В Нарве выбрали новый архитектурный проект для замка
Победителем конкурса на архитектурное решение для Нарвского замка объявили проект под названием «Два друга», авторами которого являются Калле Веллевоог, Тийу Труус, Лидия Зарудная и Мартин Проомик из архитектурного бюро JVR. Новое архитектурное решение превратит замок в одну из выдающихся исторических достопримечательностей Эстонии и место для проведения конференций и общественных мероприятий.
По словам руководителя SA Narva Muuseum Андреса Тооде, работа, ставшая победителем, была проработана наиболее тщательно и целостно, также положительно и было оценено предложение авторов сделать дополнительный вход в музей со стороны Липовой ямки.
Организаторы архитектурного конкурса хотели найти целостное решение для территории Нарвского замка. Современный центр, который будет открыт в замке, должен стать важным объектом региона, представляющим Эстонию и Европу и несущим историческую ценность. Согласно плану, проект частично будет реализован к 2018-му году, а полностью работы завершат в течение 5 лет.
В общей сложности на конкурс, проводимый Эстонским союзом архитекторов и SA Narva Muuseum, было представлено пять работ. Призовой фонд конкурса составлял 52 000 евро, которые распределили следующим образом:
I премию в размере 20 000 евро получила команда архитектурного бюро JVR — Калле Веллевоог, Тийу Труус, Лидия Зарудная и Мартин Проомик.
II премию (15 000 евро) присвоили проекту ”Сон”, авторами которого являются Яан Куусеметс, Юллар Амбос, Пилле Нооле, Кайса Ласнер и Йоннайс Ликорас (архитектурные бюро DAGOpen, LÜNK Arhitektid).
III премию (10 000 евро) получил проект ”Aedificium”, который создали Отт Кадарик, Михкель Тююр, Кристи Туурманн, Кадри Тамме, Марлеэн Стоккеби, Виктория Андреева, Константин Рыбкин, Танель Трепп (архитектурное бюро Kadarik Tüür Arhitektid).
Поощрительные премии (по 3500 евро) получили проекты:
”Белый”, авторы Ральф Лыоке, Маарья Каск (архитектурное бюро Salto)
”Поток”, авторы Мари Хунт, Карин Тыугу, Аэт Адер, Кадри Клементи, Калле Комиссаров, Каспар Красс, Мерилин Кауп (архитектурное бюро b210)
Призовой фонд был профинансирован с помощью целевого фонда ”Нарвский музей”, фонда ”Культурный капитал” и Министерства культуры, строительство будет реализовано с помощью структурных фондов ЕС.
Выставка с работами откроется в Нарвском замке 30-го июля в 16.00, осенью с проектами можно будет ознакомиться и в Эстонском архитектурном музее в Таллинне.
Петэр Тамбу успел таки ещё раз нагадить на- последок городу - дал добро на ещё одно ко- верканье в духе своего отношения к Старому Городу теперь уже последней нетронутой рука- ми "профессионалов" нарвской достопримеча- тельности. Вместо дальнейшего восстановления с таким трудом за столь длительное время уси- лиями множества поистине профессионально под- готовленных и неравнодушных людей частично вос- созданной архитектурно-исторической жемчужины опять предоставлено право архитектурным бюро, наверное, не имеющим возможности приложить свою неуёмную творческую энергию в мирных целях, удов- летворить свои амбиции. И он еще жалуется на отрицательное отношение большого количества нарвских жителей к нему и к его в основном непонятой горожанами бурной деятельности.
Да, культурных слов нет, чтобы прокомментировать данный "шедевр". Опять серая коробка какая-то. И после таких вот "Дождей",они еще ругают советское типовое строительство? Учились бы у своих соотечественников, как надо строить, центр Сакала и Национальная Библиотека в Таллине - прекрасный пример вписанной архитектуры. А вход с Липовой ямки, будут бастионы прорубать?
В материалах конкурса упомянуты и мост из Большого западного двора в Старый город, и здание арсенала. Вот восстановили бы лучше эти объекты. Ну, а если уж сильно руки чешутся и хочется ляпнуть что-нибудь на страницы истории, то взяли бы и подумали как здание арсенала приспособить под современные нужды: ну там, к примеру, перекрыли бы внутренний двор, и был бы им конгресс-холл. Нет слов, одни буквы...
