Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Неопознанные объекты |
Видно, что старушка-Нарва современных жителей не любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен их строят новые, современной моды, зачем они окош- ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен- ные, - да разве перенесешь все эти зачем?» . Архитектор А.П. Аплаксин. Хотелось определить принадлежность хотя бы одного из камней музейной экспозиции конкретному зданию Старого Города. Как мне показалось, самый простой случай для идентификации камень № 2 с фрагментом капители, с одной из её волют. Попытку этой идентификации думал изложить в комментарии, но в процессе моих размышлений получился небольшой опус и мне показалось, что разумнее его будет разместить в разделе "Статьи". Мне известно только 6 мест в Старом Городе, где в архитектурном декоре использованы пилястры в стиле ионического ордера. В этом ордере главной деталью композиции его капителей является именно такой элемент как волюта. Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции. Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей. Вот эти 6 мест: 1. Портал дома Поортена По деталям камень не похож на декор со снимков коллажа. Рисунок волюты у них различается. При сравнении, не вдаваясь в рассмотрение других деталей, если мы попробуем сосчитать количество витков вокруг глазков волют на камне и в коллаже, то мы увидим, что вокруг глазка волюты на рассматриваемом камне располагается условно говоря один виток спирали, а вот в спирали вокруг глазка волюты портала, четко видно, что таких витков практически два. Первый блин как говорится комом. 2. Портал дома Ганса Фонне, рисунок волют тоже различается: вокруг глазка волюты портала располагается почти два витка. 3. Портал дома Левина Нуменса. Отличие деталей в этом случае видно как говорится невооруженным глазом, никакого сходства в их внешнем виде. 4. А вот волюта капители пилястры дома Кристофера Кохена и волюта фрагмента капители с идентифицируемого камня практически совпадают во всех деталях. Совпадает и волюта капителей и порезка их остальных деталей обеих сравниваемых капителей. порезка - украшение карнизов, тяг и др. деталей декора в виде ритмического орнаментального рисунка (бусы, ионик...), вылепленное или нарезанное по профилированной каменной поверхности этих деталей. Чтобы разобраться в приведенных выше терминах надо обратиться к описанию деталей архитектурных ордеров. Между волютами находится часть капители - эхин, который может представлять из себя один широкий профилированный пояс - облом. Обло́мы (от древнеславянского: лом, ломать, лама = яма или впадина) — протяжённые архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Профиль этого облома представляет из себя четвертной вал с порезкой. Эхин также может из себя представлять и композицию обломов с различными профилями, что мы и видим в нашем случае: широкий облом с профилем в виде четвертного вала, ниже облом с профилем в виде валика и еще ниже облом с профилем в виде выкружки(трохил). При этом какие-то обломы имеют порезку по поверхности, а какие-то гладкую поверхность. В нашем случае широкий облом с профилем в виде четвертного вала имеет порезку с иониками (или овами), более узкий облом с порезкой в виде орнамента - бусы. Бусы представляют из себя как мы видим различного чередования короткие (шарообразные) элементы и более длинные (округлые цилиндрической формы) элементы. Самый нижний облом имеет гладкую поверхность. Все вышеописанные детали как уже отмечено практически совпадают 100%-но. 5. Капитель пилястр с фасада здания биржи. Снимки для сравнения недостаточного разрешения, но с учетом того, что рисунки декоров фасадов обоих зданий делал один человек и оформлялись они примерно в одно время (фасад дома Кохена был закончен в 1693 г., фасад биржи с 1695 по примерно 1700 год), возможно, этот камень и с фасада биржи. Автор рисунков фасадов обоих зданий Иохан Георг Герольдт. 6. И наконец еще один портал - портал дома Вильяма Кетлуэла, на капитель которого похожа капитель с идентифицируемого камня. Опять же, в виду того что снимки для сравнения низкого качества и разрешения, то найти отличия по внешнему виду деталей обеих капителей очень трудно. Хотя по снимку, расположенному в этом коллаже справа, также угадывается около двух витков спирали вокруг глазка волюты. Не зная точных геометрических размеров сравниваемых деталей, можно, тем не менее, в качестве предположения, все-таки, представить их возможное соотношение. Это тот признак, который, как мне кажется, позволяет утверждать, что это камень не из этого портала. Дело в том, что, если мы сравним пилястры порталов и пилястры фасадов, то вполне очевидно они разного размера и соответственно, очень вероятно, и капители, и волюты у них тоже должны быть разного размера. Волюты на фрагментах капителей с камней № 2 и № 3 примерно одинаковые по размеру, значит они не принадлежат капителям пилястр вышеперечисленных порталов. Т.о. скорее всего камни № 2 и № 3 принадлежат капителям больших фасадных пилястр или здания биржи или дома Кохена. При этом в деталях капитель камня № 3 заметно отличается от капители камня № 2, по крайней мере, получается, что она отличается от той капители дома Кохена, которую мы видим на коллаже. Т.е., если предположить, что все капители с фасада дома Кохена одинаковые по рисунку, то капитель камня № 3 не с его фасада, а, возможно, с фасада биржи. Кстати, вырисовывается интересный факт, который где-то, вероятно, должен быть подтвержден документально. Видимо в 1930 годах власти города, пытаясь привлечь в Нарву туристов, занимались не только доведением вида казематов до состояния туристических объектов, но и уделили внимание другим примечательным объектам и элементам застройки Старого Города, в частности таким элементам городской архитектурной среды как порталы зданий. Сравнивая на тех коллажах, где это возможно, состояние фрагментов порталов в 1924 году и их же вид в 1930-х гг., мы можем увидеть, что в 1930-х годах порталы если не реставрировались, то были приведены в порядок, - очищены от многих слоев краски, которые за многие годы покрыли камни порталов, закрыв мелкие резные каменные детали. | |
Категория: Неопознанные объекты | Добавил: misha (20.11.2018) | |
| Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 3 | |||
| |||