Просто "Портал в старом городе"- наверное, как-то
слишком сухо и несправедливо об этом очень интересном
памятнике нарвского зодчества. А портал, между прочим,
один из ряда самых ценных, имевшихся в городе.
Этот, ну, наверное, можно без преувеличения сказать
шедевр нарвского барокко,-украшение дома № 4 по ул Койду.
Что касается самого дома, то он и сам по себе являлся
ярким архитектурно-историческим памятником, выделявшимся
своим внешним видом среди зданий города.
"По рисунку Доменико Трезини был, вероятно выполнен также
портал дома бюргермейстера Й.Шварца, находившегося в ведении
русских до 1714 года. Общее композиционное решение портала
имело черты барокко начала XVIII века. Боковые пилястры
портала украшали скульптурные гермы, изображающие времена
года-зиму в виде бородатого мужчины в шапке и с муфтой, и
лето в виде женщины с серпом...
Несколькими десятилетиями позже при перестройке дома и
переносе портала на новое место в него были внесены
дополнения. К этому времени можно отнести и изменения
постаментов герм, украшенных декором с чертами рококо.
Распоположенные на карнизе разорванного фронтона лежащие
фигуры выполнены более грубо.
И если скульптурные гермы, очевидно, выполнены Я. Леу, то
фигуры на карнизе сделаны кем-то другим.
Портал дома
Шварца является единственным примером деревянного резного
портала в архитектуре Прибалтики и в его прорисовке
видна связь с работами итальянских мастеров.
Имя исполнителя герм портала и участника изготовления иконос-
таса Спасо-Преображенского собора Якоба Леу согласно архивным
документам упоминается в Нарве впервые в 1694 году, но прибыл
он сюда, вероятно, раньше... До этого Я. Леу работал в Риге в
мастерской скульптора Йохана Боделера из Цюриха и принимал
участие в сооружении городских ворот. Леу работал с одинаковым
успехом как по камню, так и по дереву. В 1707 году Я. Леу
крестил в Нарве своего сына, названного в честь А. Меншикова
Александром. Можно считать вероятным, что Леу работал вместе
с архитектором Д. Трезини, приближенным к Петру I и А. Менши-
кову."
Из книги Олега Коченовского "Нарва. Градостроительное развитие
и архитектура."
Надо сказать, что около двухсот лет портал сохранялся в почти
неизменном виде, в чём мы можем убедиться по фото 1891 года.
Но в XX веке понес утраты, и уже к концу тридцатых годов этого
века исчезли находившиеся на крыльях фронтона лежащие фигуры,
интересная металлическая кованная решетка с фонарем над
проёмом двери и парные металлические таблички с текстами.
А вот так выглядел иконостас Спасо-Преображенского собора,
в изготовлении которого принимал участие Якоб Леу.