Вывоз культурных ценностей (экспонатов и архива) из дворца Петра I в феврале 1944 года. Автомобиль стоит у западного фасада здания, выходящего на ул Койду, ящики выносят для погрузки через вход со стороны улицы. Из фондов федерального архива Германии (Bundesarchiv).
Скорее эвакуация культурных ценностей, т.к. с большей вероятностью это всё погибло, в связи с известными событиями. Кстати там присутствовали и эстонцы
Вопрос, конечно, интересный - как назвать это меропри- ятие? Какая часть из заботливо вывезенного "эвакуато- рами" в качестве культурных ценностей возвращена об- ратно в Нарву, или хотя бы осталась в Эстонии? Я знаком вот так навскидку только с одним предметом, уехавшим из Нарвы на запад - зеркалом из дворца Петра, находящимся сегодня в домике Петра в Таллине. Да и то не знаю, этот возвращенный предмет из ценностей, эвакуированных в СССР, или из тех, что немцами вывозились в 1944 году? А как насчет других ценностей? К примеру, богатейший го- родской архив с множеством средневековых документов немцы так эвакуировали, что до сих пор не то что сам ар- хив, по-моему, найти не могут, но и даже следы-то его с трудом.
-Roman-, во-первых, тот факт что вместе с немцами в вывозе ценностей принимали участие и эстонцы не значит ровным счетом ничего. Мол, что "эстонцы украли у эстонцев?", как вы иронично выразили сомнение в предыдущем комментарии, - совсем нет, оккупировав Эстонию, и даже призывая эстонцев в Ваффен-СС, немцы в знак благодарности совершенно не собирались принимать сколь-либо существенные решения, касающиеся населения и материальных ценностей на территории бывшей Эстонской республики, с учетом мнения этого самого населения, и однозначно не предполагали даже с учетом вклада легионеров в случае возможной победы (несостоявшейся) предоставлять Эстонии никакой ощутимой государственности, разве что в рамках III Рейха дать статус провинции Остланд. Ну да, могу согласиться с Вами, что это была эвакуация с целью "спасти" культурные ценности, но не от уничтожения под ударами с Востока (вряд ли в феврале 1944 года вопрос мог так ставиться), а от, прежде всего, попадания в руки Красной Армии, и вывозились они далеко не с той целью, чтобы позже вернуть их, "спасённые", в целости и сохранности обратно в Нарву. К тому моменту всем уже было ясно, что возвращать их туда не придётся. Были ли эти ценности в ходе дальнейших событий уничтожены - большой вопрос? Но то что теперь в основной своей массе этих памятников культуры нет больше в Эстонии, - это факт. И как же всё произошедшее можно назвать, если не разграблением? А во-вторых, даже если вывезенные ценности и были уничтожены в ходе известных событий, то, может быть, всё-таки процесс исчезновения в пламени этой войны любых ценностей, разрушения целых городов и уничтожения народов, был инициирован с началом ударов с запада на восток - Drang nach Osten, не наоборот же? А всё, позже случившееся, и 6 марта 1944 года в том числе, уже следствие?
Примеры "эвакуации" из Нарвы культурных ценностей во время войны. А ведь тут речь идёт только о трёх предме- тах из многих тысяч исчезнувших. Это, конечно, не органи- зованный вывоз, но в качестве иллюстрации атмосферы спа- сения "новыми хозяевами"доставшихся культурных сокровищ: от рядовых немецкой армии и до официальных органов, имев- ших прямую задачу заниматься подобным "спасением ценнос- тей", весьма показательно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]