Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2895

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Люди

Василий Никифоров - Волгин
Прозаик, журналист, драматург Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился 24 декабря 1900 / 6 января 1901 г. в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в Нарву. Закончил церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве. Был псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе (до 1932 г.).
         С 1923 г. сотрудничал в нарвских газетах. В 1926 - 1927 гг. вместе с С. Рацевичем редактировал "Новый нарвский листок", пользовался псевдонимом "Волгин". Изредка публиковался в финляндских, таллиннских, рижских газетах и журналах. Первая премия за рассказ "Земной поклон" на конкурсе молодых авторов, проведенном таллиннским Литературным кружком (1927). С 1927 г. активно участвовал в деятельности нарвского общества "Святогор", руководил его литературным кружком. Вместе с Л. Аксом редактировал журнал "Полевые цветы" (1930). Премия за рассказ "Архиерей" на литературном конкурсе журнала "Иллюстрированная Россия" (1935). С 1935 г. регулярно печатался в газете "Сегодня". С середины 1930-х годов в Таллинне, домашний учитель и воспитатель внука генерала Ю. Штуббендорфа. Сборники рассказов "Земля именинница" (1937), "Дорожный посох" (1938).
         В мае 1941 г. арестован органами НКВД, в августе 1941 г. в Кирове приговорен к расстрелу за книги антисоветского содержания, расстрелян 14 декабря 1941 г.

Глухое затишье.

