Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2765

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Неопознанные объекты

Попытка идентификации камней музейной экспозиции
Видно, что старушка-Нарва современных жителей не
любит, хотя, откровенно сказать, и любить-то их не за
что; скажите: зачем они ломают старые дома, а взамен
их строят новые, современной моды, зачем они окош-
ки пробивают в сажень величиной, и туда зеркальные
стекла вставляют, зачем уничтожают старые детали, не
умея воссоздать взамен их новые, старым равноцен-
ные, - да разве перенесешь все эти зачем?»
.
Архитектор А.П. Аплаксин.

Хотелось определить принадлежность хотя бы одного из камней музейной экспозиции конкретному зданию Старого Города. Как мне показалось, самый простой случай для идентификации камень № 2 с фрагментом капители, с одной из её волют. Попытку этой идентификации думал изложить в комментарии, но в процессе моих размышлений получился небольшой опус и мне показалось, что разумнее его будет разместить в разделе "Статьи".



Мне известно только 6 мест в Старом Городе, где в архитектурном декоре использованы пилястры в стиле ионического ордера. В этом ордере главной деталью композиции его капителей является именно такой элемент как волюта.
Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции.
Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

Вот эти 6 мест:

1. Портал дома Поортена



По деталям камень не похож на декор со снимков коллажа. Рисунок волюты у них различается. При сравнении, не вдаваясь в рассмотрение других деталей, если мы попробуем сосчитать количество витков вокруг глазков волют на камне и в коллаже, то мы увидим, что вокруг глазка волюты на рассматриваемом камне располагается условно говоря один виток спирали, а вот в спирали вокруг глазка волюты портала, четко видно, что таких витков практически два. Первый блин как говорится комом.

2. Портал дома Ганса Фонне, рисунок волют тоже различается: вокруг глазка волюты портала располагается почти два витка.



3. Портал дома Левина Нуменса.
Отличие деталей в этом случае видно как говорится невооруженным глазом, никакого сходства в их внешнем виде.



4. А вот волюта капители пилястры дома Кристофера Кохена и волюта фрагмента капители с идентифицируемого камня практически совпадают во всех деталях.



Совпадает и волюта капителей и порезка их остальных деталей обеих сравниваемых капителей.
порезка - украшение карнизов, тяг и др. деталей декора в виде ритмического орнаментального рисунка (бусы, ионик...), вылепленное или нарезанное по профилированной каменной поверхности этих деталей.
Чтобы разобраться в приведенных выше терминах надо обратиться к описанию деталей архитектурных ордеров.
Между волютами находится часть капители - эхин, который может представлять из себя один широкий профилированный пояс - облом.
Обло́мы (от древнеславянского: лом, ломать, лама = яма или впадина) — протяжённые архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.
Профиль этого облома представляет из себя четвертной вал с порезкой. Эхин также может из себя представлять и композицию обломов с различными профилями, что мы и видим в нашем случае: широкий облом с профилем в виде четвертного вала, ниже облом с профилем в виде валика и еще ниже облом с профилем в виде выкружки(трохил). При этом какие-то обломы имеют порезку по поверхности, а какие-то гладкую поверхность.
В нашем случае широкий облом с профилем в виде четвертного вала имеет порезку с иониками (или овами), более узкий облом с порезкой в виде орнамента - бусы. Бусы представляют из себя как мы видим различного чередования короткие (шарообразные) элементы и более длинные (округлые цилиндрической формы) элементы. Самый нижний облом имеет гладкую поверхность.
Все вышеописанные детали как уже отмечено практически совпадают 100%-но.

5. Капитель пилястр с фасада здания биржи.

Снимки для сравнения недостаточного разрешения, но с учетом того, что рисунки декоров фасадов обоих зданий делал один человек и оформлялись они примерно в одно время (фасад дома Кохена был закончен в 1693 г., фасад биржи с 1695 по примерно 1700 год), возможно, этот камень и с фасада биржи. Автор рисунков фасадов обоих зданий Иохан Георг Герольдт.



