Меню сайта

Категории каталога

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2672

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Источники » Публикации

Тайны Нарвского Преображенского собора.

Много таинственного, неразгаданного хранят в себе древние стены Нарвского Преображенского собора и жаль, что река археолога так редко прикасается к его тайнам, а последних так много, если проникнуть в глубину его подвалов, погребов и закоулков башни.
По преданию, в подвалах Нарвского собора производилась инквизиция в мрачную эпоху средневековья и заседало верховное судилище инквизиторов. В 80-х годах, во время копания гряд в прилегающем к собору садике, было найдено небольшое ржавое колесо с зубьями, которое принадлежало к орудию пыток. От причта собора эта находка была скрыта и продана в один из петербургских музеев. В 1927 году, во время земляных работ, была открыта большая каменная плита. По вскрытии этой плиты был обнаружен какой-то таинственный ход. К большому сожалению этот ход не был подвергнут тщательному исследованию и в настоящее время его сравняли с землей.
Что таится под этой плитой? Клад-ли, зарытый средневековым духовенством, могила или вход в таинственные подвалы собора? Но во всяком случае, современные археологи должны будут иметь это ввиду.
Всем любителям нарвской старины, наверное, известна легенда о развратном монахе, замурованном живым по указу "святейшей" инквизиции в одну из стен собора. По словам одного археолога, с которым я был знаком в 1915 году, эта легенда имеет не только характер народной фантазии, но и имеет под собой реальное основание. В одной из московских библиотек хранилась в свое время старинная рукопись-дневник монаха католического ордена, в которой, якобы, есть указание, что подобная казнь была совершена в Нарве и автор этой рукописи был ее участником. На основании этого документа писатель-историк Мордовцев предполагал написать роман, что видно из его переписки в друзьями.
В 90-х годах приезжало в Нарву несколько археологов, которые хотели вскрыть одну из стен Преображенского собора (в левой части собора, где в настоящее время находится шкаф для хранения церковного вина и свечей). На основании найденных документов археологи предполагали найти вход в подземелье, где хранились сокровища, зарытые католическим орденом. К сожалению, высшее церковное управление не дало разрешения взломать стену.
Многовековые стены собора овеяны жуткими волнующими, достойными пера художника. Пишущему эти строки один старый священник неизвестную до сих пор легенду о том, что на чердачном помещении собора была выстроена келья, в которой жил монах, исполняющий обязанности звонаря.
В свободное от занятий время монах занимался изучением священного писания. Углубляясь в священные книги, монах глубоко разочаровался в их истинности и пришел к выводу, что это все ложь. Молитвой, постом и подвигом он старался избавиться от своих страшных мыслей, но они до такой степени жгли его мозг, что пытливый ум монаха не выдержал и от помешался. В безумном бреду от выкрикивал хулу на Бога и Его праведников. За "кощунство" несчастного монаха замучили пытками и сожгли на костре.
Если вы войдете в собор, то по левую сторону от главного входа увидите старинную картину "Тайная вечеря". На этой картине изображен ученик Христа Иуда Искариот. Что поражает нас на этой картине, так это то, что Иуда изображен не уродом, не чудовищем, как привыкли его изображать, а человеком с необыкновенно одухотворенным лицом, очень похожим на лицо Христа.
Об этой картине существует такое поверье.
В Нарве жила религиозная семья. Глава этой семьи под влиянием ужаса инквизиции и тех бесчеловечных мер, к каким прибегала католическая церковь, усомнился в последней и в присутствии своей семьи стал порицать действия служителей алтаря. О резких выпадах против церкви родной сын донес о своем отце судьям "святейшей" инквизиции. Несчастный "еретик" отец был схвачен, подвергнут пыткам и сожжен на костре. Жена этого несчастного человека, чтобы заклемить позором на веки сына-предателя, заказала одному художнику картину "Тайная вечеря", на которой просила нарисовать сына в виде Иуды-предателя.
Эту легенду я вычитал в старинном рукописном дневнике, принадлежащему одному из нарвских старожилов.
Все это принадлежит к области легенд, предположений, догадок, но теперь обратимся к реальным тайнам собора, проливающим свет на общую историю Нарвы. Тайны эти в архиве Преображенского собора. Архив хранит в себе много интересных документов, характеризирующих эпоху. Приведем некоторые.
Так, например, имеется жуткий документ об избиении шпицрутенами в 1833 году солдата лейб-гвардии Волынского полка Ивана Михеева. После жестокого избиения, солдат был послан к нарвскому священнику на покаяние. Солдат был наказан за побег. Где-то в соборных книгах есть указание, что этот избитый солдат скончался и был отпет в соборе.
На обложке старинной книги "Жизнь святых" есть пометка, что 7 ноября 1824 года в Нарве был большой потоп; Нарова далеко вышла из берегов и дошла до стен Темного сада, затопив пристань.
В архиве имеется любопытный документ о революционно настроенном дьяконе Нарвского собора, который принципиально не ходил в церковь в царские дни.
Документ говорит так:
1759 года месяца, января 17 дня, на панихиде по государю и князю Алексею Алексеевичу дьякона не было.
28 января на панихиде по императору Петру Первому дьякона на панихиде не было.
На панихиде по императрице Анне Ивановне дьякона не было.
На богослужении 8 февраля по великой княгине Ирине Михайловне дьякона не было.
О этих злонамеренных упущениях 17 марта 1759 года сообщено "куда надо".
Есть документы от 1818 года, характеризующие эпоху крепостной зависимости, такого содержания:
"Матери моей крепостной человек Химрих Якобсон, лютеранского исповедания, имеет позволение жениться. Помещик Леонтий Трефурт. Действительный Статский советник и ковалер".
Другой документ от 29 апреля 1813 года:
"Объявители сего крепостной мой дворовый человек Иван Осипов и девка крепостная с мызы Пейтгофъ, именем Лиза, которые желают вступить в законный брак, на что и от меня дозволение дано, и вас прошу оных перевенчать без всякого сомнения. Егор фон Мюллеръ".
Не лишен интереса документ о пожарных сигналах в Нарве в 1809 году. По распоряжению нарвского коменданта генерал-майора Яфимовича, в случае пожара в Нарве в ночное время, на всех колокольнях должен вывешиваться красный фонарь по тому направлению, где обнаружен пожар, а днем вывешиваться красный флаг. В набат звонили все церкви, как это делается и теперь. Пожар в Нарве извещался также барабанным боем.
Из документов, хранящихся в соборе, видно, что в эпоху царствования Екатерины II в Нарве и окрестностях свирепствовала сильная моровая язва. По распоряжению правительства всех умерших от моровой язвы хоронили в Кюттеркюль.
Опись имущества при соборе за 1802 год свидетельствует о том, что в церкви были большие богатства, но куда они делись история умалчивает.
В 1825 году один из нарвских священников был привлечен в ответственности за то, что он не взирая на свое духовное звание, занимался торговлей и другими промыслами. В из сел Принаровья священник не получив от крестьян достаточного вознаграждения, не допустил село к причастию.
Много трагического, жуткого и даже комического хранят в себе стены и архивы собора и ждут вдумчивого серьезного исследователя, который на основании всех документов и изысканий даст яркую картину былой жизни нашей старушки Нарвы.
 
В. Волгин
"Старый нарвский листок". 1929 год.
Категория: Публикации | Добавил: tellis (31.08.2010)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]