Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2849

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Оливер Лооде. Марк Шагал в Нарве

Вероятно, одно из самых известных упоминаний о том, что Шагал посещал в молодости (точнее в петербургский период, с 1907 по 1911 годы) город Нарву, представлено в его автобиографии «Моя жизнь». Шагал подытоживает свое посещение Нарвы одним предложением: «Весной он [Г.А. Гольдберг - О. Л.] взял меня в свое имение под Нарвой; помню просторные комнаты, тенистые деревья на морском берегу и милых женщин: жену адвоката и ее сестру Гермонт»2

Уже на основе одного этого предложения можно сделать вывод, что воспоминания Шагала о Нарве были в целом положительными. Но всех, конечно, интересует, когда и при каких обстоятельствах попал Шагал в Нарву, как проводил свое время и какой след оставила Нарва в его творчестве. Хотя далеко не на все эти вопросы у меня есть исчерпывающие ответы, надеюсь все же дать небольшой обзор. При этом хочу поблагодарить г-жу Людмилу Хмельницкую, без помощи которой подготовить данный обзор было бы невозможно.

 

Шагал в Нарве: предыстория

22-летний Шагал прибыл в Нарву в начале мая 1910 года по приглашению своего патрона, адвоката Григория Абрамовича Гольдберга, чтобы провести несколько месяцев в расположенном под Нарвой имении Наума Семеновича Гермонта, отца жены адвоката Анны Гольдберг.

К этому времени у Шагала закончился учебный год в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, и начались каникулы. Только что в редакции журнала «Аполлон» была открыта выставка работ учеников Л. Бакста и М. Добужинского - первая выставка, где были представлены также работы Шагала.

Хотя мы и не знаем точных причин, по которым Гольдберг пригласил Шагала в Нарву, можно предположить, что определенную роль сыграла здесь симпатия к Шагалу семьи Гольд­берг, а также их желание дать художнику возможность отдохнуть после шумного Петербурга в идиллической и вдохновляющей обстановке.

Напомним, что Нарва в это время входила в состав Петербургской губернии и численность ее населения составляла 21 500 человек. Барочный старый город Нарвы, который был почти полностью разрушен в конце Второй мировой войны, считался одним из красивейших городов Северной Европы. В конце XIX века Нарва была важным промышленным городом Российской империи. Здесь находилась Кренгольмская мануфактура, которая была в то время крупнейшим текстильным предприятием не только в масштабах Европы, но и всего мира.

Начало ХХ века в истории Нарвы иногда даже называют «золотым веком» города, ибо на это время приходится расцвет как его экономической, так и культурной жизни. В 14 километрах от Нарвы располагался популярный в то время среди петербургской элиты курорт Усть-Нарва, который посещали многие известные деятели русской культуры, в том числе И. Репин, И. Северянин, П. Чайковский и С. Прокофьев.

 

Дом Шагала в Нарве: Фердинандсхоф

Но вернемся к Шагалу. Местом жительства Шагала в Нарве стала принадлежавшая Н.С. Гермонту центральная усадьба мызы, известная под названием Фердинандсхоф. Она была расположена на северной окраине Нарвы, в непосредственной близости от Нарвского и Усть-Нарвского шоссе и реки Наровы.

По городскому плану 1905 года нам удалось определить месторасположение зданий Фердинандсхофа. Дача располагалась между кладбищами. На карте можно обнаружить комплекс зданий, который позволяет предположить, что перед нами жилой дом богатого владельца. Это здание можно с большей вероятностью считать главным зданием усадьбы, которое в то время, скорее всего, использовалось как дача. В этом доме и остановился Шагал.

Здесь сделаем небольшое отступление и вернемся в наши дни. К настоящему времени главное здание Фердинандсхофа не сохранилось, оно было разрушено в 1944 году во время тяжелых сражений. До нас не дошли также фотоснимки Фердинандсхофа. Несмотря на это, в ходе полевых работ удалось установить точное местонахождение главного здания Фердинандсхофа. Сохранились его бетонная балюстрада и фундамент, который, по всей видимости, был рассчитан на легкое деревянное здание, одно- или, скорее всего, двухэтажное. Вокруг и внутри фундамента растут кусты, но сохранившиеся конструкции можно легко расчистить и сделать доступными.