C dropbox у меня не все открывается. Можно посмотреть, а лучше прежде скачать, конкурсные работы на сайте Департамент Архитектуры и Городского Планирования Нарвской Городской управы "Kaks sõpra" "Ulm" "Aedificium" "Valge" "Vool"
Во всех этих проектах бросается в глаза поразительное бездушно-функциональное отношение к памятнику при практически полном игнорировании в предложенных ре- шениях возможности более полного возрождения его своеобразного и богатейшего архитектурно-историческо- го прошлого. Подозреваю, такой результат стал возможен несомненно благодаря стремлению авторов строго выполнить если не букву, то уж точно дух сформулированных организатора- ми условий конкурса. Проекты могли бы приобрести целостность и, в духе пред- ложенного подхода, логичную завершённость, но не сло- жилось. Как умопомрачительно современно и привлекатель- но могла бы выглядеть древняя башня Германа с отражаю- щимися в её стенах облаками, плывущими по синеве неба, если бы проектанты слабодушно не поддались всё-таки вли- янию традиционных и архаичных подходов и приёмов, огра- ничив себя использованием современных высокотехнологич- ных фасадных материалов исключительно только для вновь возводимых построек. Весь этот голый бутовый камень тут и там, белёные стены безнравственно-целомудренные в наше время, когда-то давно кем-то созданные и потом возрожден- ные, но не отвечающие, к сожалению, требованиям момента, только разрушают, беззастенчиво вклиниваясь, модернистс- кую гармонию задуманного авторами публичного пространст- ва отдыха и развлечений. Скинув эти путы творческой мысли, авторы, на мой взгляд, могли бы добиться полного и безоговорочного успеха, и это был бы триумф и апофеоз дела сохранения, реставра- ции и использования объектов культурного наследия в тамбу-стиле. С трудом представляю, что реализацию подобных про- ектов могли бы допустить на территории таллинского Ста- рого Города, а для Нарвы можно. Или уже и там такое воз- можно? Где профильные инспекции, министерства и депар- таменты?
А вот и объявился профильный представитель, из тех, что будут заботиться о сохранности нарвской старины, не жа- лея сил своих, до того момента пока в городе не исчезнет последний исторический камень. Он хоть бы попросил название своей должности сменить, что ли. Советские архитекторы его, вишь, опередили, а то бы точно башня Германа была с зеркальными стенами.
ЦУ Нарвский музей заключил с архитектурным бюро JVR OÜ договор на проектирование, согласно которому JVR OÜ составит проект строительства для воплощения в жизнь выигравшей архитектурный конкурс идеи „Два друга" (эст. „Kaks sõpra"). На основании договора JVR OÜ приступит к осуществлению работ необходимых при проектировании реконструкции строительных объектов Нарвского замка. В число реконструируемых объектов входят здание Конвента, бастион Кристервал и западный двор, пешеходный мост. Каменный зал (административное здание музея) в договор не включен. Проектировщикам предстоит проделать огромный объём работы, поскольку они имеют дело с историческим и архитектурно сложным объектом. Стороны договорились, что предварительный проект здания Конвента будет готов уже в ноябре 2015 года. Проект реконструкции здания Конвента финансирует Министерство культуры и по возможности также EAS (Фонд содействия развитию предпринимательства) из средств, выделенных из структурных фондов по программе регионального развития 2014-2020 гг. В данный момент Нарвский музей ожидает начала приёма ходатайств, чтобы представить и своё ходатайство. Предварительный проект по Кристервалу и западному двору будет готов в апреле 2016 г. Его финансирует Министерство культуры и, возможно, также с помощью поддержки со стороны эстонско-российской программы приграничного сотрудничества на 2014-2020 гг. Предварительный проект моста будет представлен в июле 2016 года. Конкурс на выполнение работ по проектированию моста финансируются Министерством культуры и, возможно, также и EAS из средств, выделенных из структурных фондов регионального развития по программе "Устойчивого развития городов Ида-Вирумаа" на 2014-2020 гг. Целью проекта является развитие на базе существующего замка места, сочетающего в себе современный музей, конференц-центр и площадку для проведения общественных мероприятий, которое было бы тесно связано с городом Нарва, было бы способно достойно представлять Эстонию и Евросоюз и максимально подчёркивало бы историческое наследие. Общая стоимость проекта составит ориентировочно 7,2 миллиона евро.
