Главная » Статьи » Источники » Публикации |
Ивангородское кладбище расположено на Ивановской горе-взгорье к востоку от Ивангородской крепости. На этом месте ранее находилось имение Rathshof, которое во время сражений Северной войны в 1703 году было стерто с лица земли. Сведений о точном времени появления здесь кладбища пока обнаружить не удалось. Старожилы рассказывали, что встречали здесь каменные плиты, датированные XVII веком, но при тщательном обследовании погоста обнаружить их не удалось. В ходе нашего исследования территории погоста самым старым захоронением на сегодняшний день признана могила конца XVIII века со следующим текстом на гранитной плите: «Здесь погребен сын, тело, прах Настоящее захоронение расположено рядом с могилой потомственного, почетного гражданина г. Нарвы купца Пантелеева Филиппа Яковлевича (†1914) неподалеку от входа в прикладбищенскую церковь. Можно предположить, что кладбище появилось в годы царствования Императрицы Екатерины Великой во второй половине XVIII века, когда при эпидемии тифа и оспы попавшей в Россию из Западной Европы в 1772 году Указом Сената было запрещено производить захоронения на прежних кладбищах в городских пределах, вследствие этого погосты выносились за городскую черту. Тогда в Нарве появились два кладбища: Нарвское Сиверсгаузенское (Сиверское) лютеранское и Нарвское [Ивангородское] православное. Кладбище было приписано к приходу Нарвской [Ивангородской] церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», отчего часто именовалось в документах «Знаменским», так же кладбище значилось, как Нарвское Ивановское, Нарвское Гарнизонное. Вероятно, изначально настоящий погост был учрежден как кладбище Нарвского Военного гарнизона, позже он был упразднен и организован как общегородской православный для русской части жителей Нарвы. В 1856 году нарвский купец Павел Иванович Орлов построил на свои деньги кладбищенскую часовню в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Уже в 1858-1859 гг. он перестраивает ее в церковь. С этого времени кладбище также обиходно именовалось Петро-Павловским, или Нарвским [Ивангородским] православным. В 1858-59 гг. П.И. Орлов оплатил постройку кладбищенской каменной ограды и ворот. Автор проекта храма и ворот архитектор В.К. Рейер (ученик известного российского архитектора К.А.Тона, по проекту которого был построен храм Христа Спасителя в Москве). Ворота и каменное ограждение частично сохранились до наших дней. Каменная кладбищенская лестница с металлическими поручнями имеет зримое сходство с монастырской лестницей 1877 года на острове Валаам. По некоторым сведениям в августе 1890 года прикладбищенскую церковь посетил Император Александр III. На убранство храма и утварь жертвовали горожане, в частности, можно отметить серебряное паникадило подарок барона А.Л. Штиглица, дискос и братину - дар потомков почетного гражданина г. Нарвы генерала Н.А. Яфимовича. Храмовый антиминс был с мощами Святителя Савватия Желтоводского. В 1905 году рядом с верхним подъемом лестницы была построена каменная сторожка смотрителя (до наших дней сохранились руины стен). С 1920-х гг. в православных Нарвских приходах возникли разногласия в среде священнослужителей и мирян о праздновании Пасхи по старому или по новому стилю. В 1925 году группе Ивангородских прихожан отстаивавших дедовские каноны, предоставили кладбищенскую церковь для совершения богослужений по старому стилю. В начале 1931 года все остальные православные приходы Нарвы перешли на празднование Пасхи по новому стилю. Ивангород в те годы не имел самостоятельного статуса, а входил в территориальное подчинение г. Нарвы под названием Ивангородский форштадт. Обиходно в просторечие назывался «Русской Нарвой», «Ивановской стороной», «Ванькиной деревней». Саму же Нарву, русские жители именовали «Немецкой Нарвой». Городские привилегии были пожалованы шведским королем Густавом Адольфом II в 1617 году. В 1645-46 гг. королевой Кристиной был лишен статуса и включен в состав г. Нарвы. Повторно городской статус получил лишь в 1954 