Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2923

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Последние рисунки Старой Нарвы.

Сказочно прекрасная довоенная Нарва… Неповторимый архитектурный ансамбль двух крепостей. Мощеные булыжником улочки, разбегающиеся в определенном веками порядке. Величественная городская ратуша и элегантно-изящные шпили церквей, пронзающие небо. Старинные дома, многие из которых построены в конце 17 века. Эркеры, порталы, флюгеры… Свидетелями красоты и своеобразия города остались посвященные ему работы, созданные многими художниками разных стран и народов. Работы, которыми можно любоваться часами. Но снова грянула война. Страшная, кровавая. Вторая Мировая. Последним, кто запечатлел старую Нарву в рисунках, стал немецкий солдат Сенке Ниссен.

В 1943 году радист вермахта, находясь на Волховском фронте, подцепил в окопах малярию и был отправлен на излечение в один из армейских санаториев в Нарва-Йыэсуу. Спустя много лет он вспоминал: «Впервые увидев Нарву, я был поражен целостностью этого города». Находясь на лечении в санатории, он несколько раз специально приезжал в Нарву делать его зарисовки. С чисто немецкой педантичностью и скрупулезностью, рисовал уже слегка затронутые тленом военных разрушений знаменитые здания Нарвы: дом Петра I, дом бургомистра Шварца, порталы домов Фона и Поортена. Готовые рисунки, выполненные простым карандашом и тушью, отправлял на родину, в Германию. После поправки здоровья, вновь оказался в зоне боевых действий. Попал в плен. Домой смог вернуться только через много лет, и был несказанно рад, что все рисунки нарвской тематики не только благополучно дошли, но и сохранились. По возращении домой, бывший солдат вермахта сел за парту, получил образование и стал профессиональным художником. Нарвские рисунки бережно хранил в мастерской и через десятилетия с момента создания, выпустил небольшим тиражом серию офортов, состоящую из 18 листов. 15 из них это виды Нарвы и её окрестности, а 3 листа – виды Таллинна. А дальше – неисповедимы пути земные! В 1997 году молодой исследователь Антон Вейс-Вендт издал на трех языках альбом «Черно-белая Нарва». Случайно этот альбом попал в руки проживающего в Германии Сигизмунда Левина, который и написал семье Вейс-Вендтов, что является владельцем офортов Сенке Ниссена из серии «Эстланд», и то, что эти листы ему были подарены в 1983 году друзьями. Сигизмунд Левин предложил офорты в дар семье Вейс-Вендтов, а они в свою очередь приняли решение подарить их музею при Нарвской Эстонской гимназии (руководитель Юри Тынниссон). В ноябре 2000 года листы прибыли в Нарву. В последующие годы Юри Тыниссон вел длительную переписку с Сигизмундом Левиным. По его просьбе Левин отыскал гамбургского художника и встретился с ним. Старому солдату вермахта на тот момент было 86 лет и проживал он в доме попечения для ветеранов. Однако он смог поделиться своими воспоминаниями о том, как рисовал в 1943 году старую Нарву.

Из книги "Художники и Нарва". 2014 Марина Чудинова

Категория: Это было давно | Добавил: tellis (07.12.2014)
| Комментарии: 7
Всего комментариев: 7
1 tellis  
0
Еще один рисунок, не вошедщий в статью,  есть в нашем альбоме.

2 misha  
0
Трудно определить по сканам изображений из нашего аль-
бома что это - карандашные рисунки-оригиналы или листы,
оттиски с гравированной формы, которые могли быть отпе-
чатаны в любом количестве. Может быть это были эстампы?
Из текста понятно, что в Нарве находятся оттиски. Не эстам-
пы?
Что же продавалось на интернет-аукционе: оригинальные
ли авторские графические работы, и в какой тогда технике
выполненные, или просто оттиски, а, возможно эстампы?
А где, интересно, находятся гравированные формы? Пишет
ли что-то об этом в своей книге Марина Чудинова?

3 misha  
0
С нашим изображением всего 9 нарвских рисунков.
Где же ещё 6?

4 tellis  
0
Как я понял эту историю.
В начале 1980-х С.Ниссен выпускает серию гравюр со своих рисунков в технике офорта. Не знаю можно ли назвать их эстампами. Вряд ли 70 летний Ниссен сам изготавливал штампы. Количество оттисков ограничено, т.к. матрица быстро приходит в негодность и смысла хранить ее нет. В 1982, в Гамбурге открывается выставка гравюр Ниссена, где они и продаются. Один комплект серии "Эстланд" попадает в Нарву путем описанным в книге.
Полный список гравюр из  альбома "Эстланд"
Аннотация к выставке гравюр Ниссена в 1982 на немецком

5 misha  
0
Не со всеми аргументами можно согласиться на 100%. Участие
автора в эстампах может ограничиваться только личной роспи-
сью на отпечатке. Тираж, конечно же, ограничен из-за сниже-
ния качества каждого последующего отпечатка, но, т.к. офорт
- это или гравировка, или процарапывание рисунка на металли-
ческих пластинах с последующим травлением, то нужно сделать
относительно большое количество отпечатков до нескольких
сотен, чтобы увидеть ухудшение качества изображения. На
практике с целью сохранения ценности гравюры тираж ограни-
чен только волей автора, если он после определённого количес-
тва отпечатков уничтожает форму или портит её. Но так поступа-
ют не все авторы и не всегда, пример тому хранящиеся до сих
пор некоторые медные пластины с гравюрами Рембрандта.
Поэтому вопрос с печатными формами гравюр Ниссена остает-
ся, по крайней мере, у нас открытым. И где же все-таки нахо-
дятся оригиналы рисунков?

6 misha  
0
Так в Нарве есть все 12 гравюр с изображениями
города?

7 tellis  
0
Должны быть все 18 из списка.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]