Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2891

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Исторический очерк Нарвской гимназии

Исторический очерк Нарвской гимназии с 1875-1919 г.

(Речь, произнесенная на юбилее гимназии Э. Э. Маак).

Преподаватели Нарвской городской русской гимназии, 1930. Э.Э. Маак стоит четвертый слева

    Освященный древностью обычай устраивать по поводу истечения крупных единиц времени торжественные юбилеи по достопримечательным событиям налагает на нас нравственную обязанность с признательностью обратить наш духовный взор к тому времени, когда полвека тому назад в городе Нарве зажегся яркий светоч научного знания и возвышенного миропонимания, лучи которого озаряли жизненный путь тысячам людей, многие из коих являются видными участниками в создании Эстонского государства, выдающимися государственными деятелями, учёными, полководцами и представителями других, самых разнообразных отраслей полезного для общества труда.

    Семидесятые годы для Нарвы имели огромное значение, так как ознаменовали собою большое оживление в жизни города. В октябре 1870 г. Нарва была соединена железной дорогой с Петербургом, а три года спустя, в Нарве было введено городовое положение.

    Эти два знаменательных факта отразились не только на внешнем благоустройстве города, но и значительно повысили культурный уровень его.

    Вновь созданное городское самоуправление Нарвы с самого начала проявило кипучую деятельность по созданию целого ряда общеполезных  учреждений, как то: добровольного пожарного общества, общества взаимного кредита, русского общественного собрания. Важнейшим же делом Нарвской городской думы в области внутреннего благосостояния города является открытие учебных заведений и прежде всего Мужской гимназии, основанной 1 июня 1875 года.*

Нарва. Мужская гимназия. Первая четверть ХХ века.

    Мысль об учреждении в Нарве прогимназии проводилась ещё в 60-х годах игравшим тогда первенствующую роль в городе немецким обществом. В прошении, поданном Министерству в 1864 г., Нарвские гильдии изъявляли готовность из своих средств приплачивать до 7000 рублей в год на содержание гимназии, но с тем условием, чтобы на преподавание немецкого языка было отведено 60 часов в неделю, а на русский - 38, что для Русского правительства оказалось неприемлемым.

    Не встретил также сочувствия проект купца Петрова, представленный им в 1867 г. - основать банк и на прибыли от его операций открыть гимназию.

    В 1872 году жители Нарвы обратились к попечителю С. Петербургского Округа с ходатайством о преобразовании Нарвского Высшего Уездного училища в реальную гимназию. Попечитель предложил открыть в городе гимназию под обеспечение самого общества, но вопрос этот как-то заглох до 1874 года, когда Городская дума снова возбудила ходатайство перед Министерством об открытии в Нарве прогимназии с обеспечением из городских средств пособия в 2686 руб. 40 к. в год. Ходатайство это было уважено и 23 апреля 1875 г. высочайше утвержденным мнением Государственного Совета была учреждена Нарвская классическая прогимназия на условиях, предложенных городом. Официальное же открытие её последовало 1 июля 1875 г.*

    Главная заслуга основания гимназии принадлежит первому городскому голове города Нарвы Адольфу Федоровичу Ган, наиболее деятельно хлопотавшему об открытии в Нарве средней школы.

    Имя Адольфа Федоровича Ган теснейшим образом связано с историей нашего города, ибо нет ни одного поприща общественной жизни в Нарве, на котором он не проявлял своей плодотворной деятельности и не было благого начинания, в котором он не принимал участия.

    Пользуясь общим доверием своих сограждан, А. Ф. Ган был избран первым городским головой Нарвы и блестяще оправдал оказанное ему доверие. В эпоху начавшегося возрождения общественной жизни в нашем городе мы всюду видим его смелую инициативу, его обдуманную распорядительность, его широкий взгляд на все дела общей пользы. Его трудами проводится водопровод, строится громадная каменная терраса, прокладывается прекрасный бульвар по набережной реки Наровы, основывается близ Нарвы курорт Усть-Нарова.

    Но больше всего городское население обязано Адольфу Федоровичу неусыпными заботами его о народном образовании. Благодаря исключительно его стараниям, хлопотам и крупным материальным жертвам в Нарве была учреждена мужская, а затем в 1884 г. женская гимназия, чем Нарва далеко опередила многие другие более значительные города России.

