Место постройки - город Рига, завод П. Г. Родионова, год - 1893. Судовладельцы - П. Г. Родионов и товарищество пароходства Громов, Абрамов и Ко. Вмещал 130 пассажиров при четырёх членах экипажа. На пароходе имелось две палубы. Верхняя предназначалась для пассажиров, а хвостовая - для грузов.
Качество фото - не очень. Но это всё, что удалось найти. Ниже дана перепечатка интересной статьи Леонида Абабкова об этом пароходе:
"На Гдовских водных магистралях Гдовская земля — одна из самых богатых территорий России по запасам водных ресурсов. В древности Чудское озеро и река Нарова были частью водного пути «Из варяг в греки». Через озеро Ильмень, по рекам Шелонь, Уза, Черёха, Великая, а дальше по Чудскому озеру и Нарове к гаваням Балтийского моря, а оттуда в Западную Европу ходили ладьи и струги новгородских и псковских купцов.
В 1884 году купец Иван Громов из деревни Скамья Гдовского уезда с купцом Николаем Абрамовым из деревни Сыренец (нынешняя Васк-Нарва) создали товарищество. Их пароходы ходили по Нарове и Чудскому озеру. В 1900 году у купцов было 11 пароходов различного назначения. Среди них — пассажирские, колёсные «Победа» и «Заря», где топливом были дрова и уголь. В 1902 году к ним добавились пассажирские лодки «Кит» и «Смелый», работавшие на керосине. Пароходы курсировали от пристани «Кулга» в Нарве до пристани Громовых и Любомудровых «Церковная» в деревне Скамья, из реки Наровы по Чудскому озеру и реке Гдовке до пристани «Гдов», а также до пристани «Юрьев» (Тарту). Один пароход и несколько барж использовались для перевозки сырья. После ввода в строй в 1914 году железной дороги между Псковом и Гдовом, а через два года между Гдовом и Нарвой (через Гостицы, Большие Поля и Кривую Луку в нынешнем Сланцевском районе), водный путь почти утратил своё значение. В 1920 году Эстония приобрела государственную самостоятельность. Пароходы стали ходить по Чудскому озеру и реке Нарове под эстонским флагом, поменяв названия. После того, как 21 июля 1940 года Эстония вошла в состав СССР, пароход «Победа» снова начал совершать пассажирские рейсы от деревни Скамья до Тарту. Пассажирские рейсы возобновились после окончания Великой Отечественной войны, в 1949 году. От деревни Скамья, с ночёвкой в деревне Сыренец, пассажиры доставлялись к пристани «Кулга» в Нарве. По этому маршруту стал ходить колёсный пароход «Заря». Он был восстановлен уроженцем деревни Скамья Павлом Владимировичем Поляковым, впоследствии он стал капитаном судна, команду для которого набрали в деревне Сыренец. В пятидесятые годы маршрут «Зари» удлинился по реке Плюссе до Сланцев. Расстояние от Скамьи до Нарвы — 60 километров. Часто надо было преодолевать встречные ветры и течения, а на порогах в районе «Ольгин крест» капитан нередко ссаживал пассажиров, вооружал канатом, и они, как бурлаки, помогали пароходу преодолевать препятствия. В таком случае путь от Нарвы до Скамьи занимал до десяти часов. В 60-е годы прошлого столетия патриарх пассажирского флота пароход «Заря» был списан в утильсырьё. Его сменил быстроходный корабль на подводных крыльях. А после развала Советского Союза пассажирские перевозки с пристаней Причудья и Понаровья прекратились. Вот что представлял собой пассажирский колёсный пароход «Заря», пассажиром которого мне доводилось бывать. Место постройки — город Рига, завод П.Г. Родионова, год — 1893. Судовладельцы — П.Г. Родионов и товарищество пароходства Громов, Абрамов и Ко. В период независимости Эстонии, с 1920 по 1940 годы, был переименован в «Кейт». Железный, клёпаный корпус парохода был 25,91 метра в длину, и 5,18 метра в ширину. Вмещал 130 пассажиров при четырёх членах экипажа. На пароходе имелось две палубы. Верхняя предназначалась для пассажиров, а хвостовая — для грузов. Машинное отделение и дымовая труба размещались посередине, как и капитанская рубка. Двигалось судно за счёт вращения колёс с лопастями, располагавшихся на бортах парохода.
Русский вестник № 1 от 02.01.1937 Непроизвольная холодная ванна.
С пароходом "Койт", поддерживающим сообщение по верхнему течению реки Наровы, произошла авария. Перед отходом от пристани Кулга капитан довел до сведения пассажиров, что пароход, возможно, должен будет из-за плавучего льда прервать свой рейс еще до деревни Кривасоо. Тем не менее, жители Кривасоо, которых было очень много среди пассажиров, настояли на отходе. Действительно, пароход добрался лишь до деревни Усть-Жердянка, где застрял во льду. Пассажиры решили по льду дойти до берега, а затем уже пешком продолжать путь в Кривасоо. По льду проложены были длинные доски, и капитан просил пассажиров по одиночке пройти по ним до берега. Однако, многие пренебрегли этой предосторожностью, а решили гурьбой идти прямо по льду до берега. Лед под тяжестью их сломался, и 7 человек, преимущественно женщин, упали в воду. С большим трудом их удалось извлечь, так как толстая зимняя одежда пропиталась водой и сразу отяжелела. К счастью, дело обошлось без жертв. Многие пассажиры, увидев неудачу первых, предпочли на пароходе вернуться обратно в Нарву, вовсе отказавшись от поездки.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]