Она начала с того, что сейчас в городе ведется в общей сложности 28
проектов, которыми занимаются городские учреждения, ЦУ, муниципальные
фирмы. Общая сумма этих проектов – почти 72 миллиона евро, из них
самофинансирование города составляет примерно 15 миллионов.
По словам Веэво, на первом месте по приоритетности в Нарве значатся
проекты, связанные с туризмом. Они же являются самыми дорогостоящими –
их бюджет составил в общей сложности 3 миллиона евро. Зато по количеству
лидируют проекты в сфере культуры и образования.
- Они финансово небольшие, но их пишется и реализуется очень много, – пояснила Анне Веэво.
Замдиректора Департамента развития и экономики отметила основные и самые
крупные проекты, работы по которым ведутся в нашем городе прямо сейчас.
Все основные строительные госпоставки, заметила Веэво, проведены
успешно (что немаловажно для Нарвы с учетом прежнего опыта), выигравшие
конкурсы фирмы либо уже приступили к работе, либо готовят стройплощадки.
Все эти проекты ведутся в Старом городе или центральной части Нарвы,
все они так или иначе обращают на себя внимание нарвитян и зачастую
требуют объяснений. Поэтому перечислим их с пояснениями.
Во-первых, сразу три проекта реализуются в Темном саду.
«Променад-2»
Работы ведутся на так называемом «верхнем уровне» променада и
затрагивают в основном аллею от лестницы Гана до детского сада
«Ласточка». Стоимость проекта – порядка 1 миллиона 800 тысяч евро.
Ведется он совместно с Ивангородом, где параллельно идут работы по
строительству своего променада над рекой.
Проект начал реализовываться в Темном саду уже в прошлом году. Началось все ликвидацией старых деревьев и обрезкой оставшихся.
- Как только позволят погодные условия, начнутся реконструкция
пешеходной дорожки, установка светильников и других малых форм,
озеленение, – рассказала Анне Веэво. – Проект должен быть завершен к
октябрю нынешнего года.
Бастион «Виктория»
Это, можно сказать, стратегический объект. Работы также ведутся в
сотрудничестве с российской стороной. В итоге в Ивангородской крепости
будет приведен в порядок и открыт для туристов Малый пороховой погреб, а
в нарвском бастионе, реконструированном снаружи и изнутри, появится
двухуровневый аттракцион «Казематы бастиона «Виктория».
На сегодняшний день в Темном саду, на краю бастиона, проведена вырубка
деревьев. Оставшиеся от целой аллеи пни привели буквально в ужас многих
горожан.
- Эти деревья представляли опасность для самого бастиона, разрушая его
кладку, – объяснила Анне Веэво удаление старых деревьев. – Их давно надо
было убирать оттуда, а по-хорошему и вовсе не сажать на краю такого
строения. Со сносом этих деревьев согласны даже специалисты по летучим
мышам, живущим в Темном саду, то есть животные от вырубки не пострадают.
Малый Темный сад
Этот проект поддержан Центром инвестиций в окружающую среду и начался
довольно большим исследованием летучих мышей, колония которых обитает в
Темном саду.
- Результаты этого исследования мы получили только в конце декабря
прошлого года, а без них не могли двигаться дальше в реализации проекта,
– рассказала Веэво.
В Темном саду, согласно исследованию, живет восемь видов летучих мышей, среди них встречаются и весьма редкие.
- Нам нередко задают вопрос, почему в Темном саду в последнее время
вырубают хорошие деревья и оставляют старые и больные, – сказала Анне
Веэво. – Дело в том, что именно в старых дуплистых деревьях летом живут
летучие мыши. Они перебираются туда после зимовки в бастионах и
обязательно должны найти свои прежние обиталища. В итоге после
проведения исследования Департамент окружающей среды серьезно ограничил
одновременную вырубку старых деревьев. Именно поэтому часть таких
деревьев и оставлена в Темном саду. Что касается молодых деревьев, то,
как ни жаль, вырубаются в Темном саду те, что разрушают стены бастионов.
Взамен них в Темном саду будут высажены кустарники и разбиты клумбы. То
есть там появятся растения, не затеняющие слишком много площадей.