Группа инициативных нарвитян ведет сбор подписей под открытым письмом в городское собрание и городскую управу Нарвы с требованием, как пишется в письме, «воспрепятствовать планам SA Narva Muuseum застроить старинный замок в Нарвской крепости современными зданиями и сооружениями, не соответствующими существующему в замке историческому стилю». http://prospekt.ee/obitani....ii.html
Удивительно поразительное (прошу заранее меня извинить, но вкла- дываю в это определение смысл, скорее присущий слову "паразит") циничное телеинтервью с работником исторического музея и специа- листом по охране памятников старины. О каком обмане идет речь? Разве скрывают к примеру что-то от турис- тов и путешественников, стремящихся попасть со всего света в Санкт- Петербург часто только для того, чтобы посетить возрожденные из пеп- ла дворцы и парки пригородных исторических ансамблей царских рези- денций? И где в мире ропот возмущенных обманом людей? Наоборот, они стали своеобразным и привлекательным брендом Северной Пальми- ры, и всюду восхищенно подчеркивается, что восстановление этих жем- чужин - по сути их возвращение в мировую культуру из небытия. И нормальному человеку всё понятно. Что поток туристов туда после этого ослабевает? Всюду в мире, возможно, не всеми, но подвиг спе- циалистов оценивается как непревзойдённое достижение мировой реставрации. Так когда и откуда успело вырасти в Эстонии поколение равнодуш- ных архитекторов, музейных работников и людей "с тараканами в го- лове", которых представляют как лиц якобы ответственных за сохра- нение старины и памятников - наследия национальной, европейской и мировой культуры, находящихся на территории Эстонии, а таковой была, есть и будет Старая Нарва, и считающих, что её восстановле- ние было бы вселенским обманом, только раздражающим туристов? Кстати поток их мог бы только расти при другом, более разумном под- ходе, к проблеме возвращения к жизни Старого Города. Ведь еще совсем недавно, в конце девяностых годов, охраной и вос- становлением старины в республике занимались высококлассные спе- циалисты, создававшие проекты восстановления и с болью в душе ра- товавшие за их воплощение. Как получилось, что они не смогли пере- дать следующему за ними поколению реставраторов и кураторов куль- туры своего ответственного и профессионального отношения к тому, чем занимались они, и чем теперь принципиально не хотят заниматься их наследники? Ясную и понятную мысль, что возрождение средневеково- го города - это не блажь, никакой не обман и не фальсификация, а на- ша обязанность, извратили и выкинули как ненужный хлам. Восстанов- ление не канувших в Лету естественным образом, а уничтоженных чело- веческой глупостью культурных памятников, и нарвская средневековая застройка здесь не может быть исключением, - не устаревший несовре- менный подход, как хотелось бы некоторым представить, а восстанов- ление исторической справедливости по отношению к исчезнувшему го- роду, и как бы это громко не звучало, к мировому культурному насле- дию. И с течением времени такой подход должен становиться всё совре- меннее и современнее, по-другому быть не должно, жаль, что этого мно- гие не понимают... Конечно, - праздновать каждый год в марте Смерть Старого Города проще, политически грамотнее и целесообразнее, разбазаривая при этом даже то немногое, что удалось сохранить и восстановить, чем заниматься трудной работой, по крупицам возвращая Старый Город в национальное достояние и в сокровищницу мировой культуры. Что, вот такой подход - сохранение незаживающей раны, вечно посыпаемой солью, - и есть та высшей степени справедливость, которую заслуживает Старая Нарва и люди, желающие видеть исчезнувший город мало-по-малу восстановлен- ным? Получается, к сожалению ..., может быть, на сегодня?..., так...
Для прояснения ситуации с замком Германа посоветовал бы обратить внимание на статьи Венецианской Хартии 9 и 12 (см. ниже). Может тогда ситуация станет немного яснее. Возможно, международно принятый документ в чем-то устарел, но другого пока нет и закон Эстонской республики (Закон о сохранении памятников древности) составлен именно на его основе.От себя отмечу, что архитектурный проект-победитель мне в существующем виде тоже не нравится. Внезапно возбудившаяся общественность протестует выборочно - только против модернизации замка. Восстановления же исторической застройки Старого города противники модернизации замка почему-то не требуют. А ведь могли бы. Сколько поколений уже сменилось! Даже внуки кёнигсбергских послевоенных колонистов "созрели" до восстановления своего замка. Нарвские активисты вдруг набросились на замок и умышленно не желают отделить "мух от котлет" Весь проект с Еевросоюзовским финансированием важен именно для завершения работ в конвентском доме замка. Шум же умело кем-то запущен именно против модернизации в целом. Все "художества" на проведенной с чудовищными нарушениями методики реставрации (реставрации в кавычках!) бастионов, активистов-протестников тоже оставляют равнодушными. Создается впечатление кто-то просто недоволен, что музей сам собирается распорядиться средствами фонда ЕС, минуя городские привыкшие к распиловке структуры. Так что, уважаемый micha, простите что отвечаю не в личном сообщении, в ситуации с замком все просто до обыденного. Ниже - выдержки из Хартии Статья 9.Реставрация должна являтьсяисключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза; что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочтенная необходимой по эстетическим или техническим причинам, должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать нашего времени. Археологические и исторические исследования памятника должны всегда предшествовать и сопровождать реставрационные работы.Статья 12. Элементы, предназначенные для заменынедостающих фрагментов, должны гармонично вписываться в целое и вместе с тем так отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника.Статья 13. Дополнения могут быть допустимы только втом случае, если они оставляют нетронутыми все примечательные части здания, его традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с окружающей средой.