6. И наконец еще один портал - портал дома Вильяма Кетлуэла, на капитель которого похожа капитель с идентифицируемого камня.



Опять же, в виду того что снимки для сравнения низкого качества и разрешения, то найти отличия по внешнему виду деталей обеих капителей очень трудно. Хотя по снимку, расположенному в этом коллаже справа, также угадывается около двух витков спирали вокруг глазка волюты. Не зная точных геометрических размеров сравниваемых деталей, можно, тем не менее, в качестве предположения, все-таки, представить их возможное соотношение. Это тот признак, который, как мне кажется, позволяет утверждать, что это камень не из этого портала.
Дело в том, что, если мы сравним пилястры порталов и пилястры фасадов, то вполне очевидно они разного размера и соответственно, очень вероятно, и капители, и волюты у них тоже должны быть разного размера. Волюты на фрагментах капителей с камней № 2 и № 3 примерно одинаковые по размеру, значит они не принадлежат капителям пилястр вышеперечисленных порталов. Т.о. скорее всего камни № 2 и № 3 принадлежат капителям больших фасадных пилястр или здания биржи или дома Кохена. При этом в деталях капитель камня № 3 заметно отличается от капители камня № 2, по крайней мере, получается, что она отличается от той капители дома Кохена, которую мы видим на коллаже. Т.е., если предположить, что все капители с фасада дома Кохена одинаковые по рисунку, то капитель камня № 3 не с его фасада, а, возможно, с фасада биржи.
Кстати, вырисовывается интересный факт, который где-то, вероятно, должен быть подтвержден документально. Видимо в 1930 годах власти города, пытаясь привлечь в Нарву туристов, занимались не только доведением вида казематов до состояния туристических объектов, но и уделили внимание другим примечательным объектам и элементам застройки Старого Города, в частности таким элементам городской архитектурной среды как порталы зданий. Сравнивая на тех коллажах, где это возможно, состояние фрагментов порталов в 1924 году и их же вид в 1930-х гг., мы можем увидеть, что в 1930-х годах порталы если не реставрировались, то были приведены в порядок, - очищены от многих слоев краски, которые за многие годы покрыли камни порталов, закрыв мелкие резные каменные детали.
Категория: Неопознанные объекты | Добавил: misha (20.11.2018)
| Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
1 tellis  
0
Солидное исследование! Для большинства людей это простые завитушки. Если так и другие камни описать, то не только на статью, на брошюру материала будет. Надо было сразу все камни пронумеровать на фото.

2 misha  
0
Чтобы примерно такие же описания составить по всем другим
камням из экспозиции музея, надо иметь для сравнения хотя бы
по одной фотографии, где можно было бы увидеть что-то подоб-
ное похожее на нерассмотренные в статье камни из этой экспо-
зиции. У нас, к сожалению, слишком мало визуальных материалов
достаточного качества и разнообразия по застройке Старого Горо-
да.
Уже отмечал где-то в комментариях озабоченность по поводу неко-
торых камней, пока не поддающихся идентификации. Есть, допус-
тим, у кого-то соображения по поводу камней № 5 и № 6 (если счет
камням на фото вести слева направо)? Откуда они могут быть, и где,
на снимках каких зданий, их можно найти? На данный момент, мне
думается, что эти камни могли находиться не на фасадах зданий, а
в каких-то интерьерах. Впрочем, фасады многих зданий мы и в гла-
за-то здесь не видели. К примеру, фасады многих зданий по ул. Вес-
терской (ул. Эха), не говоря уже о практически фасадах всех зданий
по ул. Гельзингерской (ул. Хельсинги). А дворовые фасады и фасады
зданий, оказавшихся во внутриквартальной застройке, вообще поле
непаханное. smile

3 misha  
0
В коллекции фрагментов деталей отделки нарвских зданий,
находящихся в музее, только части ионических капителей
здания биржи? Мне кажется, раз дом Кохена исчез одним из
последних из нарвской застройки, то непременно должны бы-
ли и от него оставить части декора фасадов.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]