Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2765

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Ростислав Лозинский (настоятель Троицкого храма 1934-1940гг)

Ростислав Лозинский. Портрет работы художника В. Стриженко.

29 января этого года исполнилось 110 лет со дня рождения Ростислава Романовича Лозинского – протоиерея, доктора богословия, Почетного гражданина Тулы. Родился он во Пскове. Окончил Юрьевскую русскую гимназию в Тарту, богословский факультет Тартуского университета,  в августе 1934 года рукоположён во диакона, затем во иерея и назначен настоятелем Троицкой (Штиглицкой) церкви города Нарвы, за месяц до этого Лозинский вступил в брак с Софьей Емельяновной Фрорин и получил степень кандидата теологии.

Семья Лозинских поселилась в квартире двухэтажного дома в парке, но вскоре переехала в отдельный коттедж. Обстановка в квартире, по воспоминаниям Ксении Григорьевой, учившейся у отца Ростислава, была скромной и неброской, но запомнился кабинет, который можно охарактеризовать одним словом: книги. Они были везде: на большом письменном столе, на подоконнике, на стульях. Познания отца Ростислава были очень разнообразными. Помимо богословия он прекрасно знал литературу, историю, искусство и иностранные языки. У отца Ростислава и его супруги было двое детей (сыновья: старший Борис и младший Сергей). Борис окончил Медицинский институт в городе Иваново, куда переехала семья из Эстонии, впоследствии он стал известным врачом. Младший Сергей после окончания школы поступил в духовную семинарию, потом – в академию, принял монашеский постриг. В 30 лет иеромонах Марк Лозинский стал профессором Московской Духовной Академии. Жена отца Ростислава Софья Емельяновна  окончила филологический факультет Тартуского Университета.

В 1935—1940 годах отец Ростислав учительствовал в нарвских гимназиях.
Когда отец Ростислав появился в Нарве, он был самым молодым священником. От всей его высокой стройной фигуры веяло исключительным благородством. При этом отец Ростислав держался очень скромно и естественно, не любил фотографироваться. Во время богослужения он полностью уходил в молитву, и если позволяли обстоятельства, то закрывал лицо руками. Ну а когда в гимназии дежурным педагогом был отец Ростислав, то ученицы младших классов водили вокруг него хороводы, а он невозмутимо возвышался над ними. Одна из его учениц – Ксения Григорьева очень хорошо запомнила слова о необходимости воздержания. «Он учил нас, что из-за стола нужно вставать, когда ещё хочется есть, нужно утолить голод, но не пресыщаться. Во время поста необходимо не формально избегать скоромной пищи, а отказывать себе в том, чего больше всего хочется». После прихода советской власти  преподавание Закона Божьего в гимназиях отменили.

Сороковые годы в жизни его семьи оказались особенно трудными. Они пережили ввод советских войск на территорию Эстонии, последовавшую за этим борьбу с церковью, немецкую оккупацию. Лишившись прихода, Ростислав Романович работал грузчиком на Нарвской суконной фабрике в самом вредном для его больных легких красильном цехе. Матушке Софье преподавать запретили как жене священнослужителя, поэтому жить семье с двумя маленькими детьми было трудно. Но даже в таких условиях Лозинский вытребовал у местной администрации фанеру и маскировочные сетки, чтобы защитить свой храм от разграбления и налетов немецкой авиации.

Потом в семье Лозинских появилась молодая девушка из Ленинграда Евгения Фигурина. Вместе с матерью и братом они искали в полях остатки картофеля и попали под обстрел. Мама и брат потерялись, Жене оторвало стопу ноги. Каким-то образом поблизости оказался отец Ростислав. Он отвез девушку в немецкий госпиталь, добился, чтобы ей сделали операцию, потом взял в свою семью, воспитывал как собственную дочь. Уже после войны отыскались родные, и Женя вернулась в Ленинград.

В 1942 г. семья переехала в Таллинн, где отец Ростислав стал настоятелем кладбищенского храма Александра Невского. Всего за год, благодаря его мудрости, таланту и умению общаться с людьми, у храма образовался свой приход.
В войну Ростислав Лозинский и Михаил Ридигер – отец будущего патриарха Алексия II – добились от немецкой комендатуры разрешения на посещение концентрационных лагерей на территории Эстонии. Там в основном содержались люди из Орловской и Брянской областей. Отец Ростислав ездил в лагеря для богослужений, раздачи Евангелий, тайно передавал продукты и письма. В одном из бараков устроили временную церковь, даже крестили.

В марте 1944 года церковь, в которой служил отец Ростислав, была разрушена после авианалета, превращен в руины и дом, в котором жили Лозинские. Говорят, что перед окончанием войны руководство эстонской церкви предложило ему бежать за границу, но отец Ростислав отказался. С октября 1944 по июль.1957 года отец Ростислав был настоятелем Успенского собора в Тарту и благочинным Тартуского округа.

Автор романа «Поп» и сценария одноименного фильма Александр Сегень рассказывал, что в основу фильма легла типичная судьба священника, проживавшего в те годы на Псковщине, воссозданная в том числе и по воспоминаниям патриарха Алексия II, благословившего создание этой ленты. Фильм получился немного и о Лозинском, в нем есть много схожих историй из биографии отца Ростислава.

