Меню сайта

Категории каталога

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2677

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Источники » Публикации

НАРВСКОЕ ЗНАМЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Ивангородское кладбище расположено на Ивановской горе-взгорье к востоку от Ивангородской крепости. На этом месте ранее находилось имение Rathshof, которое во время сражений Северной войны в 1703 году было стерто с лица земли.

Сведений о точном времени появления здесь кладбища пока обнаружить не удалось. Старожилы рассказывали, что встречали здесь каменные плиты, датированные XVII веком, но при тщательном обследовании погоста обнаружить их не удалось. В ходе нашего исследования территории погоста самым старым захоронением на сегодняшний день признана могила конца XVIII века со следующим текстом на гранитной плите:

«Здесь погребен сын, тело, прах
имянитаго гражданина Антипа Долговского
отрока Иоанна 15 лет, скончавшегося
1797 года и младенцев Петра, Любви,
Иоанна, Александра и Анны».

Настоящее захоронение расположено рядом с могилой потомственного, почетного гражданина г. Нарвы купца Пантелеева Филиппа Яковлевича (†1914) неподалеку от входа в прикладбищенскую церковь.

Можно предположить, что кладбище появилось в годы царствования Императрицы Екатерины Великой во второй половине XVIII века, когда при эпидемии тифа и оспы попавшей в Россию из Западной Европы в 1772 году Указом Сената было запрещено производить захоронения на прежних кладбищах в городских пределах, вследствие этого погосты выносились за городскую черту. Тогда в Нарве появились два кладбища: Нарвское Сиверсгаузенское (Сиверское) лютеранское и Нарвское [Ивангородское] православное. Кладбище было приписано к приходу Нарвской [Ивангородской] церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», отчего часто именовалось в документах «Знаменским», так же кладбище значилось, как Нарвское Ивановское, Нарвское Гарнизонное. Вероятно, изначально настоящий погост был учрежден как кладбище Нарвского Военного гарнизона, позже он был упразднен и организован как общегородской православный для русской части жителей Нарвы.

В 1856 году нарвский купец Павел Иванович Орлов построил на свои деньги кладбищенскую часовню в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Уже в 1858-1859 гг. он перестраивает ее в церковь. С этого времени кладбище также обиходно именовалось Петро-Павловским, или Нарвским [Ивангородским] православным.

В 1858-59 гг. П.И. Орлов оплатил постройку кладбищенской каменной ограды и ворот. Автор проекта храма и ворот архитектор В.К. Рейер (ученик известного российского архитектора К.А.Тона, по проекту которого был построен храм Христа Спасителя в Москве). Ворота и каменное ограждение частично сохранились до наших дней. Каменная кладбищенская лестница с металлическими поручнями имеет зримое сходство с монастырской лестницей 1877 года на острове Валаам.

По некоторым сведениям в августе 1890 года прикладбищенскую церковь посетил Император Александр III. На убранство храма и утварь жертвовали горожане, в частности, можно отметить серебряное паникадило подарок барона А.Л. Штиглица, дискос и братину - дар потомков почетного гражданина г. Нарвы генерала Н.А. Яфимовича. Храмовый антиминс был с мощами Святителя Савватия Желтоводского.

В 1905 году рядом с верхним подъемом лестницы была построена каменная сторожка смотрителя (до наших дней сохранились руины стен).

С 1920-х гг. в православных Нарвских приходах возникли разногласия в среде священнослужителей и мирян о праздновании Пасхи по старому или по новому стилю. В 1925 году группе Ивангородских прихожан отстаивавших дедовские каноны, предоставили кладбищенскую церковь для совершения богослужений по старому стилю. В начале 1931 года все остальные православные приходы Нарвы перешли на празднование Пасхи по новому стилю.

Ивангород в те годы не имел самостоятельного статуса, а входил в территориальное подчинение г. Нарвы под названием Ивангородский форштадт. Обиходно в просторечие назывался «Русской Нарвой», «Ивановской стороной», «Ванькиной деревней». Саму же Нарву, русские жители именовали «Немецкой Нарвой». Городские привилегии были пожалованы шведским королем Густавом Адольфом II в 1617 году. В 1645-46 гг. королевой Кристиной был лишен статуса и включен в состав г. Нарвы. Повторно городской статус получил лишь в 1954 году.