Благодаря переписке Шагала с его петербургским другом Александром Роммом нам известно, какие чувства владели художником по прибытии в Фердинандсхоф. Шагал писал Ромму: «Теперь я здесь, т. е. вдали от г. Нарвы в довольно приятном месте. Это просторное свободное имение моего знакомого, но в котором, б[ыть] м[ожет], не особенно просторно и свободно мне...»3.

Можно лишь предполагать, почему Шагал считал, что в Фердинандсхофе он не может чувствовать себя достаточно свободным. Одной из причин могла быть непривычная для Шагала роскошь, другой причиной могли оказаться расположенные поблизости неприветливые кладбища. Третьей причиной могли стать предписанные Шагалу, как еврею, ограничения в передвижении (в Нарве они были такими же, как и в Петербурге).

По прошествии времени Шагал все же преодолел свои сомнения и, очевидно, стал наслаждаться своим пребыванием в Фердинандсхофе. Вероятно, помогло ему в этом тесное общение с дочерьми Н. С. Гермонта Анной Гольдберг и Беллой Гермонт. Есть основания полагать, что из всех членов семьи Гермонт больше всех интересовала Шагала именно Белла. Так, в записной книжке Шагала 1909-1910 годов можно найти черновик письма сестре Анюте в Витебск, в котором художник уговаривал ее приехать в Нарву. Одной из причин, названных Шагалом, было знакомство с Беллой, которая, по его словам, была «интересной и непровинциальной»4

Хотя большую часть времени Шагал проводил у Гермонтов в Фердинандсхофе, бывал он также и у моря, предположительно в Усть-Нарве. Кроме того, по крайней мере, один раз он посетил старый город Нарвы. В письме А. Ромму Шагал описывает Нарву следующими словами: «Затем "дача" эта (если это дача) находится вдали от городишки, действительно красивого своей стариной...»5.

Шагал покинул Нарву в начале июля 1910 года, непосредственно перед своим днем рождения, и направился в Петербург. Хотя вначале он собирался посетить своего друга А. Ромма в Финляндии, в Усикирко, все же 7 июля 1910 года он уехал домой в Витебск. Больше Шагал не посещал Нарву ни разу.

 

Творчество Шагала нарвского периода

Проведенное в Нарве время в творческом смысле можно считать плодотворным: в течение двух месяцев было написано несколько десятков этюдов, а также дошедшие до наших дней акварели и произведения живописи. Шагал находил время также для занятий поэзией.

Из сохранившихся до наших дней произведений с полной уверенностью с нарвским периодом связывают три работы: картину «Дом в парке» (1908), акварель «Моя комната в Нарве» (1908) и акварель «Мое ателье в Нарве» (1909). Также, по оценке Мириам Райнер, к работам нарвского периода можно отнести и картину «Портрет сестры художника» (1909), которую исследовательница считает портретом Беллы Гермонт.

Здесь следует пояснить, почему все упомянутые работы датированы 1908 или 1909 годом, в то время как Шагал был в Нарве только один раз, в 1910 году. Эти работы были подписаны Шагалом через несколько лет после их создания: все работы подписаны по-французски «Chagall», хотя это написание художник стал использовать лишь после 1914 года. Это подтверждает, что все названные работы он подписал лишь спустя годы после их написания. Вероятно, дату своего пребывания в Нарве он к тому времени помнил смутно или не придавал этому особого значения.

Далее следует краткий обзор четырех работ нарвского периода, сохранившихся до наших дней.

1. Дом в парке. 1908. Холст, масло. 61 х 53,3 см. Местонахождение: Музей современного искусства в Центре Жоржа Помпиду, Париж.

По-видимому, на полотне изображено одно из подсобных зданий Фердинандсхофа, принадлежавшего Гермонту. Желтый цвет домика характерен для Эстонии.