Замдиректора Департамента развития и экономики добавила, что Темный сад
нуждается в полной реконструкции, которая обеспечит должный уход за всем
парком. Проект для этого уже готов, но средства для него можно будет
получить из еврофондов только после 2014 года.
Нарва – столица летучих мышей?
Исследование биологов, помимо прочего, показало, что такого количества
летучих мышей, какое живет в Темном саду и в Нарве вообще, нет больше
нигде в Эстонии. И в связи с этим возникает вопрос о том, можно ли
как-нибудь использовать этот факт.
- С одной стороны, биологи очень беспокоятся о судьбе этих животных.
Опасаются, что если информация о летучих мышах будет обнародована, мыши
начнут страдать от любопытства людей. Поэтому конкретные места, в
которых мыши зимуют и живут летом, всерьез засекречены, – говорит Анне
Веэво. – С другой стороны, живущая в Темном саду колония летучих мышей
может быть дополнительным привлекающим туристов моментом, который жаль
было бы не использовать. Среди них есть очень симпатичные экземпляры, их
вполне можно сделать чем-то вроде символа нашего города…
Так или иначе, считает Веэво, информацию о летучих мышах в Темном саду надо распространять, но предстоит подумать, как именно.
Спускаемся из Темного сада вниз и переходим к некоторым другим проектам.
Прибрежный променад
Об этом проекте мы не так давно и весьма подробно писали. Работы по его
реализации должны начаться на второй-третьей неделе апреля.
- Надеемся, к тому времени, во-первых, сойдет снег, а во-вторых, Narva
Vesi закончит прокладывать свои коммуникации в зоне ведения проектных
работ, – сказала Анне Веэво.
Липовая ямка
На этот довольно масштабный проект объявлена госпоставка. Причем, по
словам Веэво, было решено разделить работы на две части – строительство и
благоустройство. Так, надеются специалисты горуправы, проект может
обойтись дешевле. Ранее, напомним, конкурсы по Липовой ямке не
удавались, поскольку участники предлагали слишком большие бюджеты.
Нарвский порт
Там тоже идут работы по благоустройству территории.
- В нынешнем году должно быть установлено освещение, произведено
озеленение, построена дорога для сквозного проезда, – перечислила Анне
Веэво. – Кроме того, ЦУ «Нарвский порт» должно закупить два трейлера для
перевозки яхт и других судов. В комплексе с установленным ранее на
причале подъемным краном это даст целевому учреждению возможность
предоставлять всем желающим услугу по транспортировке судов от Наровы до
порта Кулгу или Чудского озера.
В будущем, считает Веэво, необходимо привести в порядок заброшенные
боксы на берегу Наровы, чтобы там можно было разместить всю
инфраструктуру порта – помещения для персонала, все необходимые удобства
для гостей. Сейчас приплывающие к нарвскому берегу туристы могут
получить лишь воду и электричество, которые подведены к причалу. Но
насколько востребован такой объект, как речной порт? Имеет ли смысл и
дальше вкладывать в него городские и фондовые средства (которых и без
того в «Нарвский порт» вложено немало)? Есть ли будущее у этого проекта?
- Будущее есть, – полагает Анне Веэво. – Речной туризм развивается
быстрыми темпами во всех странах. Тем более что, согласно европейским
исследованиям, средний «речной» турист в пункте швартовки оставляет
примерно 250 евро в сутки. Это, конечно, не прямой доход портов (порты
везде, как правило, в лучшем случае выходят в ноль по итогам работы), а
косвенный доход от посещения туристами магазинов, кафе, ресторанов.
Однако, чтобы привлекать гостей, нужно обеспечить им соответствующие
условия. Поэтому, по мнению Веэво, требуется вкладывать в Нарвский порт
дополнительные деньги.
- Да, в ЦУ «Нарвский порт» уже вложено немало, но это в основном
средства различных фондов, – считает заместитель директора Департамента
развития и экономики. – И в будущем нужно будет подавать проекты,
которые помогут развить этот объект. Конечно, нужна инициатива от
руководства ЦУ, ведь программа развития порта есть, надо брать ее за
основу и выполнять. 27.03.2013 Юлия Тоцкая
www.prospekt.ee
|