После Тарту Ростислав Лозинский служил в Иванове, потом в Костроме, окончил экстерном Московскую духовную академию, получил степень кандидата богословия.В августе 1968 года Лозинский стал настоятелем храма Иоанна Предтечи города Венева Тульской епархии, а с 1 февраля 1969-го – настоятелем Тульского храма Двенадцати святых Апостолов.

В начале семидесятых в жизни отца Ростислава случилась страшная трагедия. Ушли из жизни жена и младший сын, игумен Марк.Отчаяние было такое, что он тоже начал готовиться к смерти. Вышел за штат, то есть на пенсию, по состоянию здоровья. И все-таки сумел преодолеть страшный жизненный кризис. Отец Ростислав стал священником за штатом Всехсвятского кафедрального собора Тулы и посвятил себя вновь обретенному смыслу жизни – сохранению и изучению исторического и культурного наследия Тульского края. В 1989 году Ростислав Романович получил степень доктора богословия за свою работу «Пастырь на приходе» о практике пастырского служения.
Последние годы своей земной жизни он был особенно озабочен духовным возрождением Богородичного Щегловского монастыря и жил мечтой о создании в Туле "Палаты древностей", изучал историю тульских храмов. Его книга «Страницы минувшего» и сейчас лучший источник по истории тульских церквей. Наработки, сделанные тогда Лозинским, стали базой для дальнейшего научного изучения тульских кладбищ.

Особенно значим вклад отца Ростислава в сохранение Всехсвятского кладбища, благодаря стараниям Ростислава Романовича возникло целое общественное движение по сохранению старинного некрополя. К тулякам подключились московские ученые, искусствоведы. Совместными усилиями Всехсвятское кладбище удалось отстоять, а потом он организовывал субботники по его расчистке. В 1990 году в журнале «Архитектура и строительство России» вышла большая статья Лозинского с детальной информацией по истории кладбища, а потом и буклет «Тульский некрополь. Всехсвятское кладбище».

«Отец Ростислав – это личность исторического масштаба, – рассказывал протоиерей Лев Махно. – ...Отец Ростислав, когда менял епархию и приезжал в другой город, везде занимался краеведением. Он должен был понимать, в каком городе живет, что в нем особенного. Это был творческий человек. Я его называл человек письменного стола. Он всегда был за письменным столом, и книги вокруг. Такого священника иметь в епархии – это событие. Он владел немецким и эстонским в совершенстве. Если что-то исследовал, делал это так, что после него уже не надо дорабатывать».
В последние полгода жизни отец Ростислав стоически принимал свою болезнь.Заранее заказал большой дубовый гроб, могильный каменный крест, облачение, чтобы не обременять других этими хлопотами. Умер в 1994 году, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Похоронен за алтарем храма Двенадцати святых Апостолов. После его смерти Дивизионную улицу, на которой жил отец Ростислав, переименовали в улицу Ростислава Лозинского.

Священники Нарвской епархии Эстонской апостольской православной церкви.Таллинн
Ростислав Лозинский сидит первый справа в первом ряду. фото russianestonia.eu

PS    Мне да и всем нашим краеведам было бы интересно ознакомиться с машинописной рукописью отца Ростислава "Памятник архитектуры, живописи и скульптуры Свято-Троицкая (Штиглицкая) церковь в Ивангороде Ленинградской области", находящейся в музее-заповедник "Куликово поле". Ссылка на госкаталог Музейного фонда РФ скорее всего не сработает.
На титульном листе вверху - сведения об авторе: "Магистр Ростислав Романович Лозинский", ниже, примерно по центру - заглавие: "Памятник  архитектуры, живописи и скульптуры  Свято-Троицкая (Штиглицкая) церковь  в Ивангороде Ленинградской области". Внизу - выходные данные: "Тула  1979 г." (последняя "9"-ка исправлена от руки синей пастой). Лл. 9-17 - иллюстрации к рукописи. На л. 9 вверху справа - слово: "Приложение", ниже, примерно по центру - текст: "Фотоснимки  Нарвской Свято-Троицкой (Штиглицкой) церкви (Фотографии сделаны до 1942 г.)". На обороте этого листа и лицевой стороне остальных листов наклеены черно-белые фотографии (современная пересъемка). Под 1-7 фотографиями - машинописные подписи изображенного на снимках, под двумя последними фотографиями рукой Лозинского - дата снимков: "Август 1980 г.". В рукописи рассказывается об истории создания церкви, о захороненных в ней представителях рода Штиглиц (храм являлся усыпальницей этой фамилии) и др., а также о послевоенной судьбе церкви. На фотографиях даны внешние и внутренние виды церкви до 1942 г. и 1980 г.
 Значит, отец Ростислав мог приезжать в свой первый приход -Троицкий храм в 1979-1980 годах или кто-то фотографировал по его просьбе?

Категория: Люди | Добавил: Руся (25.03.2022)
| Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 Руся  
0

2 tellis  
0


Прихожане церкви Святой Троицы в Нарве. 1931-1940 гг.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]