    Вскоре после открытия в Нарве прогимназии некоторые из местных жителей, приверженцы реального образования, возбудили ходатайство об открытии в прогимназии параллельных классов без греческого языка, но ввиду господствовавшего тогда в Министерстве мнения, что среднее образование должно основываться на изучении двух древних языков - латинского и греческого, эта просьба не была уважена.

    Помещение для прогимназии, открытой сначала в составе приготовительного и первых двух классов, было нанято в доме барона Арпсгофена на Рыцарской улице против дворца Петра Великого, в нынешнем Лаврецовском музее.

    Инспектором прогимназии был назначен Рудольф Богданович Келер.

    Число учащихся быстро возрастало. К 1 сентября 1875 года их было 45, а уже в следующем — 76, затем — 99 и 129.

    Нанятое городом в доме Арпсгофена помещение было крайне тесно и неудобно тем более, что для открытия последующих классов не было свободных комнат, Это обстоятельство заставило Городскую Думу уже в 1876 году ходатайствовать перед Правительством о перемещении прогимназии в казённое здание занимаемое Нарвским высшим уездным училищем, выходящее на Ровяную, Широкую и Богадельнинскую улицы: высшее же уездное училище предполагалось преобразовать в 3-х классное городское училище и перевести его в помещение прогимназии в дом Арпсгофена. Разрешение было дано, и с 1877 года Нарвская прогимназия переселилась в дом, занимаемый в настоящее время Эстонской гимназией. 

    Историю этого дома можно проследить до 1785 года, когда он принадлежал доктору медицины Сандеру: первый этаж состоял из кладовых, а второй из жилых комнат. В начале XIX столетия дом перешел к купцу Грослобу, а затем к купцу Риттеру, продавшему его Нарвскому коменданту барону Велио, у которого в 1845 году остановился император Николай I во время своего пребывания в Нарве. В 1847 г. это здание купило Министерство Народного Просвещения для высшего начального училища.

    14 октября 1877 года Городская Дума ходатайствовала о преобразовании Нарвской 4-х классной прогимназии в 6-ти классную. Но в виду финансовых затруднений государства в связи с Турецкой войной эта просьба была отклонена. Только повторное ходатайство увенчалось успехом и 22 февраля 1879 г. мнением Государственного Совета Нарвская 4-х классная прогимназия была преобразована в 6-ти классную с отпуском из казны по 4921 р. в год.

    Воспитание и образование юношества в этом учебном заведении велись настолько успешно, что Городская Дума сочла нужным 3 декабря 1879 года выразить от имени города Нарвы доверие и благодарность директору 6-ти классной прогимназии и педагогическому Совету за неутомимые труды  по воспитанию детей городского населения.

    С начала 1880-81 учебного года 6-ти классная прогимназия состояла уже из полного комплекта классов при общем числе учеников 120, и, принимая во внимание, что прошедшие VI класс и не имеющие средств для окончания курса перейти в гимназии других городов, будут лишены возможности закончить свое образование, Городская Дума постановила ходатайствовать о преобразовании прогимназии в полную гимназию. 22 сентября 1881 года разрешение последовало с ассигнованием 26.700 рублей ежегодно на содержание учебного заведения. К этой сумме А. Ф. Ган ещё прибавил 3075 р. 20 к. из своих средств, а город увеличил свои ежегодные ассигнования до 4000 р.

    В личном составе гимназии в то время, кроме почетного попечителя А. Ф. Гана были: директор Рудольф Богданович Келер, инспектор Михаил Андреевич Петров и 11 преподавателей наук и искусств. Преподавателем греческого языка в гимназии впоследствии одно время был теперешний посланник Эстонской Республики г. Каллас.

    С 1876 г. преподавателем гимназии, а затем и инспектором был Карл Карлович Галлер, скончавшийся два года тому назад. В лице его Русская гимназия лишилась одного из старейших и достойнейших педагогов, о котором его ученики хранили и хранят самые лучшие воспоминания. Он имел редкий дар вызывать в своих учащихся интерес ко всему изучаемому, умел в то же время пробуждать в них благородные стремления и трудовые навыки. Как учитель и инспектор, покойный был необыкновенно строг и требователен. Замечаемые в учениках недостатки характера: леность и распущенность он признавал необходимым искоренять подчас суровыми мерами. Отличаясь большой силой воли, покойный пользовался среди учащихся неограниченным авторитетом, так что даже самые строптивые и своенравные ученики беспрекословно подчинялись ему. Везде, где он появлялся, царили тишина, порядок и дисциплина.