2. Моя комната в Нарве. 1908. Бумага, акварель, графитный карандаш. 17,9 х 27,2 см. Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

Данное произведение показывает, как много времени посвящал Шагал творчеству, находясь в Нарве: на стенах его комнаты можно различить более двадцати этюдов. По оценке Л. Хмельницкой, это связано с наставлениями учителя Шагала Л. Бакста, согласно которым его ученики должны были во время школьных каникул совершенствовать свое мастерство с помощью этюдов. Данная работа дает представление и о Фердинандсхофе. Предположительно, изображена комната на первом этаже, ибо двери довольно высокие, и окно состоит из восьми квадратов. Помещение, располагающееся на втором этаже, вероятнее всего не было бы таким высоким.

3. Мое ателье в Нарве. 1909. Местонахождение: частное собрание.

По мнению М. Райнер, визуальным источником, на который опирался Шагал при изображении своего нарвского ателье, является, скорее всего, «Спальня» Ван Гога (1889).

4. Помимо того М. Райнер относит к произведениям нарвского периода работу, доныне известную как «Портрет сестры художника» (1909). Холст, масло, 63,5 х 53,5 см. Частное собрание (Edward Albee, New York).

В своей статье «Женские портреты Марка Шагала 1909 г.»6  М. Райнер утверждает, что на портрете изображена все же не сестра Шагала, а Белла Гермонт, на даче отца которой останавливался Шагал. Поэтому М. Райнер ссылается на эту картину как на «Портрет Беллы Гермонт», одновременно связывая ее с так называемым нарвским периодом Шагала.

 

Шагал в Нарве: заключение

Проведенные Шагалом в Нарве два с половиной месяца на фоне его долгого жизненного пути можно воспринимать как своеобразный биографический этюд. Если бы нарвские месяцы были более значительными для Шагала, то он уделил бы Нарве больше внимания в своей автобиографии, и взаимосвязи Шагала с Нарвой были бы сейчас общеизвестным фактом. Также можно утверждать, что творчество нарвского периода не содержит еще той оригинальности и своеобразия, которые позднее принесли Шагалу мировую известность.

С другой стороны, нельзя и недооценивать значение этих весенне-летних месяцев в жизни двадцатидвухлетнего художника. Это было переломное в творчестве Шагала время, ибо уже на следующий год он направился в Париж, где созрел как художник и достиг широкой известности. Более глубокое значение нарвского периода для Шагала кроется в том, что Нарва/Фердинандсхоф помогли ему не свернуть с правильного творческого курса, дав возможность в спокойной обстановке размышлять наедине с собой, общаться с доброжелательными людьми и совершенствовать свое творческое мастерство.

Ровно через год исполнится 100 лет со времени посещения Шагалом Нарвы. Благодаря проведенной исследовательской работе о связях Шагала с Нарвой начала осознавать и ценить творческое наследие Шагала и администрация города Нарвы. Как использовать символическое значение 2010 года так, чтобы это принесло пользу как шагаловедам, так и Нарве?

 

1 Доклад прозвучал на XIХ Международных Шагаловских чтениях в Витебске 14 июня 2009 г.

2 Шагал М. Моя жизнь. М.: Эллис Лак, 1994. С. 83.

3 Письмо от 5 мая 1910 г. (Письма М. Шагала к А. Ромму. Публикация, текстологическая подготовка и комментарии Я. В. Брука // Искусствознание. 2 / 2003. С. 586).

4 Harshav B. Marc Chagall and His Times: A Documentary Narrative. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. P. 966.

5 Письмо конца мая 1910 г. (Письма М. Шагала к А. Ромму. С. 587).

6 Rajner M. Marc Chagall's 1909 portraits of women // Project muse. Scholarly journals online. P. 131-159.

 

Бюллетень Музея Марка Шагала. Выпуск 16-17. Витебск: Витебская областная типография, 2009. С. 74-76.

