Меню сайта

Наш опрос

Какой период в истории города вам наиболее интересен?
Всего ответов: 2650

Форма входа

Поиск

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Дела давно минувших дней » Это было давно

Сохраняйте культурное наследие своего города

Статья В.В. Косточкина в газете "Нарвский рабочий" № 114 от 25.09.1951

Нарва — один из старейших городов Советской Эстонии. Ее историческое прошлое является страницей в истории Советского Союза. Краткий курс истории ВКП(б) рассказывает, что под Нарвой и Псковом родилась Красная Армия; история СССР говорит, что здесь развернулись события 1558 года, когда Иван IV Грозный начал борьбу за Прибалтику — исконное владение Великого Новгорода — и событие 1701-1703 годов, когда Петр I путем отвоевания Нарвы у шведов и основанием Санкт Питер Бурха открыл Руси «окно в Европу».
     Об этом историческом прошлом Нарвы, имевшей до вторжения немецко-фашистских захватчиков в 1941 году цельный художественный облик, говорят многочисленные древние постройки. Их остатки наполняют сейчас территорию так называемого «старого города». Окруженные древними бастионами, эти постройки, среди которых преобладают жилые гражданские строения, являются памятниками архитектуры и находятся под охраной государства. Даже и в искалеченном состоянии все эти памятники, живописно возвышаясь над рекой, сливаются с окружающей природой в единый прекрасный комплекс.
     Наличие таких построек на территории города дает нам право справедливо назвать Нарву городом-музеем. В этом своеобразном музее экспонатами служат не предметы, выставленные на стендах и в витринах, а памятники древнего зодчества, которые совместно с древней планировкой — площадями, улицами и переулками — повествуют об истории, развитии и культуре города, начавшего свое существование более семисот лет назад.
     Сохранение и включение всех этих памятников в новую застройку «старой Нарвы» дает возможность городу сохранить как его художественную ценность, так и страницы его истории. Наличие же таких построек в городе всегда даст материал для нового творчества, всегда покажет разительный контраст между Нарвой капиталистической и Нарвой социалистической. Это и понятно, ибо «архитектура, указывал Н. В. Гоголь, есть тоже летопись мира; она говорит тогда, когда молчат и песни и предания».
     Однако не все жители Нарвы и не все местные организации, а в особенности их руководители, хорошо понимают это. Скептически и пренебрежительно относясь к памятникам архитектуры, производя или разрешая подчас их разборку, они, тем самым, уничтожают подлинные документы истории, замечательные произведения архитектурно-строительного искусства народа.
     Большой ошибкой главного архитектора города т. Вийра было дать разрешение на разработку хорошо сохранившейся коробки дома № 20/21 на углу улиц Суур и Рютли. Этот дом, выходивший одним углом на Ратушную площадь, был одним элементом в ее архитектурном облике. Украшенный богатым резным каменным порталом и угловым эркером он был замечательным творчеством древних местных строителей.
     Не меньшим злом для города явилась и произведенная недавно разборка стен дома № 24 (так называемый дом Поортена) на улице Рюютли. Этот дом был наиболее ценным гражданским памятником Нарвы. Созданный в 1695 году руками местных строителей он являлся своеобразным образцом нарвской архитектуры конца XVII века. Его фасад, сохранившийся еще и в настоящее время, украшен ионическими пилястрами с резными капителями и базами, хорошо выполненным и тонко прорисованным каменным порталом с женским бюстом и детскими фигурами наверху, тонко профилированными карнизом и фронтоном.
     Сохранение и возможное восстановление такого дома в структуре новой строящейся Нарвы даст возможность не только сохранить сам памятник, являющийся культурным наследием города, но и украсить новые формирующиеся сейчас улицы.
     То же самое надо сказать и про дом № 3 на улице Койду. Этот дом представляет собой не меньшую художественную ценность, чем дом № 24 по улице Рюютли. В настоящее время этот памятник, созданный в конце XVII века, является единственным объектом, восстановление которого может быть осуществлено полностью. Это не потребует больших капиталовложений, так как памятник сохранил полностью свой прежний фасад с каменным рустованным порталом, древнюю внутреннюю структуру, типичную и характерную для нарвской архитектуры XVII века, древние расписные часто поставленные деревянные балки вестибюля и много архитектурных фрагментов других интерьеров.
     Восстановление этого памятника, одна стена которого грозит падением, является первоочередной задачей, стоящей перед городом, ценящим и любящим свое архитектурно-художественное наследство, свои исторические ценности. После окончания восстановительно-реставрационных работ в этом доме может разместиться местный городской музей, нуждающийся в помещении более просторном и удобном чем то, которое он сейчас занимает. Для этого здесь имеются все данные — и сам памятник, где могут быть выставлены экспонаты, и садик перед ним, в котором удобно разместить различные архитектурные детали и фрагменты, извлекаемые из руин "старого города" и место его расположения на краю городского сада, откуда открывается величественная панорама на крепость Ивангород, замок Германа и реку Нарову. Лучшего места для размещения музея вряд ли можно найти.
