В 1806 г. возник клуб «Гармония», вокруг которого объединилась местная немецкая интеллигенция. При клубе действовало Нарвское общество пения, просуществовавшее много лет. В обществе был смешанный хор и весьма известный в Прибалтике мужской квартет. В 1874 г. при клубе «Гармония» была создана библиотека. В следующем году клуб приобрел собственный дом, где устраивались танцевальные и музыкальные вечера. С 1890-х гг. известно и о любительских драматических представлениях в «Гармонии». Возможно, они имели место и раньше. Впрочем, основным занятием членов клуба были карточная игра, биллиард, кегли; при клубе был буфет со спиртными напитками. Господа засиживались за карточным столом или за бутылкой вина до поздней ночи, так что была даже введена система штрафов для тех, кто остается в клубе после половины второго ночи. В клубе были установлены высокие членские взносы, он был доступен только состоятельным людям.
В общем такой же характер носила и деятельность Русского общественного собрания, основанного в 1876 г. Газета «Нарвский листок» следующим образом характеризовала ее: "Большей частью члены приходят в собрание вечером просмотреть газетку, потолковать о городских новостях, поиграть на биллиарде или в картишки, а то и попросту выпить в компании рюмку-другую вина; в течение зимнего сезона устраиваются и литературно-музыкальные вечера, оканчивающиеся обыкновенно танцами, назначаются и специальные танцевальные вечера, маскарады".
Все же при обществе в 1891—1906 гг. существовал кружок любителей драматического искусства, дававший представления в зале общественного собрания. Вскоре после основания общества по инициативе известного нарвского библиофила В.И. Надпорожского при нем была создана библиотека. Идейный облик общества был буржуазным и в общем-то реакционным. В нем группировалось русское купечество, чиновничество и верхушка интеллигенции. При открытии Русского общественного собрания в нем было 34 члена, в дальнейшем его состав увеличился, но никогда не превышал ста человек.
В 1884 г. было создано Нарвское музыкальное общество. При нем существовала музыкальная школа и небольшой оркестр, составленный из учеников этой школы. Оркестр часто выступал в клубах и на всевозможных концертах.
В 1890-е гг. возникают русские общества трезвости, которые занимались и культурно-просветительной работой. В 1893 г. было открыто Общество трезвости при Суконной мануфактуре Штиглица. В 1899 г. создан Нарвский городской комитет попечительства о народной трезвости, который вскоре стал устраивать вечера с разнообразной программой, народные чтения, организовал любительскую труппу (первое представление ее состоялось уже летом 1899 г.). При комитете была основана и библиотека-читальня.
В 1907 г. создается Нарвское общество педагогии и гигиены. Оно основало так называемую «Новую школу», деятельность которой базировалась на новых общеобразовательных и воспитательных принципах (оценки там, например, не выставлялись). Позже по инициативе общества было создано коммерческое училище. Наиболее многочисленными были эстонские общества, да, пожалуй, и их культурно-просветительная деятельность была наиболее интенсивной и интересной.
Нарвский книготорговец и издатель газеты "Новая жизнь" Рейнхольд Пыдер. Предположительно 1909 г.
Позже возник эстонский драматический коллектив Р. Пыдера, владельца типографии, в 1905 г. социал-демократа (затем отошел от социалистического движения). С конца 1890-х гг. известно о спектаклях русских любителей во главе с М.К. Камышанским, в 1902 г. объединившихся в кружок любителей драматического искусства. Этот кружок сравнительно регулярно выступал со спектаклями на нарвских сценах. В 1912 г. возникает любительская труппа под руководством А. Павлова.
После революции 1905 года организуется еврейский кружок любителей драматического искусства. В 1907 г. его возглавляли Блаушильд и Тукомский, а в 1912 г. — Абрамович. Известны и отдельные украинские спектакли, поставленные нарвскими любителями.
Таким образом, театральная жизнь Нарвы в самом конце XIX — начале XX в. была — по крайней мере, по количественным показателям — весьма интенсивной. Спектакли — особенно в 1908—1914 гг. — шли чуть ли не ежедневно, а по субботам и воскресеньям одновременно давалось несколько представлений в разных театральных залах города. Правда, во всем этом были и свои минусы. Театральные силы Нарвы оказались распыленными. Художественный уровень большинства постановок любителей был низок. Низкой была и посещаемость спектаклей как Нарвского городского театра, так и любителей. Только отдельные представления да выступления знаменитых гастролеров собирали полный зал.
Театр "Выйтлея". У забора склад чугунно-литейного завода.