Категория: Люди | Добавил: tellis (01.05.2011)
| Комментарии: 7
Всего комментариев: 7
1 Руся  
0
В коллекции Музея-квартиры Исаака Бродского (филиал Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств) находятся два произведения Марка Шагала «Вид в сад» и «Интерьер с цветами». Традиционно они датируются 1917 годом, но, возможно, относятся к более раннему периоду творчества художника, когда он писал работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр «еврейского ренессанса» был академистом, но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что он стал заниматься с ним бесплатно, а через некоторое время предложил юноше продолжить обучение в Петербурге. В столице Шагал занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста.
Вернувшись в Витебск, Шагал встретил свою любовь и музу — Беллу Розенфельд. «Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. <...> И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа». Именно она изображена почти на всех полотнах художника с женскими образами.

Но существовала еще одна Белла — дочь купца первой гильдии Наума Симоновича Гермонта. С ней художник познакомился в Нарве в имении Гермонта, на мызе Фердинандсхоф в 1908 году. Здесь он гостил каждое лето с 1908 по 1910 год по приглашению адвоката Григория Гольдберга, женатого на одной из сестер Гермонт. О том, что у Шагала с Беллой Гермонт был тайный роман, в ее семье хорошо знали, но никогда эта тема широко не обсуждалась.

Так, молодой художник, в то время мало кому известный, оказался между двумя Беллами: Беллой (Берта) из Витебска, к которой он уже к тому времени посватался, и Беллой (Бейлой, как ее называли в семье) из Нарвы. С последней их связывали не только глубокое чувство, но и общность интересов. Белла Гермонт с удовольствием училась рисовать и с не меньшим удовольствием учила Мойше французскому языку. Позднее, в Берлине и Париже, она станет учительницей французского языка его дочери Иды, уже будучи женой известного пианиста Виталия Яковлевича Шнее.

Но вернемся в имение Гермонта. Шагал писал позднее в своей автобиографической книге «Моя жизнь»: «…помню просторные комнаты, тенистые деревья на морском берегу и милых женщин: жену адвоката и ее сестру Гермонт». У жены адвоката Анны Наумовны было пять сестер. В письме к своей сестре Анюте художник зовет ее приехать погостить в Нарву на мызу к сестрам Гермонт, сообщив что «будет рад ее познакомить с Беллой Наумовной — совсем не провинциальной».
Художник пишет из Нарвы письма своему другу Александру Ромму, жалуясь на Льва Бакста, который обещал взять его с собой в Париж, но обещание не выполнил. Зато в 1911 году адвокат Григорий Гольдберг и депутат Государственной думы Максим Винавер смогли отправить Шагала со стипендией в Париж. Молодой художник, мечтавший о Париже, оказывается там, в том числе и для того, чтобы окончательно решить с какой из Белл он свяжет свою судьбу, вернувшись из Франции. Мы знаем каким стал выбор Шагала, но Белла Гермонт продолжала переписку с художником всю свою жизнь. Свои письма к ней живописец подписывал своим первоначальным именем — Мойше.
Исследователь творчества Марка Шагала Ольга Левин (автор книги «От конца до начала») на основе семейного архива семьи Гермонт сделала предположение, что обе работы из коллекции И. И. Бродского принадлежали именно этой семье и относятся к нарвскому периоду творчества художника.

Согласно этой версии, можно предположить, что за окном идет Белла Наумовна Гермонт, а на стульчике сидит ее племянница Шелли, дочь адвоката Гольдберга и ее сестры Анны Наумовны.
Однако сам Шагал уже в 1970-е годы датировал эти работы 1917 годом, отмечая, что на одной из них изображена его дочь Ида, родившаяся в 1916 году. Ошибки ли это в подписях и датах или умышленные недоговоренности Марка Шагала — оставим решение этой загадки «шагаловедам». Мы же предложили вам истории двух Белл, двух женщин, чья жизнь оказалась связанной со ставшим всемирно известным художником Марком Шагалом.

2 Руся  
0
"Вид в сад"


3 Руся  
0
"Интерьер с цветами"


4 Leonid  
0
В доме Гермонта нет таких панорамных окон

5 tellis  
0
Может на противоположной стороне есть.
Судя по плану, сад должен находиться с юго-западной стороны дома



или какое другое строение в имении


6 tellis  
0


Окна в комнате художника обычные


7 Руся  
0
О Белле Гермонт можно прочитать в этой статье.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]