    Хотелось бы помянуть добрым словом и других, незабвенных сослуживцев, которым не дено было дожить до сегодняшнего торжественного дня.

    Весною нынешнего года мы похоронили учителя рисования Николая Васильевича Семёнова и стали беднее необычайно добрым и отзывчивым человеком. Покойный был выдающимся художником. Его яркий талант оценило такое компетентное учреждение, как Академия Художеств, наградившая его за его произведения серебряными и золотыми медалями. Его картины украшают местный музей, а также многие церкви.

    К. К. Галлер и Н. В. Семёнов скончались в преклонном возрасте, в возрасте же всего только 37 лет умер три года тему назад преподаватель математики и физики Николай Григорьевич Коломинский, пользовавшийся самыми широкими симпатиями. Его любили и ценили за благородство его души, за его деликатность и за его скромность. Он никогда не искал успеха и одобрения, а довольствовался тем, что его поступки всегда согласовались с указаниями его совести. Как педагог, усопший отличался редкой добросовестностью и любовью к делу. Он отдавал учащимся все свои силы и всё своё здоровье. А между тем, здоровье его было слабым и хрупким. Уроженец благодатного юга, покойный не переносил нашего сурового климата, что и свело его в могилу.

    Светлая память о нём, новых наших покойных коллегах останется жить в наших сердцах!

    Возвращаясь к описанию жизни гимназии в начале её существования, я позволю себе коснуться финансовой стороны. Плата за ученье в приготовительном классе была 20 р. в год, в остальных - 30 р., а с 1887/88 учебного года 40 рублей в год с каждого ученика. Источниками содержания были - 21030 - из Государственного казначейства, 4000 рублей - от Городского Общества, около 3000 рублей - платы за ученье, Почетный попечитель А. Ф. Ган, на свой счет за 10.000 р. отделавший здание гимназии на Ровяной ул., пожертвовал сверх того ещё 16000 р., проценты с которых составляли около 600 р. (584 р. 25 к.) в год. В первые годы существования гимназии были учреждены две стипендии: от Русского Общественного Собрания - 1500 р. и имени законоучителя священника Петра Федоровича Иовлева -1000 р.

    В 1883 году был первый выпуск из гимназии. Окончило курс 6 человек, в 1884 г.- 2, в 1885 г.- 7, в 1886 г.- 3 и в 1887- 5.

    В 1888 году директором гимназии был назначен состоявший и ныне директором Нарвской Русской Объединенной гимназии Алексей Иванович Давиденков.

    В 1890 году около Нарвы были большие маневры, на которые прибыли император России Александр III и германский император Вильгельм II. Царя ждали в гимназии, и он уже доехал до площади ратуши, но получил по пути какое-то известие и повернул обратно. Были в гимназии только императрица Мария Федоровна с дочерью Ксенией Александровной. Им была устроена торжественная встреча. Один из учеников продекламировал специально составленное им для этого случая приветственное стихотворение.

    Железнодорожный мост в Нарве был в то время ещё недостаточно крепким, чтобы выдержать тяжело нагруженные царские поезда. Поэтому, когда Александр III и Вильгельм II уезжали из Нарвы, для них были построены специальный павильон и станции в том месте, где Новая Линия на Ивангородском форштадте пересекает полотно железной дороги. Учеников гимназии водили для проводов царя и они стояли шпалерами около павильона.

    Учебное дело гимназии шло очень успешно. Занятия оживлялись изредка образовательными экскурсиями, литературными и музыкальными вечерами и утрами.

    После перевода А. И. Давиденкова в 1894 году в Петербург, директором гимназии был назначен Иван Михайлович Евгенов. При нём был пожар в здании гимназии, примыкавшем тогда к деревянным сараям. В них загорелось и огонь перебросился сначала в квартиру помощника классных наставников Алексея Алексеевича Трутва, у которого выгорела вся обстановка. Были попорчены некоторые классные помещения, а также карцер, который впрочем уже задолго до этого пожара перестал функционировать. В избежание повторения подобной пожарной опасности и для округления участка, Хозяйственный Комитет решил прикупить для гимназии близлежащий грунт. Для участия на торгах двух смежных с гимназией участков член Хозяйственного Комитета К. Е. Пшеницын, занимавший одновременно также и пост председателя городской думы, был дважды в 1901 и 1911 годах командирован в Ревель, где ему удалось сначала купить для гимназии за 6000 рублей участок земли с деревянными сараями, а затем другой с двумя двухэтажными каменными домами за 11000 рублей. Тогда же возник вопрос о расширении гимназии, так как теснота помещения давала себя чувствовать, но осуществление этого намерения относится к значительно более позднему времени.