     Не менее важен в архитектурно-художественном отношении и ансамбль площади Ратуши. Сохранивший свои основные компоненты — Ратушу, биржу, важню и аптеку, которые были созданы примерно в одно и то же время различными зодчими — этот ансамбль решен как бы по единому архитектурному замыслу. В нем каждая последующая постройка не подавляла, а, наоборот, дополняла предыдущую. Его здания живописно-группирующиеся вокруг булыжниковой площади составляют «полукольцо», образующее как бы торжественный зал, предназначенный для собраний и совещаний. Окруженная зданиями, фасад каждого из которых решен в ордерной системе, площадь перед Ратушей была красивейшей площадью «старого города». Кроме того, она была и его главной площадью. Недаром Петр I выбрал ее для совершения торжественного акта — принятие ключей Нарвы от разбитого им шведского коменданта.
     Сейчас уже нельзя говорить о полном восстановлении всех сооружений этой площади. Однако сохранить ее габариты, привести в порядок и включить в структуру новых зданий, сохранившиеся фасады биржи, важни и аптеки — это прямая задача города. Восстановление же Ратуши с архитектурным обликом и внутренними помещениями, которой связаны исторические революционные события 1917 года, должно быть произведено почти полностью. Впоследствии в ней может разместиться городской дом пионеров. Фасад же биржи может украсить коробку нового кинотеатра, а фасады важни и аптеки — здания жилого или торгового назначения. Наличие такого ансамбля, в котором будут сохранены замечательные фасады древних архитектурных памятников, в значительной степени обогатит архитектуру современной Нарвы и еще более украсит город.
     Огромную роль в архитектурном облике Нарвы играет и комплекс замка Германа. Вместе с крепостью Ивангород этот комплекс составляет цельный архитектурный организм, в котором отразились и агрессивные устремления ливонских феодалов, с одной стороны, и законные желания русского народа — с другой. Если постройкой замка Германа немецко-ливонские рыцари хотели упрочить свое господство в Прибалтике и расширить фронт агрессивных действий на востоке, то постройкой Ивангорода Русское государство укрепляло свои границы и открывало Руси выход к морю. Если в архитектурном облике замка отразилась идея порабощения и закабаления местного населения, то в художественном образе Ивангородской крепости сказалось стремление русского народа, отстаивавшегося свои законные права и боровшегося за свою независимость. Именно эти стремления побудили создание с одной стороны реки ливонского замка, с другой стороны — русской крепости. Отсутствие одного исключало появление другого.
     Наличие такого своеобразного ансамбля, где два слагаемых являются творением двух врагов есть характерный момент в живописном архитектурном облике Нарвы. Противопоставление же Ивангородской крепости Германовскому замку — оплоту немецких рыцарей на берегу Наровы — есть единственный пример как в русской, так и в мировой архитектуре. Нигде вы не найдете двух архитектурных сооружений, созданных двумя различными государствами с различными целями, стоящих в такой непосредственной близости друг от друга и представляющих один архитектурный ансамбль. Несомненно, что сохранение и консервация такого комплекса как замок Германа должно быть осуществлено в планировке современной Нарвы. Это тем более необходимо потому, что в настоящее время уже поднят вопрос о создании и организации в Ивангородской крепости архитектурно-исторического заповедника.
     Несомненно, что большую художественную и историческую ценность представляют и многие другие древние сооружения «старой Нарвы». В числе их находятся: дом Петра I, три жилых дома на улицах Туру и Виру, угловые дома по улицам Суур 1 - Мяэ 2 и Рюютли 10Раху 19, ансамбль двух древних церквей. Вместе с ними большой исторической ценностью являются городские бастионы, а также монументы, один из которых стоит на могиле русских воинов в городском саду, а другой, воздвигнутый Семеновскому и Преображенскому полкам, на дороге по направлению к Усть-Нарве.
     Сейчас в городе закончила свою работу специальная комиссия Управления по делам архитектуры при Совете Министров Эстонской ССР, которая сочла необходимым приложить все усилия для того, чтобы перечисленные выше архитектурные памятники были сохранены, а впоследствии и восстановлены в архитектурном облике строящейся и растущей Нарвы. Естественно, что выполнение этой трудной задачи может быть осуществлено как с помощью горисполкома, местных партийных и общественных организаций, так и при активном участии всех городских жителей. Только при таком положении можно будет добиться скорейшего восстановления древнего нарвского архитектурно-художественного и исторического фонда.
Архитектор
В. В. Косточкин
Научный сотрудник Научно-методического Совета по охране памятников культуры при президиуме Академии наук СССР.
Категория: Это было давно | Добавил: Руся (01.11.2023)
| Комментарии: 2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]