Тихий город, древняя Нарва заблудилась в снежных сугробах и замерла. Замерли седые стены Ивангорода, ливонский замок, белые старинные церкви, грязные средневековые улички. По дедовски Нарва укладывается спать очень рано. После десяти часов во многих окнах гасится свет. Яpкo до полночи горят огни в ресторанах. Последних, также кaк парикмaхерских и гробовых мастерских, очень много. Кажется, что нарвитяне живут только для того, чтобы выпить, побриться и заказать гробик. Когда вы приезжаете в Нарву, то вам кажется, что вся она окутана серой паутиной и древней провинциальной тишиной. Тишина такая, что слышишь, как падает снег и осыпаются седые крепостные стены.  Особенно чувствуется дыхание русской провинции на форштадтах.
         У края дорог часовни. В них неугасимый лампадный свет. Кривобокие, приземистые домики. Шаткие, гнилые заборы. Шуршащий шаг обывателя. Великопостный "черноризный" звон. Рядом с церковью трактир. Во время длинных служб некоторые из богомольцев сходят через дорогу в трактир. "Хлопнут стопку" и опять в церковь. Делается это без кощунства, а по ребячливой простоте. Кстати, еще о простоте нарвских обывателей. Во время поминовения усопших на кладбище, был такой случай. Священники служат панихиды. Около могилы сидят пьяные. На мoгиле бутылка и кутья.
         - Батюшка! - обращаются пьяные к священнику, - нельзя ли панифидку?
         - Можно, но только уберите водку с мoгилы! Что вы покойника-то обижаете.
         Пьяные добродушно ухмыляются:
         - Это не вредит, батюшка. Он не обидится, потому сам от водки помер. Деликатный человек!
         Несмотря ни на какие грозы и мoлнии, войну и революцию, на отдаленные шумы большой содержательной жизни, тихая древняя Нарва сохранила облик прежней рyccкoй провинции и по-прежнему витают тени Гоголевской и Чеховской России.
         В нетленной цeлине разгуливает по Нарве прежний обыватeль.
         Обывательшина как ржавчина проела душу не только простолюдина, но и местной интеллигенции.
         Судить об удельном весе некоторой части местной интеллигенции мoгут следующие красноречивые факты.
         Умер Айхенвальд. Один из обывателей мeстных общественных деятелей, с аппетитом поедая в клубе солянку, о смерти этого исключительного человека, обмолвился так:
         - Одним жидом меньше.
         Другой сделал новое литературное открытие, по которому выходило, что большинство произведений Л. Н. Толстого написано под диктовку еврея.
         Третий уверяет, что "Тысяча и одна ночь" написана Гоголем, а в жилах Вл. Соловьева текла еврейская кровь.
         Всякое проявление живой мысли, всякая попытка открыть форточку и освежить душную обстановку нашей провинции, встречает отпор и глухое недовольство.
         Недавно, в молодой, полной творческих сил и красивого горения, pyсcкoй организации наpвcкoй молодежи, общества "Святогор", был paзбоp советскoй литературы. 3а этот разбор старики назвали молодежь: комсомольцами.
         Одуряющий сон висит над нашим красивым, полным средневековой романтики, городом.
         Не редки бывали случаи, когда на утомительных общих собраниях жуют бутepбpoды, рассказывают анекдоты, посапывают носом и как-то, одна из дам даже вязала чулок.
         Нaзнaченo общее собрание. Кто-то должен был выступить с докладом. Докладчика нет.
         - Где докладчик? - спрашивают.
         - Сейчас придет. Партию на бильярде доигрывает.
         Публика снисходительно улыбается и терпеливо ожидает окончания партии.
         Осенним вечером сидeл на бульваре видный представитель нарвской общественности и вполголоса считал огни на той стороне реки Наровы.
         - Что вы считаете? - спрашивают.
         - Огни считаю. До тридцати огоньков сосчитаю, а тогда ужинать пойду.
         Этот же самый общественный деятель как-то заявил на общем собрании:
         - Пора, голубчики, кончaть co6paние-то, а то щи у меня простынут!
         Сейчас мнoгo шума по вопросу о праздновании Пасхи. Православное население Нарвы разделилось на два враждебных лагеря. Ярые сторонники старого стиля, не приемлют новую Пасху только потому, что, во-первых, она со снeгoм будет, и во-вторых, в пасхальную ночь луна светить будет.
         - По священному писанию-де луны на Пасху не полагается!
         Чтобы успокоить ту и другую сторону, решено в Нарве в одной и той же церкви праздновать Пасху по двум стилям.
         На почве двоестилия был такой курьез. В церковь приходит именинник. Служба идет по новому стилю. Перед отпустом священник поминает имена святых празднуемых церковью в этот день по новому стилю. Вдруг священника прерывает обиженный голос именинника:
         - Батюшка! Помяни моего ангела. Кузьмой его звать. Я по старому стилю праздную!
         Уголовная хpоника Нарвы поразительная. На одной из глухих улиц города неизвестными были похищены целые ворота. Местная газета острила по этому поводу: скоро-де дома воровать будут.
         Минувшим летом по частям была разобрана дача в Усть-Нарве.
         В той же Усть-Нарве какими-то любителями желтые почтовые ящики были перекрашены в черный цвет.
         Воруют электрические звонки, выворачивают тумбы и уносят с могилы кресты и венки.
         Дикие штуки "выкомаривают" нарвские обыватели.
         У одного рабочего умирает жена. Положили ее в белый гроб, пьяный муж перекрашивает гроб в черный цвет.
         - Недостойна она лежать в белом гpобе, - поясняет рабочий, - так как при жизни была мне неверна.
         Два года тому назад хулиганы посадили человека на кол.
         В мороз и вьюгу стоит на улице человек в нижнем белье и босиком.
         - Что вы делаете?
         - От зубной боли лечусь. Ежели на снегу постоять, то кровь к зубьям приливает и они отходят.
         Один из нарвских купцов построил на кладбище каменный склеп. Склеп по плану стpоителя был разделен на несколько отделений. В одном отделении, - пояснил купец, - должны лечь дети хорошого поведения, в дpyгoм средственного, а в тpeтьeм сомнительного, как то: тати, блудники и пьяницы.
         Проходя по нарвскому кладбищу, можно встретить следующие надгробные письмена:
         "Помяни мя Господи егда приедиши во Царствие Твое".
         "Славному герою, погибшему от рабочих друзей фaбрики".
         "3десь спит Костя из Скарятины".
         "Упокой Господи душу усопшую рабу твою Анну. Родилась в 1856 году, сконч. 1925. Итого 69 лет. Уроженная Гдовская. В замужестве Ямбургская. Совместной супружеской жизни 46 лет. Скончалась эстонской подданной. Анна Мазохина! вечная память".
         Давным давно в Нарве происходил следующий характерный случай.
         Повадился один молодой человек ходить к чужой жене. Об этом проведал муж. Нежданно-негаданно стучит в дверь. Неверная жена прячет любовника в громадный дедовский сундук. Муж догадывается н запирает сундук на ключ, зовет соседей. При помощи их кладут сундук на телегу и сбрасывают его в реку Нарову. Сундук поплавал-поплавал и пристал к пристани. Вытащили и открыли. На счастье молодой человек остался жив. После этого случая вся Нарва звала его "Новым Моисеем".

* * *

         В избу хуторянина стучат ночью какие-то люди. Что нaдo? Купите свинью. Хуторянин покупает, но на утро выясняется, что свинья была украдена у него же и продана eму же.
         Oдному крестьянину грозила тюрьма за воровство. Родные хлопотать за него. Не помогает. Кто-то посоветовал обpaтиться к колдуну, который вызволит из беды. Во время суда над крестьянином присутствовал и колдун, который сидел в тeмнoм углу зала и шептал какие-то заклинания. Несмотря на заговоры крестьянин был осужден. По окончании суда мужички надавалн колдуну тумаков:
         - Шептал-шептал, гад маринованный, и нe беса не нашептал!

