Эдуард Францевич Направник (1839 -1916), выдающийся русский дирижер и композитор, впервые побывал в Нарва-Йыэсуу в 1872 году во время путешествия с артистами Императорского Мариинского театра* Мельниковым и Воронцовым по Финляндии, Карелии и Прибалтике. Он был очарован природой Нарвского взморья, и когда ему позволили средства, приобрел в Нарва-Йыэсуу собственную дачу, уплатив за нее 7500 рублей серебром. Покупка была совершена в апреле 1882 года и с этого времени курортный поселок в устье реки Нарвы становится постоянным местом летнего отдыха композитора и его семьи.
Как обычно, когда въезжаешь в новый дом, жизнь в нем начинается с ремонта и различных переделок. Хотя деревянная дача нарвского купца Болтона, купленная Направником, была совершенно новой и не требовала большого ремонта, композитор пригласил мастеров и перестроил ее в собственном вкусе, а участок леса, примыкавший к дому, с течением времени превратил в роскошный парк. И все эти работы зафиксировал в своем дневнике:
«4/16 мая 1882 года. Благополучное прибытие на собственную дачу. Неизбежный хаос и разбор сундуков, ящиков и проч. Плотники строют службы, как то: кухню, сарай и прачешную. Все очень занимательно.
14/20 мая. Окончена постройка служб... Угощал 10 плотников пирогом и водкой...»
Композитор сам участвовал в преображении дачи Болтона: с удовольствием работал топором, клеил обои, разбивал клумбы, сажал цветы, выкорчевывал кустарник, прокладывал дорожки, участвовал в строительстве беседки и установке бюстов Геркулеса и Люцифера. Позднее парк украсили мраморная статуя Венеры Милосской и скульптурные портреты его любимых композиторов, артистов, поэтов.
В пожилом возрасте в связи с болезнью Направник иногда выезжал на лечение в Швейцарию, Германию, на кавказские Минеральные воды. Но после таких довольно утомительных поездок, которые обычно длились не более месяца, он с удовольствием возвращался в любимую Нарва-Йыэсуу, где оставался до начала театрального сезона. Отдых в тишине нарвских лесов, нарушаемый только шумом моря, являлся прекрасной разрядкой после напряженной работы в Петербурге в зимнее время, когда ему приходилось давать до ста представлений, выступая в качестве дирижера, постановщика и органиста.
...Э. Направник родился в Чехии, которая в то время входила в состав Австрии. Его отец, сельский школьный учитель, как это практиковалось в немецких местечках, был одновременно и регентом церковного хора. Поэтому двое сыновей школьного учителя — Карл и Эдуард — росли в мире музыки и с раннего детства полюбили ее. К тому же у них рано проявились музыкальные способности и они оба стали учиться в органной школе. Однако старшему сыну, Карлу, не пришлось развить свой талант — он умер в ранней молодости. Перед Эдуардом после окончания Пражской школы органистов открывались два пути: вакансия второго капельмейстера во Франкфурте и место руководителя домашнего оркестра князя Н. Юсупова в Петербурге. Молодой музыкант, уже тогда проявлявший большой интерес к русской музыкальной культуре, отдал предпочтение предложению Юсупова и летом 186l года приехал в Петербург.
В течение двух лет Э. Направник работал в оркестре Юсупова, состоявшем из 40 музыкантов, только что освободившихся от крепостной зависимости. Среди них было немало талантливых исполнителей, но не находилось ни одного профессионала — все они являлись самоучками. Поэтому молодому капельмейстеру, кроме подготовок к музыкальным вечерам, приходилось тратить много времени на обучение оркестрантов. Уже в то время проявились незаурядные педагогические способности Э. Направника.
