На улице Хельсинги то ли в доме № 10, то ли в следующих
зданиях № 12 или 14 располагалась перед войной нарвская
синагога.
Советская писательница Вера Панова побывала во время вой-
ныв качестве беженки в Нарве и содержалась некоторое вре-
мя в синагоге. "— Вера Федоровна, — сказала Надежда Владимировна, знав-
шая все на свете, — вы знаете, где мы? Ведь это синагога!
Да, нас привели в синагогу. По узкой лестнице мы поднялись
на хоры, там были нары, устланные соломой, здесь нам пред-
стояло жить сколько-то времени. Потом пришла раввинша, ма-
маленькая, страшная, похожая на сверток каких-то траурных
лоскутков, — вдова раввина, убитого немцами в числе других
нарвских евреев. У нее убили всех, вплоть до внуков и прав-
нуков, она одна жила в опустевшей, оледеневшей квартире и
просила у всех, в том числе и у нас, чтобы ей привезли дров.
Одну из ночей мы ночевали в этой квартире, набитой сваляв-
шейся овечьей шерстью, и всю ночь мне снились те, кого уве-
ли отсюда, чтобы убить."
Эти события нашли отражение в её пьесе "Метелица"
Описание синагоги оттуда.
"Зал Н-ской синагоги: громадно-высокий, голый, симметричной
и унылой архитектуры. Зимние сумерки. Голубеют уходящие в
высоту окна; иа них черными силуэтами Давидовы щиты — шес-
тиугольные звезды. Раздаются шаги, входит товарищ городско-
го головы Теесалу — благообразный господин в шубе, за ним
дежурный полицейский Л у т с с винтовкой.
Лутс поворачивает выключатель. Загорается лампочка на длин-
ном кривом шнуре. Освещается зал: нары у стены, железная
печка-времянка с коленчатой трубой, которая выходит наружу
через одно из окон. Наверху — хоры; видна дверь, ведущая с
хор на лестницу. Вдоль стен — ряды великолепных бра. Звез-
ды на окнах — грязно-желтого цвета, в мрачном черном орна-
менте. В этом зале еще недавно молились. Сейчас на нем пе-
чать гонения и одичания. Лампочка на кривом шнуре горит оди-
ноко и испуганно."