    К концу столетия стройное здание классицизма, как система образования, под влиянием новых педагогических веяний начало колебаться. Греческий язык постепенно был изъят из числа учебных предметов и стало замечаться некоторое приближение школы к жизни. Особенно это стало выявляться во время и после революции 1905 года, когда рухнул реакционный режим и Россия превратилась в конституционное государство. Тогда были основаны родительские комитеты для установления связи между семьей и школой, были введены новые предметы, как например, законоведение и психология, а также преподавание эстонского языка для желающих изучать этот предмет.

Книга. Восток и мифы. Для III класса гимназии. Составил К.А. Иванов, директор Нарвской гимназии. Издание 2-е, исправленное. 1905 г.

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая.

    Революционные события 1905 года сравнительно слабо отразились на школьной жизни. Была, правда, ученическая сходка, на которой учащимися было предъявлено требование о предоставлении им права пользования книгами из фундаментальной библиотеки и чтобы к учащимся обращались не на ты, а на Вы. Но беспорядки, благодаря энергии Педагогического Совета и директора Константина Алексеевича Иванова были быстро ликвидированы.

Новая история. (Курс систематический). Издание 4-е. Составил К.А. Иванов, директор Нарвской гимназии. 1906 г.

Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник имени А.А. Горбенко.

    С 1906 года директором гимназии снова был назначен А. И. Давиденков, с тех пор беспрерывно находящийся в Нарве.

    Годы, предшествовавшие мировой войне, совпали с целым рядом исторических юбилеев: двухсотлетия Полтавской битвы в 1909 г., столетия Бородинской битвы в 1912 г. и трехсотлетия дома Романовых в 1913 году

    Все эти юбилеи, особенно последний, были отпразднованы с большой торжественностью, с устройством богослужений, парадов, актов и произнесением речей, выяснявших значение празднуемых годовщин.

    Под влиянием исторических воспоминаний в связи с юбилеями, особенно из эпохи Петра В. в правящих сферах возник интерес к потешным [отрядам], т. е. к ознакомлению учащейся молодежи с военным строем. Гимнастическим и военным упражнениям стали придавать большое значение и в Нарвской гимназии.

    1-го мая 1912 года гимназию посетил и сделал осмотр гимнастических упражнений попечитель С-Петербургского Учебного Округа граф Мусин-Пушкин. Под звуки гимназического оркестра учениками были проделаны сокольские упражнения** и фехтовальные приёмы с ружьями, а образцовой группой - довольно трудные упражнения на турнике и параллельных брусьях.

    Попечитель заявил директору, что всё виденное превзошло его ожидания, ученикам же он пожелал успеха на предстоящем царском смотру.

    1 июня 1912 года гимназисты под командой учителя гимнастики штаб-капитана Лунда, с директором гимназии А. И. Давиденковым, инспектором К. К. Галлером и преподавателем Л. В. Гиппиусом прибыли в С.-Петербург, а оттуда отправились вместе с учениками столичных учебных заведений в Царское Село.

Булла К. К. Высочайший смотр гимнастов-воспитанников гимназий и реальных училищ Санкт-Петербурга, Нарвы и Пскова. 5 июня 1912 г.

Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

 

    В присутствии государя, императрицы Александры Федоровны и наследника, военного министра генерала Сухомлинова, министра Народного просвещения Кассо и попечителя С- Петербургского Учебного Округа графа Мусина-Пушкина Нарвцами 6ыли исполнены разнообразные удары прикладами и штыками, а затем последовали упражнения на снарядах. В заключение все учебные заведения прошли церемониальным маршем мимо государя, поблагодарившего их.

    Попечитель лично благодарил директора, сказав: "Ваша команда представляла нечто новое, интересное. Государю очень понравились все упражнения и Ваше великолепное прохождение церемониальным маршем."

    После угощения учеников от императорского двора каждому учащемуся было прислано по фунтовой коробке конфект, а от гимназии им были выданы серебряные жетоны на память о смотре.