* * *

         О курьезах газетной и театральной жизни в Нарве можно написать несколько фельетонов, но пока ограничимся несколькими фактами:
         Один из рецензентов пишет отчет о спектакле, на котором не был. Расхваливается пьеса, артисты, но спектакль не состоялся.
         Приходит к редактору мужичек из Принаровья:
         - Нельзя ли, - говорит он, - жену мою в газетине прохвалить. Она меня бьет тяжеловесным орудием и гонит из квартиры.
         Одно время, в одной и той же типографии печaтались две газеты. Одна правая. Другая левая. Весь беспартийный мaтериал, как-то: хроника, известия, об'явления печатались в двух газетах одновpeмeнно и отличались одна от другой только передовицами.
         Одним, ныне прогоревшим издателем оригинальным способом составлялась газета. Передовица, политические новости, фельетоны, за исключением об'явлений и подписи издателя, перепечатывались целиком из других газет.
         Этим же издателем гонорар сотрудникам выплaчивался пивными бутылками.
         - Отнеси, - говорит, - вoceмь пустых бутылок в склад. Что получишь, то на это пообедаешь.
         Бывали случаи, когда редактор на дверях редакции наклеивал записку:
         "Редактора можно видить через час. Kому надо раньше, благоволите явиться в ресторан Захарова".
         Один из нарвских актеров справлял свой бенефис. По ходу пьесы полагался тапер, который в нужный момент должен был играть на бутафорском пианино. На несчастье, тапер был пьян. Замешкался и за стеной заиграла музыка. Драма была сорвана. В довершение всего, на имя бенефицианта не было ни одной поздравительной телеграммы. Не долго думая, за сценой cocтaвляются телеграммы от всех наиболее крупных артистов которые и читались.
         По этому, далеко не полному, перечню нарских курьезов можно судить о шагах Нарвы. Тихо катятся ея воды. Если закрыть глаза, то будет казаться, что живешь ты в прежней России, где проезжающая тройка, новые брюки у соседа, переделанная шляпка соседки - целое событие.
         Так тихо, что слышишь, как падает снег.

В. Никифоров-Волгин.
Нарва.
Балтийский Альманах. 1929. № 3 (12), март. С. 71 - 74.
Категория: Люди | Добавил: tellis (30.01.2013)
| Комментарии: 9
Всего комментариев: 9
1 tellis  
0

2 tellis  
0


Василий Никифоров-Волгин (слева)
Мальчик справа - Алексей Ридигер, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

3 Антипожар  
0
Да , судьба Его трагична . Три раза прочитал данный текст !!
Получил удовольствие . Советую .
Ресторан Захарова - рулит .