Работая у Юсупова, Э. Направник часто посещал Мариинский театр, где знакомился с русскими оперными произведениями, осваивал русскую музыкальную культуру. Однажды, придя в театр, чтобы послушать оперу полюбившегося ему композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила», он случайно стал участником спектакля, с которым раньше совершенно не был знаком. А про изошло вот что. За 15 —20 минут до начала представлений выяснилось, что не явился пианист, который должен был в интродукции аккомпанировать Песне Баяна. Дирижер оркестра К.Н. Лядов был в отчаянии: театр полон, а представление придется отменять. Это вызовет огромный скандал. Тогда один из музыкантов подал Лядову мысль заменить неявившегося пианиста Э. Направником. Дирижер стал возражать, ссылаясь на то, что Э. Направник не знает этой оперы, не разу не репетировал ее. Но его заверили, что он является прекрасным музыкантом и сыграет свою партию с листа. Так и сделали, ибо ни на что другое не оставалось времени. Э. Направник согласился выручить оркестр и блестяще сыграл порученную ему партию.
Таким образом, К. Лядов познакомился с Э. Направником и, когда в 1863 году князь Юсупов по неведомой прихоти распустил свой домашний оркестр, то помог ему устроиться в Мариинский театр в качестве органиста и пианиста, а затем сделал его своим помощником. В 1869 году после ухода К. Лядова в отставку Э. Направника назначают на его место капельмейстером Императорской Русской оперы. В течение почти полувека он руководил оркестром этого ведущего оперного театра России. За это время им было поставлено на его сцене более 80 опер, балетов и других музыкальных произведений, причем половина из них принадлежала русским композиторам. Он руководил первыми постановками ряда опер Даргомыжского, Серова, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Кюи. В постановке Э. Направника оперы всегда имели огромный успех, что говорит о его глубоком понимании музыки разных по духу композиторов и высоком исполнительском таланте. Одной только оперой М. Глинки «Иван Сусанин» он дирижировал более 500 раз.
Одновременно с работой в Мариинском оперном театре Направник долгое время дирижировал симфоническими концертами Русского музыкального общества (РМО). Под его руководством состоялось более ста концертов этой просветительской организации, в задачу которой входило «сделать хорошую музыку доступной большим массам слушателей».
Одним словом, в Петербурге Направник был очень занят текущей дирижерской, постановочной, педагогической и организационной работой и для творчества времени почти не оставалось. Он постоянно стремился к сочинительству своей музыки, но это ему не всегда удавалось, хотя был не только блестящим исполнителем и интерпретатором чужих произведений, а и талантливым композитором. Еще в начале его творческого пути П.И. Чайковский отмечал:
«Направник как превосходный оперный и симфонический капельмейстер уже давно пользуется обширной известностью. Как композитор он выступил... 6 лет тому назад с оперой «Нижегородцы», имевшей значительный успех в Петербурге. Затем в течение нескольких лет г. Направник молчал, как вдруг, в прошлом (1873 — Е.К.) году, увидели свет разом два крупных его произведения: симфония и квартет.
Композиторское дарование г. Направника вне всякого сомнения. Квартет его блещет... необычайным мастерством техники как в отношении формы, так и в смысле исключительно роскошной и богатой инструментовки... В целом первое камерное произведение г. Направника составляет хорошее приобретение для квартетного репертуара и свидетельствует о весьма симпатичном таланте его автора».
Вскоре Э. Направник обзавелся семьей и к 1882 году, т. е. ко времени приобретения собственной дачи в Нарва-Йыэсуу, уже состояла из жены и пятерых детей. Семья требовала к себе внимания, и Э. Направник отдавал ей часть своего времени. Поэтому самым удобным местом для творчества являлась дача в Нарва-Йыэсуу, где он сочинил большинство своих произведений, написанных после 1882 года. Все свои работы композитор педантично записывал в памятные книжки, которые вел до самой смерти. В них мы читаем:
1884 год. 10 мая уехал на Устье-Наровы с сыновьями Владимиром и Константином... 15 мая начал писать новую оперу «Гарольд»...
1885 год. Переехал на дачу в Устье-Наровы. Летом занимался окончанием оперы «Гарольд» и корректурой печатного клавираусцуга. Увертюру написал в августе в Петербурге...