    Летом 1913 года Нарвская гимназия принимала участие во Всероссийской выставке гигиены в С.-Петербурге, выставив в школьном отделе фотографические снимки гимнастических упражнений и хода дела физического развития за 4 учебных года. За эти экспонаты Нарвской гимназии была присуждена большая серебряная медаль.

    9-го мая 1914 года происходила закладка нового здания гимназии. В присутствии педагогического персонала с директором во главе и учащихся, а также представителей правительственных и общественных учреждений города Нарвы было совершено торжественное богослужение, а затем после речи директора в стену нового здания была заделана доска с указанием исторических дат, сопровождавших закладку этого строения.

    В перестройке и расширении гимназии была крайняя необходимость, ибо рассчитанная первоначально на небольшое число учеников, приблизительно на 150, гимназия постепенно значительно разрослась и имела свыше 300 учащихся. Для такого количества воспитанников помещение стало слишком тесным.

    Работы по перестройке и расширению здания гимназии велись архитектором А. И. Владовским и инженером М. Ф. Пантелеевым под руководством Высочайше учрежденной Строительной Комиссии под председательством директора А. И. Давиденкова.

    Сметная сумма на всю перестройку здания гимназии со включением гимнастического зала, одного из самых больших помещений в городе, полуциркульной части актового зала и служб была исчислена и утверждена в 179.954 р.

    В виду сложности работ и невозможности окончания их к сроку, с разрешения Министерства, летние каникулы были продолжены на 3 недели, а приемные, переводные и выпускные испытания производились в помещении Владимирской церковно-приходской школы, любезно предоставленном заведующим её священником П. П. Калинкиным.

    Закончена была постройка уже в тяжкую годину мировой войны при общем вздорожании жизни и повышение цен на строительные материалы и рабочие руки и тем не менее ассигнованная по смете сумма не была превышена.

    Нарвская гимназия и город обогатились ценным приобретением: вместе старого здания выросло изящное новое, вполне удовлетворявшее требованиям, предъявляемым к таким постройкам: обилие воздуха и света в помещениях, предназначаемых для учебных занятий, и рекреации, и просторный зал для физических упражнений дал бы Педагогическому Совету возможность при ещё более благоприятных условиях, чем ранее, воспитывать бодрую, крепкую телом и духом молодёжь. Но события военного времени не дали возможности использовать преимущество простора нового здания.

    Уже 24 октября 1915 г., по распоряжению Петроградского губернатора Сабурова, помещение гимназии было занято под запасный 121-ый полевой госпиталь. В распоряжении гимназии остался лишь один коридор бокового южного флигеля с 4-мя классными помещениями, 1-ой комнатой для физического кабинета и 1-ой для учительской. Вследствие этого занятия в гимназии с 24 октября происходили в две смены; утренняя была - с 9 ч. утра - до 1 ч. - для четырех младших классов и послеобеденная - с 3 ч. до 7 ч. вечера для учеников  4-х старших классов. Приготовительный класс был переведен в ученическое общежитие в доме Н. В. Семёнова.

    Мировая война уже в первые месяцы унесла много жертв среди бывших учеников. В виду большой убыли офицеров Русской армии, в старших классах гимназии была введена допризывная подготовка, т. е. обучение военному строю, причём абитуриенты были освобождены от выпускных экзаменов. Учащемся, по предписанию Министерства, давалась возможность и ускоренного прохождения курса для поступления добровольцами в действующую армию. В общем, многие Нарвцы геройской смертью запечатлели преданность долгу.

    В последние годы войны некоторые группы учащихся принимали участие в рытье окопов, а когда в полевых работах всё большей степени стал обнаруживаться недостаток рабочих рук, то из учеников были образованы добровольные трудовые дружины для оказания помощи местному крестьянскому населению по уборке урожая.

    Страдания воинов действующей армии, и особенно раненых, не могли не найти отклика в чутких сердцах учащихся. Они добровольно исполняли обязанности санитаров, встречали раненых на вокзале, развозили их по лазаретам. Из своих нередко скудных бюджетов они еженедельно отчисляли кто сколько мог для покупки подарков и отсылки их в действующую армию. При гимназии выросла целая организация из педагогов, родителей учащихся и учеников, регулярно отсылавшая солдатам на фронт подарки. Особенно много инициативы в деле пробуждения в учащихся деятельной помощи к ближнему проявлял законоучитель священник Кочуров, переведенный через некоторое время в Царское Седо, где он был расстрелян большевиками.

