Старый крест не просто старый, а старинный. Он 500 лет простоял на одной из церквей в Ивангородской крепости. А в 90х кто то ночью 2 или 3 раза стаскивал с монумента , 2 раза реставрировали , а на третий-заменили на этот....
А 500 ли лет этому кресту, может быть, несколь- ко меньше, лет 320-350? В нарвском справочнике указано, что крест для памятника был раньше установлен над алтарем одной из церквей Ивангородской крепости. Во-первых, скажите я ошибаюсь или крест все же по форме совсем не православный. Мог ли он рас- полагаться в таком виде в(над) православной цер- кви(церковью)? Во-вторых, зачем снимать крест с церкви и исполь- зовать его для памятника. А вот, если крест был раньше установлен над алтарем Успенской церкви Ивангородской крепости, когда она была лютеранс- кой, а после переосвящения её снова в православ- ную в начале 1700-х гг. хранился где-то до 1853 года, вот тогда, вроде бы все встаёт на место. Есть у кого какие соображения на этот счет?
не претендую на последнюю инстанцию. просто всплывает из памяти когда то прочитанное..ставили памятник и в то же время ремонтировали церкви в Ивангороде. снятое приспособили на новом памятнике...может и не 500 а 350 .энциклопедическими знаниями не владею, ...есть такой жанр- исторический анекдот....
Да, нет, narvast, я в общем-то упор не на возраст креста делал и не на энциклопедические знания, тем более я тоже такими зна- ниями не обладаю. Я про обычную логику. Нет на сайте никого, кто ответил бы: крест памятника такой формы мог быть у право- славного храма? И потом, если, допустим, крест взялись менять на церкви во время ремонта, то, наверное, это было бы в том случае, когда его физическое состояние уже не устраивало. Тогда логично предположить, что такой ветхий крест и ставить в качестве памят- ника смысла нет. Но его все-таки поставили. Так, может быть, этот крест ни к ремонту церквей в ивангородской крепости, ни вообще к периоду, когда церкви использовались в ка- честве православных, отношения не имеет?
опять же была статья о том , как шведы после ливонской войны без успешно пытались в Ингерманландии насадить лютеранство и как местные русские и ижоры упорно сопротивлялись этому. Что удалось так это издать церковную литературу на русском языке, но на латинице. После того как вымерли местные священники, православные стали привозить их из Польши (украинцев и белорусов) , Ивангород был оплотом православия не желающие перекрещиваться переселялись за Нарову и доходило до того,что шведы насильно забирали детей у местной элиты и купцов и селили в Нарве, что бы с детства воспитывать в лютеранских традициях , но...120 лет оказалось слишком короткий срок и у всех ингерманладских финнов русские имена и фамилии до сих пор. Хотя в России испокон веков была веротерпимость и кто ты Юхан или Ваня.... был бы человеком хорошим....
1) tellis, почему без имени ? IMHO, потому что автор той статьи не знает названия монумента (креста), хотя знает, что он "был воздвигнут в 1853 голу в честь русских воинов, погибших во время Северной войны в 1704 году при штурме Нарвы" (а надпись на кресте либо не читала, либо не считает её за "название монумента"). P.S. ещё более IMHO, та статья написана ради "Камней Блесты". *** 2) АВП, Причем это копия старого креста... Крпия "один-в-один" ? Как по дизайну (ничего не изменили), так и по изготовлению (т.е. не так, чтобы оригинал - литой, копия - сварная) ? *** 3) misha, narvast, относительно формы креста: Крест с маленькими перекладинами по концам - англ. Cross crosset, нем. Wiederkreuz, его ещё называют Немецкий крест и Тевтонский крест (хотя тевтонским называют и "лапчатый" крест). Сомневаюсь, что "нарвский" крест мог стоять на куполе (шатре) церкви. Внутри церкви (если овал в центре креста использовать для хранения мощей) ?.. Здесь нужно мнение специалиста по истории церковной утвари и церковной архитектуры. *** 4) по конструкции креста: если крест делали (лили) сразу как конкретный памятник, то зачем табличку делать не цельной с крестом, а съёмной, да ещё и в виде крышки на "овальную коробку" ? N.B! зато удобно менять надписи... Или я ошибаюсь, и там всё "цельное" ? *** 5) в орфографии до реформы 1918 года писали "при взятiи", а не "при взятии" (или так только на копии ?).
paalusolmu, вы пишите, что "сомневаюсь, что "нарвский" крест мог стоять на куполе (шатре) церкви". Я так понял вы имеете в виду православную церковь, а на лютеранской мог?
-Roman-, спасибо за ссылки на книги *** misha, а теперь я сомневаюсь в том, что я сомневаюсь а если серьёзно, то "классика": четырехконечный "латинский" крест на католических и протестантских храмах и восьми- и шестиконечный - на православных храмах. Однако, как говорит один из персонажей фильма "Где ты был, Одиссей ?": "Возможны варианты". Первоначально я полагал, что у "нарвского" креста "овал" - это "коробка", поэтому и не мог представить такой крест над храмом (лютеранским в том числе). Но, при более внимательном рассмотрении других фото "нарвского" креста пришёл к выводу, что это две накладные овальные таблички. Без оных табличек такой крест возможен над лютеранским храмом. *** "ранее стоял над алтарем Успенской церкви в Ивангороде" (цитата из газеты "Молодкжь Эстонии"); другой вариант в одной брошюре "до этого крест венчал алтарь Успенской церкви в Ивангороде". Остается вопрос: чем был перекрыт алтарь, чтобы над ним был установлен крест ? Тут информация по Успенской церкви: http://uspenskaja.cerkov.ru/istoriy....]
....такой крест возможен над лютеранским храмом.... почему бы и нет? В крепости находился шведский гарнизон,проводились религиозные обряды и храм вполне мог переосвящён в лютеранский. В Нарве в старом городе было два огромных лютеранских собора и после штурма 1704 года.Один был переосвящён в православный,второй оставлен лютеранским и в этом статусе они находились вплоть до 1944 года.....
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]