1891 год. Соч. 54-е — музыка н драматической поэме «Дон Жуан» (А.К. Толстого — Е.К.) в трех действиях, с прологом и эпилогом, написана и оркестрована с 19 мая по 31 августа 1891 года... в Устье-Наровы...
1893 год. Соч. 58-е — «Дубровский»... 1,2 и 3 картины написал в Устье-Наровы с 15 июня по 16 августа 1893 г...
Фотография июнь 1901 г. Группа. Направник Э.Ф. с семьей. Музей-заповедник П.И. Чайковского.
Слева направо на скамье сидят: Владимир Эдуардович, Ольга Эдуардовна (супруга Э.Ф.), Ольга Эдуардовна (мл.), Эдуард Францевич. Стоят: Варвара Эдуардовна и Константин Эдуардович.
На даче в Нарва-Йыэсуу написаны также опера «Франческа да Римини» по трагедии английского драматурга С. Филиппса, использовавшего дантовскую «Божественную комедию», три симфонии из четырех, несколько инструментальных пьес, сонат и хоровых сочинений, множество романсов, песен, танцев и других музыкальных произведений.
Фотокопия с оригинала 1910 г. Направник Э.Ф. с детьми и внуками. Музей-заповедник П.И. Чайковского. Стоят слева направо: Варвара Эдуардовна - дочь, Е.Е. Яковлева, Надежда - внучка, Владимир Эдуардович - сын. Сидят слева направо: Э.Ф. Направник, М.Г. Направник - жена Владимира с дочерью Ириной на коленях. (Усть-Нарова).
В летнее время в Нарва-Йыэсуу приезжали на гастроли русские и зарубежные артисты. На сцене летнего театра и в кургаузе выступали Бенш, Глен, Кунце, Моль, Черкасская, братья Штенберг (тенор и баритон), Палечек, Смирнов, Рудкевич, Угринович, Тиманова, Ауэр, Вержбилович, Мельников и др. Приезжим артистам обычно аккомпанировали сыновья Направника — Александр или Владимир. По вечерам артисты собирались на даче Направника, где устраивались импровизированные домашние концерты, в которых должны были участвовать все присутствующие.
В этих домашних концертах принимала активное участие жена композитора — Ольга Эдуардовна Шредер, певица Мариинского театра. Окончив в 1862 году Петербургское театральное училище, она дебютировала в Русской опере в партии Вани («Иван Сусанин» М.И. Глинки) и была зачислена солисткой Мариинского театра. Выйдя замуж за Направника, она не посвятила себя целиком семье, а продолжала работать в театре и ушла со сцены лишь получив право на пенсию. За 20 лет сценической деятельности она спела 31 партию в 28 операх. Наибольшим успехов пользовались в ее исполнении партии Наины и Ратмира в «Руслане и Людмиле», Вани в «Иване Сусанине», Марты в «Фаусте», Княгини в «Русалке», Людмилы в «Проданной невесте», Ксении в «Нижегородцах», Перфильевны в «Псковитянке», Буслаевны в «Аскольдовой могиле»...
На формирование Э. Направника как композитора оказали особенно большое влияние великие русские музыканты М.И. Глинка и П.И. Чайковский. Первого лично он не знал, но сделал многое для увековечения его памяти. Знаменитый памятник Глинке в Ленинграде был сооружен по инициативе Направника.
С П.И. Чайковским у Э. Направника установились самые теплые и дружеские отношения. Во время своих наездов в Петербург Чайковский непременно посещал семью Э. Направника, где всегда был желанным гостем. Особенно любил Чайковский среднего сына дирижера — Владимира, которого в шутку называл восходящей звездой на русском музыкальном горизонте.
Познакомившись с русской музыкой, Э. Направник всей душой полюбил ее и всю свою жизнь посвятил ее пропаганде и творческому развитию.
Е. Кривошеев, кандидат исторических наук.
Нарвский рабочий № 99 от 24.08.1989
150 ЛЕТ со дня рождения Э.Направника |