    Годы войны сменила революция, вначале встреченная обществом с надеждами, а затем становившаяся всё более и более тяжёлой и мрачной. Нервное возбуждение революции не могло не отразиться на психике учащихся. Они сорганизовали ученический союз, предъявили ряд требований об отмене преподавания латинского языка, об участии учеников в заседаниях Педагогического Совета, угрожали забастовкой. На своих собраниях они выносили резолюции о необходимости заключения Мира без аннексии и контрибуции. Но в общем с учащимися можно было ладить и участия в уличных беспорядках они не принимали.

    Переход власти в руки большевиков ещё увеличил число эксцессов в городе, особенно когда в связи с разгромом винных складов и пивного завода возникли беспорядки и в следствии тревожного настроения пришлось временно прекратить занятия в гимназии.

    После эвакуации военного госпиталя гимназия получила своё здание обратно, но в ужасном виде, так что только после ремонта и дезинфекции можно было им пользоваться.

    Нарвское городское управление было заменено Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Член исполнительного Комитета Юргенс явилась в заседание Педагогического Совета гимназии и передала распоряжение Советской власти об ускоренном выпуске учеников VIII класса в конце января.

    1-е февраля 1918 г. был введен новый стиль и 1-е число было признано 14-ым.

    На заседании Педагогического Совета в этот день присутствовал член Исполнительного Комитета Дауман и сообщил о декрете, запрещавшим преподавание Закона Божия и молитву. По распоряжению Советской власти, в состав Педагогического Совета, кроме преподавателей и представителей Родительского Комитета, должны были входить ещё 3 члена исполнительного комитета и 1 представитель от старших классов учащихся - все с правом решающего голоса. Были отменены должности директора и инспектора и заменены должностями председателя

Педагогического Совета и его товарища. 47 ученикам выпускного класса были присуждены аттестаты зрелости, причём степень успешности должна была быть обозначаема только

словом "удовлетворительно". Было введено преподавание эстонского языка, обязательное для эстонцев с платой преподавателю из средств Эстонского Общества, а впоследствии плата должна была поступать из казны. Наконец, было введено новое правописание.

    В марте было издано распоряжение об очистке всеми гражданами улиц от снега, а прибывшим в город комиссаром Дыбенко был объявлен красный террор.

    На следующий день Нарва была занята германскими оккупационными войсками, а накануне состоялся отъезд Казначейства, увезшего около 40.000 р. (38.923 р. 73 к.) гимназических денег.

    Вся власть в Нарве перешла к германскому коменданту города. Выход на улицу с 7 часов вечера до 6 часов утра был запрещён, причём стрелка часов была переставлена на 1 час вперед. Все распоряжения большевиков были отменены. Русские вывески и названия улиц были заменены немецкими. Была отменена форма для учащихся.

    Первые дни уроков не было, так как гимназия была занята германскими войсками. Когда некоторые помещения освободились, Педагогический Совет попытался возобновить занятия, но эго оказалось невозможным, т. к. германские солдаты во время уроков гуляли по коридорам и мешали преподавателям заниматься.

    После занятия немцами последних остававшихся незанятыми помещений, Педагогический Совет решил вести занятия в послеобеденное время в женской гимназии, от 2-6 ч. Но 7 апреля, по предписанию германских военных властей, были закрыты все учебные заведения впредь до особого распоряжения. Только через неделю последовало разрешение возобновить учебные занятия, но с тем, чтобы в каждом классе было по 6 уроков немецкого языка в неделю, а в приготовительном классе преподавание всех предметов должно было вестись на немецком языке.

    15 апреля занятия опять начались в здании Мужской гимназии, освобожденном от войск, а через месяц, по распоряжению военных властей из Ревеля, ученики были отпущены на летние каникулы.

    Летом для заведывания всеми школами города Нарвы был назначен пастор Галлер, а средними учебными заведениями-пастор Вальтер. По их инициативе, 24 августа мужская гимназия была преобразована в Реальную гимназию по прусскому образцу с 9-ю классами и с полным переходом на немецкий язык преподавания, только ученики 8 класса могли кончить курс по русской программе. Названия классов были заменены новыми, установленными в германских учебных заведениях: sexta, quinta, quarta и т. д.

