Велосипед может иметь также обширное применение к военным целям и, заменяя конных ординарцев и вестовых, допускает большую скорость передвижения и не требует необходимого лошади корма. Это обстоятельство особенно важно для крепостей, в которых вообще избегают иметь кавалерию, требующую больших запасов фуража. Применению В. в крепостях благоприятствует и то обстоятельство, что все внутреннее пространство последних пересечено сетью прекрасных шоссейных дорог, соединяющих между собою отдельные, значительно удаленные друг от друга укрепления. Хотя в крепостях и есть телеграфы и телефоны, но таковые могут быть испорчены и, во всяком случае, не дают полной свободы в пользовании ими там и в тех направлениях, где необходимо, какую может дать ординарец-велосипедист. При военных действиях в поле, где тем паче могут отсутствовать телеграфы и телефоны, В. может конкурировать в скорости с верховым, при хорошей дороге, и кроме того, под огнем В. находится в меньшей опасности поражения, чем верховой, так как представляет сравнительно оч. малую цель. Лучшие военные велосипедисты считают наиболее подходящими В. легкие на ходу, прочные, несложные, возможно не тяжеловесные и допустимой стоимости. Кроме последнего требования, всему прочему удовлетворяют В. англ. заводов: Rudge и Coventry Machinists; могут быть употребляемы также и Swift № 2 и № 1 и лучше с дутыми резиновыми шинами, облегчающими движение по песку и снегу. На таких В. езда не только возможна по дорогам и всякой более или менее твердой поверхности почвы, но и слегка топкой и покрытой травой; также — в лесах, особенно лиственных и (с дутыми шинами) даже и по песчаному грунту хвойных лесов; по жидкой грязи в неск. вершков, лужам, мягкой пыли, если под ними твердое основание; по снегу в неск. вершков глубиной (с дутыми шинами) при морозе не свыше 5°. Невозможны для езды: густая липкая глинистая и т. п. грязь, сыпучие глубокие пески и глубокий снег. Движение против ветра затруднительно и облегчается лишь при особом навыке. Уклоны, которые можно допустить: при коротких расстояниях (20 — 26 саж.) — ок. 1/6 и, при каменистой почве, ок. 1/5, а на большие расстояния в неск. верст — 1/12. Для переезда через неглубокие канавы следует пересекать их наискось, чтобы получить уклон от 1/2 до 1/3 и усилить скорость, чтобы воспользоваться ею при подъеме. Пригонка В. для наиудобнейшей и наименее утомительной езды должна быть следующей: 1) передняя оконечность седла должна чуть проходить за отвесную плоскость, проходящую через среднюю ось, на которую надеты шатуны; 2) высота седла должна быть такою, чтобы выемка ступни вытянутой ноги упиралась в подножку; 3) носик седла и руль должны быть на одной высоте; 4) передняя часть седла должна быть на 1 дм. выше задней; 5) седла следует заказывать или выбирать такие, чтобы имелся у передней оконечности их винт с гайкой для натягивания кожи и сужения седла по желанию; 6) седло вообще должно быть узко, чтобы не вызывать после долгого пути боли в бедрах и паху; 7) наилучший материал для седла: мягкая и нетолстая кожа, а само седло должно быть подшито живцом из белой толстой кожи; 8) цепь необходимо всегда натягивать с легким провесом. Общие правила езды: 1) смелость; 2) уравнивать дыхание; 3) избегать переутомлений, слезая временами с седла и отдыхая на ходу пешком. Лучшие руководства по езде на велосипедах: гг. Потемкина и Мартоса; заметки Ж. Блока; Сакса ("Велосипед", издание Березовского, СПб.); барона Келлескрауса ("Военный Сборник", 1892, 1) и др. Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Площадь города, согласно последним данным, равняется 1564 гектарам. Из них казне принадлежат 127 гектаров, городскому самоуправлению - 370, и частным лицам — 1286 гектаров. Длина улиц равняется 67,5 километров. *** 19 домов выстроены в городе в течение 1923 и 1924 годов. За то же время уничтожены пожарами и пришли в негодность 9 домов. *** Легковых извозчиков в городе имеется в настоящее время 62. По сравнению с 1920 годом число их уменьшилось вдвое. Значительно увеличилось зато число велосипедов. В 1920 году их было всего 180, в 1924 году их было уже около 400.