4 tellis  
0
6 января (ст. стиль 24. 12. 1900) 120 лет со дня рождения писателя, журналиста и драматурга Василия Акимовича Никифорова–Волгина. Настоящая фамилия – Никифоров; псевдонимы: В.Волгин, В., В.В., В.В-н. Он родился в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в семье сапожника из крестьян на Волге. Вскоре после рождения Василия семья Никифоровых переехала в Нарву. Семья жила очень скромно, поэтому Василий смог закончить лишь церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве. Служил псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе (до весны 1932), но всё свободное время он отдавал литературе. В 1921 году состоялся его литературный дебют: русская газета "Последние известия" (Таллинн), напечатала его статью "Исполните свой долг!", призывавшую русских позаботиться о могилах воинов Северо-Западной армии. С 1923 года началась его журналистская деятельность в нарвских русских газетах («Нарвский листок», «Старый нарвский листок», «Былой нарвский листок» и др.). Он был одним из редакторов «Нового нарвского листка» (1926–27). Публиковал множество рассказов, очерков, зарисовок, фельетонов, два романа, театральные рецензии, статьи на литературные темы, передовицы и т.д. Василий Акимович печатался также в литературно-юмористическом и сатирическом журнале «Кнут» (1924–25), рекдактором которого был Николай Адиянович Баранов, а также в таллиннских и рижских изданиях. Редактировал журнал «Полевые цветы» (1930). В 1927 стал одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества "Святогор", при котором в 1929 году был открыт религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации Русского студенческого христианского движения РСХД. Никифоров-Волгин был участником съездов РСХД, проходивших в Псково-Печорском и Пюхтицком монастырях. В 1930-1932 возглавил литературный кружок общества "Святогор". В 1927 он получает первую премию на конкурсе молодых авторов, устроенном Литературным кружком в Таллинне. В 1930-е гг. значительно расширился круг периодических изданий, в которых сотрудничал Василий Никифоров-Волгин (таллиннские газеты «Вести дня» и «Русский вестник», рижские журнал «Для Вас» и газета «Сегодня», парижский журнал «Иллюстрированная Россия»). В 1935 году он переехал из Нарвы в Таллинн, стал домашним учителем и воспитателем внука генерала-эмигранта Ю.Штубендорфа. Принимал участие в деятельности русского общества «Витязь». Опубликовал сборники рассказов «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). Его избирали почетным членом русского просветительского общества "Витязь". Среди его учеников в Таллинне - Алексей Ридигер, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Публиковался в финских, таллиннских, рижских газетах и журналах. Его рассказы "Земной поклон", "Архиерей" получили премии. 24.05.1941 арестован "за книги антисоветского содержания" в таллиннском судостроительном заводе, где он работал ночным сторожем. Этапирован в г. Киров и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 декабря 1941 г. Реабилитирован посмертно в 1991 г.
Из воспоминаний Степана Рацевича, который более двадцати лет дружил и совместно работал с В.Никифоровым-Волгиным. "Печататься Никифоров начал рано, в основном на страницах нарвских газет, помещая фельетоны на злобу дня, миниатюрные рассказы. Устроиться на работу псаломщиком в Спасо-Преображенский собор ему помогло знание православного богослужения и высокий голос с отчетливой выразительной дикцией. Пребывание в церковных кулуарах позволило ему, очень наблюдательному и всем интересующемуся, слышать и видеть церковную жизнь в двух аспектах: внешнюю, показную, построенную на молитвенном благоговении,тишайшнм смирении, отрешенную от мирских сует и внутреннюю - закулисную...Однажды у автора появилась новая подпись - В.А. Никифоров-Волгин. Тверские истоки русской реки хорошо запомнились тогда еще мальчику и теперь стали составной частью его литературной фамилии, которая стала появляться на страницах русских журналов "Гамаюн", "Витязь", "Старое и новое", "Полевые цветы", выходивших в Таллинне и Риге. За рассказ "Золотая чаша" на литературном конкурсе в Таллинне автор получил первую премию. Высокой награды удостоился он в тридцатых годах на конкурсе,, организованном редакцией литературного журнала "Иллюстрированная Россия" в Париже среди молодых русских зарубежных писателей за рассказ "Архиерей" удостоенный второй премии..."

Нарвская летопись ВК

5 Руся  
0

6 tellis  
0
Наш то Акимович и родился в 1900

7 Руся  
0
Игорь Северянин. Медальоны: Никифоров-Волгин

Ему мила мерцающая даль
Эпохи Пушкина и дней Лескова...
Он чувствует Шмелева мастерского,
И сроден духу родниковый Даль.

Деревни ль созерцает, города ль,
В нем нет невыносимо городского:
Он всюду сын природы, в нем морского
Мороза хруст, что хрупок, как миндаль.

В весенний сад, что от дождя заплакан,
Выходит прогуляться старый дьякон
И вместе с ним о горестном всплакнуть,

Такой понятный автору и близкий,
Чтоб, воротясь домой, слегка чуть-чуть,
Взять водочки и закусить редиской.

Таллинн. 4 марта 1936 г.

8 Руся  
0
15 мая 1941 г. состоялась свадьба В. А. Никифорова-Волгина и М. Г. Благочиновой, а через девять дней писатель, работавший тогда ночным сторожем на судоремонтном заводе, был арестован органами НКВД. По воспоминаниям современников, он предчувствовал свой арест, ждал его.
Протокол допроса обвиняемого Никифорова В. А. 26-27 мая 1941 г.
- В каких газетах Вы сотрудничали?
- «Нарвский листок», «Вести дня», «Русский вестник», «Сегодня».
В журналах: «Перезвоны», «Новь», «День русской культуры», «Иллюcтpированная Россия».
- В каких контрреволюционных партиях и организациях Вы состояли?
- Я состоял в следующих организациях: «Русский национальный Союз» - с 193Ог., «Христианский Союз» - с 1922 г., спортивное общество «Витязь» - с 1937 г., Нарвское общество «Святогор», Нарвский литературный кружок при Русском общественном собрании, Таллинский литературный кружок, Союз взаимопомощи бывших служащих и участников Северо-Западной армии, был почетным членом таллинского литературного кружка при обществе «Витязь».
- Какие имеете печатные издания?
- Издал книги «Земля именинница» и «Дорожный посох» . (Третий сборник рассказов, подготовленный к изданию, был изъят у автора при аресте работниками НКВД и бесследно исчез. )
Собственноручные показания Никифорова В. А. 11 июня 1941 г.
« ... Я состоял членом местных общественных и культурно-просветительских обществ.  Так, в 1926 г. в Нарве стало развивать свою деятельность Русское Христианское Студенческое Движение. В течение года (может быть, полутора лет) я состоял членом Движения.  В целях создания более крепкого оплота против антихристианского движения и объединения молодежи на евангельских основах в г. Печоры, а затем и в Пюхтицком женском монастыре устраивались ежегодные съезды. На них присутствовали представители религиозных объединений Парижа, Берлина, Праги, Риги, Гельсингфорса и др. С докладами и лекциями выступали профессора и духовные лица из Парижа. В докладах и лекциях говорили о гонениях на христианство в Советском Союзе. На первых порах это движение увлекло и меня. В газетах и журналах я помещал свои отчеты и статьи с явными симпатиями к этому движению. В течение 10 лет я уже не имел никакого отношения к этой организации и почти не встречал ее членов ... »