Известно, что «немецкие» нарвитяне часто наказывали родственникам при жизни, или отписывали в духовном завещании о захоронении своего праха в русской земле на Ивангородском погосте. По воспоминаниям старожилов настоящая территория к первой половине XX века представляла помпезное и богатое кладбище. По качеству надгробий, скульптур, часовен и по технике их исполнения погост превосходил левобережный Нарвский и напоминал фрагмент столичного Некрополя. В частности, к образцу памятника искусства можно было бы отнести бронзового ангела на фамильном захоронении баронов Штакельбергов. Скорбящий ангел в 1980-х годах был украден, остался лишь камень-валун, служивший его основанием, а гранитные надгробия ныне подвергаются актам вандализма.

Многие часовни и склепы, представлявшие художественную и историческую ценность, уничтожены. Встречаются площадки, на которых полностью утрачены могильные памятники. Несмотря на значительный урон, нанесенный исторической части кладбища, до наших дней сохранились: церковь, некоторые часовни-склепы и многие каменные надгробия.

Важно отметить сохранность могил священника Александра Волкова (†1919) убитого красноармейцами и причисленного к лику Святых Новомучеников Российских Синодом РПЦ 26 декабря 2001 года; Архиепископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздова) (†1929; останки перенесены весной 2006 года в Эстонию и перезахоронены на погосте Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря); широко известного в Европе русского ученого, профессора Петербургского и Тартуского университетов Михаила Анатольевича Курчинского (†1939); военного священника Анатолия Лебедева (†1881) 8-го гренадерского полка, участника Русско-турецкой кампании 1877–1878 гг., оставившего после себя дневник похода (опубликован в 1878); участников Отечественной Войны 1812 года, Георгиевских Кавалеров, офицеров Русской Императорской Армии; двух сыновей известного композитора И.Ф. Архангельского и многих других благородных людей, заслуживающих вечной памяти и покоя, как и всех здесь лежащих. Несмотря на утрату некоторых текстовых табличек, точные месторасположения захоронений некоторых именитых россиян удалось сохранить.

В годы 1-й Эстонской республики (1918-1940) была создана Кладбищенская комиссия, в обязанности которой входило распределение мест для захоронений и благоустройство. Так в 1930-х годах заведующим кладбищем являлся А.Г. Кибок, который был награжден Эстонской Апостольской Православной Церковью за труды в ноябре 1937 года орденом Св. Платона 3-й степени. Комиссия ежегодно отчитывалась за свою работу перед приходским советом Нарвской Знаменской церкви.

Первый большой урон кладбищу нанесла война. В 1945 году нарвитянин, вернувшийся домой из сибирской ссылки, вспоминал: «Картину запустения, а вернее, опустошительного разрушения, будто после страшной бури, представляло из себя Ивангородское кладбище. В окружении сломанных деревьев, тяжело израненная, искромсанная осколками снарядов, жалкое впечатление производила кладбищенская Петровская церковь (правильно - Петро-Павловская церковь – С.З.). В таком же состоянии находилась часовня – склеп Лаврецовых. Двери часовни открыты настежь. Вскрыт плиточный пол, подняты железные створы входа в склеп. Внизу – два пустых цинковых ящика, из которых вытащены гробы с останками покойных. Куда их выбросили? По кладбищенским дорожкам невозможно пройти из-за поваленных во всех направлениях вековых деревьев. Выворочены и согнуты железные кресты, разбиты мраморные памятники и надгробия, искорежены и сплюснуты к земле под тяжестью деревьев многочисленные ограды. До войны чистое, уютное и ухоженное Ивангородское кладбище стало местом сборища хулиганов и всяких подозрительных личностей».

Кладбище было закрыто в 1976 году. В 1991 году в виде исключения городскими властями было дано разрешение на подхоронение в могилы родных праха Марии Дмитриевны Капраловой.
В середине 1980-х годов городскими чиновниками всерьез обсуждался вопрос о сносе старого кладбища и устройстве на его месте парка. Но эта дикая идея не нашла поддержки большинства, поскольку вероятность общественного взрыва была слишком очевидна. Многие родственники усопших чтят память своих близких, осуществляя постоянный уход за их могилами. Ежегодно накануне Святой Пасхи из Нарвы в Ивангород приезжает несколько автобусов с потомками тех, чьи родственники здесь похоронены.

Сергей Зирин

Категория: Публикации | Добавил: tellis (07.04.2010)
| Комментарии: 6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]