"Граф Цеппелин" вернулся и снова пролетел над Эстонией.
Вчера, в 6.45 утра в районе Нарвы, на эстонско-советской границе показался дирижабль „Граф Цеппелин-127", который летел со стороны Петербурга в направлении Чудского озера. В 7 ч. утра Цеппелин пролетал над Сыренцом, взяв направление на Юрьев, куда он прибыл в 7 ч. 55 м.; здесь дирижабль пролетел над городом всего на высоте 300 метров. В 8 час. 30 м. цеппелин показавшись над Феллином, взял направление в сторону Тагепере, где он был замечен в 9 час. утра. Оттуда он через Пернов полетел прямо на Ригу. Во время полета над Нарвой проживающей в Нарве Марией Асберг получена была с цеппелина радио-грамма следующего содержания: „Полет весело закончен. Сердечно приветствую. Фреди". Телеграмма эта, оказывается, была послана инженером Асбергом (уроженцем Нарвы), который принадлежит к техническому персоналу воздушного корабля.
В яркий, солнечный день 25 июля 1931 года, высоко в небе, к восторгу нарвских обывателей, проплыл огромный воздушный корабль, крупнейший из дирижаблей того времени «Граф Цепеллин» (ЛЦ-127). ЛЦ-127 являлся гордостью, последней новинкой произведшей его на свет фирмы—дирижаблестроительной немецкой аэроверфи, принадлежащей семейству графов Цепеллннов. Недаром помимо серийного номера кораблю было присвоено имя собственное. Поражали размеры дирижабля: высота его почти равнялась высоте десятиэтажного дома, длина—четверти километра, грузоподъемность — 23 тоннам. Аэросудно имело собственную электростанцию, систему телефонной связи, две радиостанции, на его борту находились 46 человек команды и научных работников. Среди тех, кто любовался из гондолы дирижабля панорамой старой Нарвы, замком и бастионами, водопадом и Кренгольмом, был один человек, кому все проплывающее внизу было особенно близко, знакомо и дорого Этим человеком был Федор Федорович Ассберг — наш земляк. 1. Федор Ассберг родился 12 июня 1894 года в Нарве. Окончив полный курс мужской городской гимназии, он поступил на механическое отделение Рижского политехнического института. Началась империалистическая война, и в 1915 году студент Ф. Ассберг был мобилизован в царскую армию и отправлен на фронт. За период боевых действий он был дважды ранен, а после выздоровления продолжил службу в 1-м воздухоплавательном отряде Туркестанского корпуса. К 1917 году в царской армии насчитывалось 93 привязных аэростата, используемых для разведки, корректировки артиллерийского огня. Служба у воздухоплавателей была весьма опасной: воздушные шары обстреливались противником с земли, атаковывались и поджигались с аэропланов, лишь с 1916 года у воздухоплавателей появились парашюты. После победы Великого Октября Ассберг добровольно вступает в ряды Красной Армии. В составе 3-го Московского социалистического воздухоплавательного отряда, приданного Волжской военной флотилии, участвует в боях с белогвардейцами и белочехами. В 1920 году Ассберг назначается помощником командира 1-го воздухоплавательного дивизиона Западного фронта. 2. Ф Ф Ассберг был не единственным нарвитянином, воевавшим в воздухоплавательных частях Красной Армии во время гражданской войны. С 1919 года на Восточном фронте сражались выпускники Петроградских воздухоплавательных курсов, нарвитяне: Кристин Иоганович Алоян и Эрнст Юрьевич Кривоной. За плечами друзей уже была жестокая школа войны, добровольное вступление в Красную Армию в тяжелом 1918 году. До войны Алоян и Кривоной жили и работали в Нарве. К. Алоян был слесарем, а Э. Кривоной — электромонтером. Впоследствии они воевали под Астраханью против деникинцев, а закончил гражданскую войну 7-й воздухоплавательный отряд, в котором служили нарвитяне, боями за освобождение Закавказья. К сожалению, после демобилизации следы воздухоплавателей затерялись. В 1920 году Ф. Ассберг становится членом ВКП(б). После окончания гражданской войны Федор Федорович работает в системе Гражданского воздушного флота, является деканом и преподавателем Высшего аэромеханического училища (впоследствии Московский авиационный институт), принимает активное участие в создании первых отечественных дирижаблей. Со дня создания Всесоюзного комитета по дирижаблестроению Ф. Ассберг является членом его президиума, одновременно он становится начальником Центральной воздухоплавательной базы в Кунцево, под Москвой. В 1931 году в Москве был создан научно-исследовательсний комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей, названный «Дирижаблестроем». Ассберг становится одним из ведущих специалистов созданного комбината. Впоследствии судьба сводит на комбинате Ассберга с одним из знакомых по полету, с которого началась эта статья...
3. Дирижабль, который видели нарвитяне, был создан специально для международного общества «Аэроарктика», организованного по инициативе известного норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена и ставившего своей целью исследование Арктики и Антарктики с помощью аэросредств. «Граф Цепеллин» нес через Эстонию в Ленинград и далее в Советский район Арктики, третью в истории экспедицию в Арктику на дирижаблях. Первый полет на дирижабле «Норге» совершил знаменитый норвежский полярный исследователь Р. Амундсен, а в 1928 году состоялась печально известная экспедиция Умберто Нобиле на дирижабле «Италия». Состав третьей арктической экспедиции, вылетевшей из Фридрихсгафена (Германия) был многонационален: в основном немецкие ученые, два американца, швед и четверо граждан СССР. Нашу страну представляли Р.Л. Самойлович — в прошлом большевик-подпольщик, выдающийся полярный геолог, знаток и исследователь полярных областей СССР, П.А. Молчанов — ленинградский профессор, крупный ученый-аэролог. Э.К. Кренкель — впоследствии известный радист-полярник и Ф.Ф. Ассберг — конструктор, инженер-воздухоплаватель, он же, на время экспедиции, специальный корреспондент ТАСС. Конкретными задачами экспедиции являлись: аэрофотографическая съемка полярных земель, аэрологические и метеорологические наблюдения при помощи радиозондов, наблюдения за конфигурацией суши, состоянием льда, земным магнетизмом, доказательство возможности освоения полярных просторов при помощи дирижаблей.Г. Поповст. научный сотрудник городского музея.