9 Руся  
0
Былой Нарвский Листок № 47 от 12.07.1924
Рго domo sua.*

                                                                            "В деревне хочется столицы,
                                                                              В столице хочется глуши"...
                                                                                    Игорь Северянин.

    Когда проходишь по сонным вековым улицам старой Нарвы и ничего не слышишь, кроме собственных шагов и боя старых завравшихся часов, то кажется тебе, что ты на целое столетие отошёл назад, и XX век с его шумом, революцией, фокс-тротом, джимми, Эррио, Макдональдом, Думергом, эмиграцией, биржей и валютой прошёл мимо Нарвы и не смог всколыхнуть каменную, древнюю тишь её. 
    Настоящее лесное, дрёмное озеро где-нибудь заброшенное в глуши эстонских лесов! Только небо, лес и далекий, навевающий сладкий сон шум.
    Покойно в нашей Нарве! Вот, где отдохнуть-то от всего!
    Вполне понимаю одну неведомую мне лично эмигрантку, писавшую как-то одному из сотрудников нашей газеты из Парижа, что она всегда с громадным нетерпением ждёт нашу местную провинциальную газетку — "милая, спокойная, хорошая газета, — пишет она.— Только и отдыхаю, когда читаю твои строки"...
    Отчего же это так? Париж и Нарва. Шум мирового города и наша вековая тишина. Что между ними общего? Чем же может притягивать парижанина скромная Нарва?
    Да просто от усталости, от всего шумного, нервного, большого, серьёзного влечёт в тишь. Никогда так человеку не хотелось уйти в неё, в древний покой маленькой жизни, как теперь.
    Получит усталая эмигрантка газетку из далекой, мало кому известной Нарвы, прочтёт о маленькой, неторопливой жизни обывателей с их огорчениями и ребяческой такой наивной суетой, о том прочтёт, как врут наши городские часы и вместо восьми часов бьют три, и вместо получаса четверть, о шумихе с гунгербургским мороженым, о том, как Шлейме—рваная жилетка устроил в ресторане русский погром, как г. Ионин "воюет" с г. Гельцером, и как нарвские рыбаки, поймав в реке случайно заплывшего сома, привязали его за жабры и спустили опять в воду, чтобы сохранить его до продажи живым, а сом-то взял да и перехитрил рыбаков, пока они спорили о его цене, сорвался с привязи и опять пошёл гулять на свободе.
    Рыбаки духом не упали.
    — Все равно от нас не убегёт... по-оймаем!
    И действительно, через несколько дней сома выловили и торжественно привезли на рынок.
    Столпился народ. Каждому посмотреть на сома хочется. Рыбаки отгоняют любопытных. Публика недовольна.
    — Возьмите, хоть по пяти марочек, только дайте нам одним глазком на сома поглядеть. В жисть его не видали!...
    Зажмурит глаза усталая эмигрантка и мысленно представить себе Нарву—такую наивную и детскую!
    — Слава тебе Господи! — скажет она — есть все-таки на земле уголок, далёкий от шума и грохота нашей большой жизни!... Гоголь, Щедрин, Чехов спятъ давно, а созданные ими образы, нарисованные картины ещё живы, не скоро забудутся, никогда не поблекнут!...
    — Хорошо-то оно, хорошо, а все-таки чижало! — сказал один мужичёк, когда его посадили в тёмную прохладную кутузку.

В. Волгин.

* - Рго domo sua– букв.: в защиту своего дома (лат.), обычно так называли заметки личного характера.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]