В 1910 г. возникает мысль о создании единого сильного Нарвского эстонского театра на базе объединения трупп «Выйтлея» и Нарвского эстонского общества. Осенью того же года были выработаны условия, на основе которых должен был быть создан такой единый профессиональный театр, но претворить в жизнь их тогда не удалось. Отметим, что из нарвских коллективов вышел целый ряд выдающихся эстонских актеров, позже выступавших на сценах Таллина, Тарту и других городов: А. Сяллик, Ю. Пыдер, К. Треумундт, А. Сунне, А. Юксип и другие.
Впрочем, в первом десятилетии нынешнего столетия у театра появился могущественный конкурент — кинематограф. С 1910 г. следуют постоянные жалобы на всеобщее увлечение кино, которое отвлекает зрителей от театра. Первые сеансы кино имели место в Нарве, по-видимому. в 1898 г., когда в городе давались «представления братьев Люмиер знаменитого театрального синематографа из Парижа». В объявлении в газете «Нарвский листок» указывалось: «8, 9 и 10 апреля в нашем городском театре будут демонстрироваться посредством кинематографа картины из путешествий по Италии, Франции, Германии, а также различные жизненные сценки и явления природы. Кинематограф — весьма интересный аппарат. Отличительный признак демонстрирования посредством его картин — это движение: люди, целые сцены, явления природы —проходят перед глазами зрителя, как живые, и производят на него сильное впечатление».
После революции 1905 г. в Нарве открываются первые кинотеатры.
Теперь о хоровых и вообще музыкальных коллективах. Первый эстонский хор был создан Хансом Раммулем в 1862 г. на Кренгольме. Он. правда, через два года распался, но позже был восстановлен и существовал на протяжении всего рассматриваемого нами периода. Видимо, в 1880-е гг. был создан так называемый хор Раякиви при Суконной фабрике. (Раякиви — название общества пения при этой фабрике). В конце 1880-х гг. возник смешанный эстонский хор Льнопрядильной фабрики, которым руководил Ханс Отс. Этот хор был одним из лучших в Нарве. Любопытно, что на стыке двух столетий в нем одновременно пело четыре представителя семейства Отсов. Существовали эстонские хоры при Петровской и Александровской церквах, а также на Парусинке. Оркестров было меньше. Духовые оркестры были на Кренгольме, у военных и у пожарников. У пожарников был и струнный оркестр (ансамбль балалаечников). Такие же оркестры были и в некоторых обществах.
В Нарве имели место и широкие по своему размаху и профилю культурные мероприятия. Так, народный праздник в Нарвском эстонском обществе 29 июня 1892 г., по существу, был певческим праздником, в котором приняло участие 12 хоров (из них четыре нарвских), всего около 500 певцов. На празднике был и конкурс хоров. Первое место занял хор Льнопрядильной фабрики. Объединенными хорами на празднике дирижировал эстонский композитор Александр Ляте, он же возглавлял жюри конкурса.
Вирумааский эстонский певческий праздник состоялся в Нарве 11 июня 1895 г. В нем участвовало 8 (по другим сведениям — 12) хоров, которыми дирижировала Мийна Херманн. На конкурсе первое место занял хор Петровской церкви. На следующий день праздник был повторен в Усть-Нарве.
Но все же эти певческие праздники носили в целом локальный характер. Несравнимо более широкий масштаб имел певческий праздник эстонских поселенцев в Нарве летом 1912 г. В нем приняло участие 5000 певцов и музыкантов со всех концов страны, из них 1000 из эстонских поселений в России и 4000 из Эстонии. Участвовали смешанные и детские хоры и духовые оркестры. Хорами дирижировали К. Креэк, П. Пенна, X. Сиймер, М. Фриш. Нарвские хоры выступали и отдельно. Если верить газетным сообщениям, на певческом празднике присутствовало 25000 слушателей.
К певческому празднику был приурочен и ряд других мероприятий. В Нарве состоялось выездное заседание Эстонского литературного общества с рядом докладов (первое такое выездное собрание общества в Нарве имело место еще в августе 1909 г.). Состоялась эстонская художественная выставка (кстати, первая эстонская художественная выставка в Нарве), в которой приняло участие пять художников — П. Арен, А. Янсен, Карл и Пауль Бурманны и А. Тенсинг. На ней было представлено 200 работ. Отдельно демонстрировались в ателье художника Александра Промета на Петровской площади его работы и работы его учеников. Во время певческого праздника состоялись спортивные соревнования по весьма широкой программе, ряд театральных представлений и концертов.
Нужно, однако, учесть, что социал-демократы выступили против этого певческого праздника, доказывая, что он носит буржуазный характер и что рабочим нет до него никакого дела. Известный пролетарский писатель В. Бук даже написал специальную брошюру «Один забытый город», направленную против праздника. С рядом статей против него выступила газета «Кийр». Но, как бы то ни было, все же певческий праздник 1912 г. был важным событием в культурной жизни Нарвы.
Продолжение |