АВП, спасибо за информативный комментарий. Но вот этого я все равно понять не могу
Один из внутренних интерьеров замка в соответствии с победившим проектом
Как мне кажется, просто отсылка к положениям венецианской хартии (отбросив привходящие обстоятельства, связанные с ин- тригами вокруг финансовых потоков) без учета понимания её по- ложений эстонскими чиновниками от культуры не может сделать ситуацию с замком совсем уж прозрачной и понятной. При жела- нии положения хартии можно удобно приспособить для обосно- вания как одного, так и совершенно другого, противоположного подхода к охране, восстановлению и реставрации исторических объектов на национальном уровне. Позиция органов, занимаю- щихся охраной и реставрацией памятников на основе националь- ного законодательства, формально опирающегося на положения хартии, может служить как препятствием к произвольному разру- шающему подходу в реставрации и восстановлении исторических объектов, так и давать карт-бланш такому волюнтаристскому под- ходу. Примерно это я интуитивно и имел в виду в своем коммента- рии. Можно как искать и находить научно обоснованные материа- лы и достоверные документы, и на их основе создавать проекты восстановления, которые затем пытаться реализовать, используя все имеющиеся возможности и изыскивая новые, а можно занять и другую позицию: не инициировать ни поиск таких материалов, ни создание на их основе проектов, подвергать сомнению или иг- норировать научную достоверность уже найденных, или вовсе не искать, и не находить их, а проработанные проекты и дельные социальные инициативы граждан, направленные на возрождение утерянных памятников, выдавать по терминологии хартии за по- пытки "предположительного восстановления" со всеми вытекаю- щими из хартии последствиями. У меня, как у неравнодушного наблюдателя, но все же сторон- него, не глубоко погруженного в эстонские реалии, складывает- ся впечатление, что в Эстонии в настоящее время преобладает преимущественно второй подход с частичным привнесением в не- го элементов первого, это не только делает возможным и появле- ние разных диких проектов на территории Старой Нарвы, затра- гивающих её исторические объекты, но и является, на мой взгляд, сейчас главным препятствием к восстановлению средневекового Города. Для меня тоже очень странно, что нарвская обществен- ность совершенно не поднимает вопрос о восстановлении Старого Города.
Хартия -удивила . Просто до обыденного , как написал АВП , пожалуй в яблочко . Misha солидарен с вами , если государству по большому счету не интересна современная Нарва то о СТАРОЙ НАРВЕ не может быть и речи . Вывод - у нас есть великолепный продукт НАШ сайт , на котором Мы будем смотреть , дискутировать да много чего еще делать . И не какая хартия здесь Нам не указ .
А вот, действительно, где, кто и на каком уровне, и может ли вообще, инициировать сегодня, - в Нарве ли, в Эстонии, - проведение конкур- са, целью которого было бы появление проекта по восстановлению части средневекового города, подобного, к примеру, проекту 1992 го- да, разумеется с условиями переработанными под современные реалии? А потом уже под этот появившийся проект искать европейские деньги для, допустим, поэтапного его воплощения в жизнь с финансированием каждого этапа в отдельности. Судя по статье, это вполне возможно под конкретные проекты? Кому общественность, если вдруг реально озаботится проблемой восста- новления Старого Города, должна предъявлять требования, чтобы по- добное было сделано?
Вот если общественность отправит "челобитную в вашингтонский обком"а тот пришлет ....... в ригикогу , а лучше в канцелярию президента ,оним родней . Вот тогда и у Нас будет праздник .
Должен, должен быть наверняка другой способ, вероятно, не такой быстрый и эффективный, как предложенный, но юриди- чески более обоснованный, а потому, возможно, и более дейст- венный.
Конечно надо искать . Мне кажется ,что если построят , возведут уличный макет Старой Нарвы это будет в нашем случае просто здорово, но опять это пресловутое ЕСЛИ .
Анне Веэво или, может быть, работники её отдела случайно не посещают наш сайт? Было бы интересно услышать её мнение об услови- ях или вообще о возможности реального появления проекта, каким-то образом включающего предложе- ния по поэтапному восстановлению какой-либо сред- невековой застройки Нарвы за европейские деньги?