Ещё про пароход «Алерт»: «Пароход «Алерт», о пассажирском движении которого между Нарвою и Устьем (Гунгербургом) я сообщал в прошлой корреспонденции, приобретён ни одним торговым домом Д. Зиновьев и К0, а на капитал в 6200 руб., составившийся из паевых взносов некоторых из служащих при конторе этого торгового дома лиц, горожан и окрестных фабрикантов».
Возможно, что на этой же картине изображён: - буксир Торгового дома Д. Зиновьева и Ко «Надежда» или - винтовой пароход Алексея Алексеевича Кагнева (Кочнева).