году. Известно, что «немецкие» нарвитяне часто наказывали родственникам при жизни, или отписывали в духовном завещании о захоронении своего праха в русской земле на Ивангородском погосте. По воспоминаниям старожилов настоящая территория к первой половине XX века представляла помпезное и богатое кладбище. По качеству надгробий, скульптур, часовен и по технике их исполнения погост превосходил левобережный Нарвский и напоминал фрагмент столичного Некрополя. В частности, к образцу памятника искусства можно было бы отнести бронзового ангела на фамильном захоронении баронов Штакельбергов. Скорбящий ангел в 1980-х годах был украден, остался лишь камень-валун, служивший его основанием, а гранитные надгробия ныне подвергаются актам вандализма. Многие часовни и склепы, представлявшие художественную и историческую ценность, уничтожены. Встречаются площадки, на которых полностью утрачены могильные памятники. Несмотря на значительный урон, нанесенный исторической части кладбища, до наших дней сохранились: церковь, некоторые часовни-склепы и многие каменные надгробия. Важно отметить сохранность могил священника Александра Волкова (†1919) убитого красноармейцами и причисленного к лику Святых Новомучеников Российских Синодом РПЦ 26 декабря 2001 года; Архиепископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздова) (†1929; останки перенесены весной 2006 года в Эстонию и перезахоронены на погосте Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря); широко известного в Европе русского ученого, профессора Петербургского и Тартуского университетов Михаила Анатольевича Курчинского (†1939); военного священника Анатолия Лебедева (†1881) 8-го гренадерского полка, участника Русско-турецкой кампании 1877–1878 гг., оставившего после себя дневник похода (опубликован в 1878); участников Отечественной Войны 1812 года, Георгиевских Кавалеров, офицеров Русской Императорской Армии; двух сыновей известного композитора И.Ф. Архангельского и многих других благородных людей, заслуживающих вечной памяти и покоя, как и всех здесь лежащих. Несмотря на утрату некоторых текстовых табличек, точные месторасположения захоронений некоторых именитых россиян удалось сохранить. В годы 1-й Эстонской республики (1918-1940) была создана Кладбищенская комиссия, в обязанности которой входило распределение мест для захоронений и благоустройство. Так в 1930-х годах заведующим кладбищем являлся А.Г. Кибок, который был награжден Эстонской Апостольской Православной Церковью за труды в ноябре 1937 года орденом Св. Платона 3-й степени. Комиссия ежегодно отчитывалась за свою работу перед приходским советом Нарвской Знаменской церкви. Первый большой урон кладбищу нанесла война. В 1945 году нарвитянин, вернувшийся домой из сибирской ссылки, вспоминал: «Картину запустения, а вернее, опустошительного разрушения, будто после страшной бури, представляло из себя Ивангородское кладбище. В окружении сломанных деревьев, тяжело израненная, искромсанная осколками снарядов, жалкое впечатление производила кладбищенская Петровская церковь (правильно - Петро-Павловская церковь – С.З.). В таком же состоянии находилась часовня – склеп Лаврецовых. Двери часовни открыты настежь. Вскрыт плиточный пол, подняты железные створы входа в склеп. Внизу – два пустых цинковых ящика, из которых вытащены гробы с останками покойных. Куда их выбросили? По кладбищенским дорожкам невозможно пройти из-за поваленных во всех направлениях вековых деревьев. Выворочены и согнуты железные кресты, разбиты мраморные памятники и надгробия, искорежены и сплюснуты к земле под тяжестью деревьев многочисленные ограды. До войны чистое, уютное и ухоженное Ивангородское кладбище стало местом сборища хулиганов и всяких подозрительных личностей». Кладбище было закрыто в 1976 году. В 1991 году в виде исключения городскими властями было дано разрешение на подхоронение в могилы родных праха Марии Дмитриевны Капраловой. Сергей Зирин | |
Категория: Публикации | Добавил: tellis (07.04.2010) | |
| Комментарии: 6 |
Всего комментариев: 6 | |||||
| |||||