    Служащие должны были подписать договор с представителем германской власти. Содержание они с августа месяца стали получать из областной кассы по новой, установленной германцами с 18 июля денежной системе, в зависимости от образовательного ценза и возраста, от 410 до 740 марок в месяц, причём лица женского пола получали лишь 3/4 того, что получали мужчины.

    14 ноября не было уроков по случаю объявления независимости Эстонии. В тот же день школьный инспектор пастор Галлер оставил свою должность.

    21 ноября, с 9 -11 ч. утра была первая бомбардировка Нарвы большевистскими войсками, наступление которых было отбито. В этот и последующие дни, в виду тревожного состояния города, занятий не было.

    28 ноября была вторая бомбардировка Нарвы большевистскими войсками, продолжавшаяся с 6 часов утра до ночи. Осколки гранат попадали и в здание гимназии.

    На следующее утро Нарва была занята красными войсками и была объявлена Эстляндской коммунистической пролетарской республикой.

    Только 4 декабря возобновились уроки в гимназии, из учеников было мало, особенно в старших классах, отсутствовали также и некоторые преподаватели. Заведывание школами сосредоточилось в Отделе Просвещения Исполнительного Комитета Нарвского Совета рабочих и солдатских депутатов.

   7 декабря гимназию посетили Комиссар Просвещения Валлнер и заведующий Нарвскими школами Верлин. Первый обратился к ученикам с речью и сказал, что освободители Нарвы принесли с востока новую культуру и просвещение.

   В то время как произносились эти и им подобные слова "носители новой культуры" зверски расстреляли законоучителя гимназии священника о. Волкова, ученика VI класса Римского-Корсакова и многих других, ни в чём не повинных лиц. Население города было объято ужасом.

    19 января 1919 года Нарва была освобождена от власти большевиков доблестными Эстонскими войсками, и население города могло облегченно вздохнуть, очутившись под властью и надежной защитой молодого Эстонского государства, высоко ценящего свободу, право и культуру, культуру, основанную на принципах христианской религии - гуманности и любви к ближнему.

     В то время как германские оккупационные власти в своём шовинизме добивались насильственного онемечения и в  кратчайшей срок хотели русскую гимназию превратить в немецкую по прусскому образцу,— Эстонское государство, созданное по последнему слову государственной науки, провозгласило гуманные принципы равноправия национальностей и культурного самоопределения национальных меньшинств, предоставив всем гражданам право обучать своих детей на их родном языке.

    Руководствуясь такими взглядами, Нарвская Городская Дума 14 июля 1919 года постановила, что взамен мужской и женской гимназии, в Нарве должны быть две гимназии с совместным обучением: I ая - с эстонским и II-ая - с русским языком  преподавания, и с тех пор оба учебных заведения, чтя заветы и традиции своей предшественницы, с честью продолжают трудное и ответственное дело воспитания и образования подрастающего поколения.

   Да здравствуют, процветают и развиваются две Нарвских гимназии! Да останутся они навсегда двумя вершинами научного знания и общечеловеческой гуманной культуры, с которых и впредь беспрестанно будут стекать умственные и нравственные силы, облагораживающие и совершенствующие человеческую жизнь!

 

* Июнь или июль,так в каком же месяце была открыта гимназия?

Подтверждение даты основания прогимназии,1 июля 1875, нашлось в статье К. Скляровой в НЛ № 119 от 12.12.1925 

** Сокольские упражнения - гимнастика, базирующаяся на упражнениях с предметами, физических упражнениях на снарядах, массовых упражнениях и пирамидах. Гимнастика впервые появилась в Австро-Венгрии, её основателем был профессор пражского университета Мирослав Тырш (1832—1884). Тырш также является идеологом Сокольского движения, базировавшегося на идеях славянской независимости от Австро-Венгрии. Гимнастика обращала особое внимание на эстетику, красоту и свободу движений, на завершённость гимнастических комбинаций. В конце XIX века были разработаны правила соревнований и терминология гимнастических упражнений. В дореволюционной России сокольская гимнастика пользовалась популярностью среди молодежи и была широко распространена в различных общественных организациях и школах. Упражнения сокольской гимнастики включали элементы акробатики, борьбы, стрельбы из лука и другие виды физической активности. См. https://vkvideo.ru/video-122706665_456239225?ref_domain=yastatic.net
 

Категория: Это было давно | Добавил: Руся (02.06.2025)
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]